Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Владимир Шулятиков
О МИХАЙЛОВСКОМ
"Курьер", 1901 г., No 97
В своей книге "Субъективизм и индивидуализм в общественной философии" г. Бердяев
характеризует Н.К. Михайловского, как "замечательнейшего философа - публициста народничества" и
объясняет его философию из условий общественного и экономического развития, имевшего место в эпоху
семидесятых годов. <...> Эпоха семидесятых годов - эпоха быстрого первоначального роста капитализма в России, быстрой
замены натурального хозяйства денежным. <...> Делая свои первые поступательные шаги, капитализм
"прогрессивный по существу", в данную эпоху "не успел еще достаточно развить в своих недрах тех
положительных сторон, развитие которых и составляет его историческую миссию. <...> Видя только отрицательные стороны
капитализма, прогрессисты-семидесятники "боялись этих сторон, как враждебных идеалам народного
производства" и не замечали положительных сторон совершавшегося процесса, не могли понять значения
новых, нараставших общественных элементов. <...> Вся картина экономических и общественных отношений
70-х годов наводила тогда прогрессистов-интеллигентов на мысль "об антагонизме между их идеалами и
общественным развитием". <...> Идеалы народа" представлялись интеллигентам идеалами человеческой личности вообще; у
крестьянина - мелкого производителя они находили "высокий тип развития", а побивающий этого мелкого
производителя капитализм они считали "естественным ходом вещей", с которым личность должна
бороться". <...> Идея антагонизма личности и общества, антагонизм идеалов человечества и "естественного хода
вещей", культ цельной, гармонически развитой личности и проповедь субъективизма - все эти главные
посылки философского учения г. Михайловского, представляют из себя, по мнению г. Бердяева, не что
иное, как яркое выражение подобных взглядов на процесс экономической и общественной эволюции. <...> Верховенствующая личность г. Михайловского <...>
О_Михайловском.pdf
Владимир Шулятиков
О МИХАЙЛОВСКОМ
"Курьер", 1901 г., No 97
В своей книге "Субъективизм и индивидуализм в общественной философии" г. Бердяев
характеризует Н.К. Михайловского, как "замечательнейшего философа - публициста народничества" и
объясняет его философию из условий общественного и экономического развития, имевшего место в эпоху
семидесятых годов.
Эпоха семидесятых годов - эпоха быстрого первоначального роста капитализма в России, быстрой
замены натурального хозяйства денежным. Делая свои первые поступательные шаги, капитализм
"прогрессивный по существу", в данную эпоху "не успел еще достаточно развить в своих недрах тех
положительных сторон, развитие которых и составляет его историческую миссию. Как всегда в начале
развития, отрицательные стороны сильнее давали себя чувствовать". Видя только отрицательные стороны
капитализма, прогрессисты-семидесятники "боялись этих сторон, как враждебных идеалам народного
производства" и не замечали положительных сторон совершавшегося процесса, не могли понять значения
новых, нараставших общественных элементов. Вся картина экономических и общественных отношений
70-х годов наводила тогда прогрессистов-интеллигентов на мысль "об антагонизме между их идеалами и
общественным развитием".
"Идеалы народа" представлялись интеллигентам идеалами человеческой личности вообще; у
крестьянина - мелкого производителя они находили "высокий тип развития", а побивающий этого мелкого
производителя капитализм они считали "естественным ходом вещей", с которым личность должна
бороться".*
* Николай Бердяев. "Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический
этюд о Н.К. Михайловском", стр.9.
Идея антагонизма личности и общества, антагонизм идеалов человечества и "естественного хода
вещей", культ цельной, гармонически развитой личности и проповедь субъективизма - все эти главные
посылки философского учения г. Михайловского, представляют из себя, по мнению г. Бердяева, не что
иное, как яркое выражение подобных взглядов на процесс экономической и общественной эволюции.
"Верховенствующая личность г. Михайловского - это идеальное отражение личности мелкого
производителя, стремящегося самостоятельно удовлетворить свои потребности на почве натурального
хозяйства". "Личность" г. Михайловского находится в антагонизме с "обществом", потому что
общественное развитие побивает мелкого производителя и разрушает его иллюзии; оно относится
враждебно к общественному развитию труда и общественной дифференциации, как к признакам
общественного развития, разрушающего тот тип хозяйства, при котором мелкому хозяину живется
благополучно. "Общество" г. Михайловского, которое у него фигурирует также под названием
"органического типа" или "естественного хода вещей" - это отражение надвигающегося на Россию
капитализма, враждебного мелкому производству и народническим идеалам.*
* Цит. сочин., стр. 225.
Подобное толкование философского и общественного учения г. Михайловского вдвойне
ошибочно.
Г. Бердяев старался установить слишком прямолинейную связь между "идеологией" и жизнью,
между философией и ростом общественно-экономических отношений. Конечно, каждая философская
система, каждая идея является порождением общественной среды, и задача историков и социологов
должна сводиться исключительно к тому, чтобы вскрывать общественный генезис идей и систем. Но
вскрытие этого генезиса надо доводить до конца: далеко не достаточно объяснить известную идею или
систему, как простое "отражение" и "преломление" общественно-экономических отношений,
происходящее в "голове интеллигента", далеко недостаточно смотреть на интеллигента, как на какого-то
абстрактного наблюдателя "мимо несущейся жизни". Необходимо подходить к самому источнику
зарождения идей и доктрин и искать в условиях существования своеобразных общественных ячеек,
называемых общим именем интеллигенции, условий развития идеологических учений. Борьба за
существование, которую ведут различные группы интеллигенции, степень зависимости интеллигенции от
Стр.1