Второе размышление: представление, независимое
от закона основания: платоновская идея: объект искусства
КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ. <...> Второе размышление: утверждение и отрицание воли к
жизни при достигнутом самопознании
Примечания
Ob nicht Natur zulezt sich doch ergründe? <...> Однако списывать у самого себя или
кропотливо пересказывать еще раз уже высказанное однажды мне было бы столь противно, что я
предпочел этот путь, несмотря даже на то, что теперь я мог бы лучше изложить содержание своего
раннего трактата и очистить его от некоторых понятий, вытекающих из моего тогдашнего чрезмерного
увлечения кантовской философией, -- каковы, например, категории, внешнее и внутреннее чувство и т. д. <...> Но только в том случае, если из
моего трактата "О четверояком корне" будет вполне понятно, что такое закон основания и что он
означает, на что распространяется и на что не распространяется его сила; если будет понято, что этот
закон не существует прежде всех вещей и что весь мир не является лищь вследствие и в силу него, словно
его королларий2, и что, наоборот, закон основания не более, чем форма, в которой всюду узнается
постоянно обусловленный субъектом объект, какого бы рода он ни был, поскольку субъект служит
познающим индивидом, -- только в этом случае можно будет приступить к впервые испробованному здесь
методу философствования, совершенно отличному от всех существовавших доселе. <...> Только критика кантовской философии подверглась значительным
исправлениям и обстоятельным вставкам, потому что их нельзя было собрать в дополнительную книгу,
как я это сделал во втором томе для каждой из четырех книг, излагающих мое собственное учение. <...> Кто же не овладел кантовской
философией, тот, чем бы вообще он ни занимался, находится как бы в состоянии невинности, т. е.
остается в плену у того естественного и младенческого реализма, в котором мы все родились и который
делает способным ко всевозможным вещам, но только не к философии. <...> Если какаянибудь истина <...>
Мир_как_воля_и_представление.pdf
Артур Шопенгауэр
Мир как воля и представление
Артур Шопенгауэр. Собрание сочинений в пяти томах. Том первый.
Перевод Ю.И. Айхенвальда под редакцией Ю.Н. Попова
Примечания А. Л. Чанышева
М., "Московский клуб", 1992
OCR Бычков М. Н.
СОДЕРЖАНИЕ
А. А. Чанышев. Человек и мир в философии Артура Шопенгауэра
МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Предисловие к первому изданию
Предисловие ко второму изданию
Предисловие к третьему изданию
КНИГА ПЕРВАЯ. О мире как представлении. Первое размышление: представление, подчиненное
закону основания: объект опыта и науки
КНИГА ВТОРАЯ. О мире как воле. Первое размышление: объективация воли
КНИГА ТРЕТЬЯ. О мире как представлении. Второе размышление: представление, независимое
от закона основания: платоновская идея: объект искусства
КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ. О мире как воле. Второе размышление: утверждение и отрицание воли к
жизни при достигнутом самопознании
Примечания
Ob nicht Natur zulezt sich doch ergründe?
[И не раскроется ли, наконец, природа?]
Гете1
Предисловие к первому изданию
Я хочу объяснить здесь, как следует читать эту книгу, для того чтобы она была возможно лучше
понята. То, что она должна сообщить, заключается в одной единственной мысли. И тем не менее,
несмотря на все свои усилия, я не мог найти для ее изложения более короткого пути, чем вся эта книга.
Я считаю эту мысль тем, что очень долго было предметом исканий под именем философии, что
именно поэтому людьми исторически образованными было признано столь же невозможно найти, как и
философский камень, хотя уже Плиний сказал им: "Сколь многое считают невозможным, пока оно не
осуществится" (Hist. nat. 7, 1).
Смотря по тому, с какой из различных сторон рассматривать эту единую мысль, она оказывается и
тем, что назвали метафизикой1, и тем, что назвали этикой, и тем, что назвали эстетикой. И, конечно, она
должна "быть всем этим", если только она действительно есть то, за что я ее выдаю.
Система мыслей должна постоянно иметь связь архитектоническую, т. е. такую, где одна часть
всегда поддерживает другую, но не поддерживается ею, где краеугольный камень поддерживает, наконец,
Стр.1