Владимир Шулятиков
РАССКАЗЫ О "БЕЗДОМНЫХ И БЕЗРОДНЫХ" ИНТЕЛЛИГЕНТАХ
(Очерки и рассказы Евгения Чирикова, кн. 1 и 2)
Произведения г. Чирикова [1] - ценный памятник только что "отжитого времени", интересные
страницы из дневника той интеллигенции, которая в первой половине девяностых годов пришла на смену
прогрессистам "безвременья", разочарованным, не ведающим "дороги", стоявшим на распутье, которая
совершила решительный "перевал", которая отвергла веру в критически мыслящую и нравственно
сильную личность, которая ставила прогресс всей человеческой цивилизации в зависимость от развития
класса буржуазии, которая усмотрела в ходе истории действие законов железной необходимости, и
которая развенчала самое себя, признавши себя "бессильной" перед действием этих железных законов.
О "боевом" моменте в жизни этой интеллигенции, о том моменте, когда она давала "генеральное"
сражение представителям мировоззрения семидесятых-восьмидесятых годов и повествуют рассказы г.
Чирикова.
В его рассказах, правда, мы не найдем последовательного, подробного летописного повествования
о жизни новых прогрессистов; правда, г. Чириков не ставил себе задачей вскрытие всех социальных
причин, создавших новое мировоззрение, правда, он не анализирует развитие этого мировоззрения со всех
сторон: он ограничивается тем, что рассказывает о появлении новосложившегося типа прогрессиста в
одном уголке русской жизни, он выясняет, какие условия жизни этого уголка могли способствовать
укреплению веры в новую "истину", он подчеркивает преимущественно одну сторону нового учения -
догмат о бессилии интеллигенции управлять ходом исторического развития.
Он рисует интеллигента-прогрессиста, поставленного в среду провинциальной жизни [2].
В уездный город Сердянск приезжают на летние вакации два студента ("Студенты приехали") [3],
сын местного почтмейстера Гавринька и сын мещанки-садовницы Наум Григорьев. Студенты
преисполнены лучших намерений. Они увлекаются идеями восьмидесятых годов. Они мечтают о
полезной "деятельности" и полезной работе. Особенно усердно принимается за "работу" Наум. Он "думал
широко и глубоко и фанатически верил в торжество правды и справедливости". Он задается благородной
целью: он мечтает о "пробуждении и развитии сердянского самосознания, о борьбе с рутиной и
пошлостью, захолустным невежеством, спячкой и возмущающим душу индифферентизмом". Для своего
дела он чувствует себя достаточно сильным; он ощущает в себе "силу великую, богатырскую" и "как
витязь, вызывает на бой отважного"...
Он приступает к делу. Он подбирает подходящее общество и устраивает общеобразовательные
чтения. Но предварительно он держит совет с Гавринькой.
- С чего же начнем? С экономии.
- Нерационально.
- Почему?
- Multis de causis. [* По многим причинам (лат.).]
- А именно?
- Кто же это начинает с экономики? Прежде всего, надо заставить личность критически отнестись
к себе и к окружающему, разбудить нравственное чувство, сознание долга перед обществом, а потом уж...
Необходимо начать с этики, - сказал серьезно Наум Григорьев.
И друзья начинают просвещать местных дам, читая в их обществе книги "Об историческом
развитии личности", "Об исторических судьбах женщины", произнося лекции на тему о "целях жизни", о
"жизни вообще", о "задачах и целях честного человека, его нравственном долге и ответственности".
Но книги и лекции не оправдывают возложенных на них надежд. Друзьям не удается
перевоспитать сердянское общество: они встречают слишком много препятствий. Прежде всего, дамы не
слишком серьезно относятся к делу саморазвития.
Хорошенькая жена землемера Наталья Михайловна посещает собрания, где происходят чтения,
лишь от скуки и смотрит на эти чтения лишь как на случай позабавиться флиртом. Ее красота производит
сильное впечатление на Гавриньку. Гавринька мало-помалу начинает не в шутку увлекаться ею. Но
Наталья Михайловна остановила свое внимание на Науме. Гавринька ревнует и... ссорится со своим
другом. О романе Гавриньки распускаются сплетни по всему городу. Роман кончается не совсем
благополучно: муж Натальи Михайловны обращает в позорное бегство влюбленного студента.
Наум терпит другого рода фиаско. Он "развивает" дочь дьякона Ольгу. В один прекрасный день,
во время их беседы, к ним в комнату является мать Ольги и заявляет категорически: "Вот что, Наум
Васильевич!.. Если вы думаете жениться на Оленьке, так другое дело, а если так только, то нечего попусту
Стр.1