Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 472963)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Жанрово-тематические особенности древнерусских сказаний об иконах. Статья (60,00 руб.)

0   0
Первый авторКириллин Владимир Михайлович
Страниц11
ID1036
АннотацияК иконе на Руси обращались при любых обстоятельствах, ей отводили священную роль посредника не только между Богом и человеком, но и между божественным изволением и земными потребностями человека. Бытование в древнерусской письменности разных сказаний и повестей о чудотворных богородичных иконах широко известно, и на Руси соответствующие повествования получили весьма разнообразную жанровую разработку
Кому рекомендованоДля историков, филологов и всех, интересующихся русской средневековой культурой.
Кириллин, В.М. Жанрово-тематические особенности древнерусских сказаний об иконах. Статья / В.М. Кириллин .— 2009 .— 11 с. — статья

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В. М. Кириллин ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКИХ СКАЗАНИЙ ОБ ИКОНАХ Распространение в Средние века литературы об иконах конгениально традиции иконопочитания — важнейшей составляющей веры и религиозной жизни в лоне христианской Церкви. <...> Действительно, к иконе обращались при любых обстоятельствах, ей отводили священную роль посредника не только между Богом и человеком, но и между божественным изволением и земными потребностями человека. <...> Бытование в древнерусской письменности разных сказаний и повестей о чудотворных богородичных иконах, несомненно, связано было с древней верой в заступническое покровительство Пречистой 1 Девы Марии христианам и, соответственно, с проникновением мариологии буквально во все сферы жизни: от внешней политики Русского государства до крестьянского быта. <...> Сопряжѐнное с почитанием Богородицы литературное творчество ещѐ в Византии в VII—ХI 2 вв. достигло своего расцвета . <...> И на Руси соответствующие повествования получили весьма разнообразную жанровую разработку. <...> 3 Естественно, сказания о богородичных иконах — Абалацкой , 4 5 6 7 Ватопедской , Выдропусской , Гребневской , Иверской , Курской1 Сказания о земной жизни пресвятой Богородицы. <...> Почитание Божией Матери // О вере и нравственности по учению Православной Церкви. <...> Тем не менее, в них находили отражение и своеобразное преломление конкретные исторические события и специфические особенности жизни древнерусского общества в целом: например, борьба с иноземными завоевателями, основание монастырей — «сторожей» Русской земли, междоусобные столкновения, избавление «от глада и мора», нравственно-интеллектуальные искания и общественно-политические тенденции. <...> Согласно этим повествованиям, иконы Пресвятой Богоматери, образы Заступницы Небесной таинственно и непостижимо соединяли мир иной и человека, принимая деятельное, «чудесное» участие в жизни грешного мира: государства или конкретного населѐнного <...>
Жанрово-тематические_особенности_древнерусских_сказаний_об_иконах._Статья.pdf
В. М. Кириллин ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКИХ СКАЗАНИЙ ОБ ИКОНАХ Распространение в Средние века литературы об иконах конгениально традиции иконопочитания — важнейшей составляющей веры и религиозной жизни в лоне христианской Церкви. Действительно, к иконе обращались при любых обстоятельствах, ей отводили священную роль посредника не только между Богом и человеком, но и между божественным изволением и земными потребностями человека. Через икону люди чаяли обрести божию помощь и поддержку, и через икону же, по их убеждению, Бог являл на Земле свою волю, силу, милость и любовь, ниспосылая либо благодать, либо наказание. Бытование в древнерусской письменности разных сказаний и повестей о чудотворных богородичных иконах, несомненно, связано было с древней верой в заступническое покровительство Пречистой Девы Марии христианам1 и, соответственно, с проникновением мариологии буквально во все сферы жизни: от внешней политики Русского государства до крестьянского быта. Сопряжѐнное с почитанием Богородицы литературное творчество ещѐ в Византии в VII—ХI вв. достигло своего расцвета2 вания получили весьма разнообразную жанровую разработку. Естественно, сказания о богородичных иконах — Абалацкой3 , Выдропусской5 Ватопедской4 1 , Гребневской6 , Иверской7 , КурскойСказания о земной жизни пресвятой Богородицы. 2-е изд. СПб., 1870. С. 1-10; Воронин Н. Н. Из истории русско-византийской церковной борьбы XII в. // ВВ. Т. 26. 1965. С. 192; Щапов Я. Н. Политические концепции о месте страны в мире и общественной мысли Руси XI–XIV вв. // Древнейшие государства на территории СССР, 1987. М., 1989. С. 161-165; Платон (Игумнов), архим. Почитание Божией Матери // О вере и нравственности по учению Православной Церкви. М.: Издание Москвовской Патриархии, 1991. С. 269-272; Помазанский М., протопресв. Православное догматическое богословие. В сжатом виде (Поправленное и пополненное авторм в 1981 г.). St. Herman of Alaska brotherhood press, 1992. С. 136-138; Иоанн (Максимович), архиеп. Православное почитание Божией Матери. Вильмуассон–С.Петербург, 1992; Дебольский Г., прот. Дни богослужения Православной кафолической восточной Церкви. Б. м., 2002. С. 92-95. 2 649. 3 Сахаров В. Апокрифические и легендарные сказания о пресвятой Деве Марии, особенно распространенные в Древней Руси / Журн. "Христианское чтение". № 11-12. СПб., 1888. С. Ромодановская Е. К. Есипов Савва // СККДР. Вып. 3 (XVII в.). Часть 1: А — З. СПб, 1992. С.315, 317. 4 Буланин Д. М. Повесть о Ватопедском монастыре // СККДР. Вып. 2 (вторая половина XIV — XVI в.). Часть 2: Л — Я. Л., 1989. С. 227-230. 5 Буланин Д. М. Токмаков Георгий Иванович // СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 431-432. 1 . И на Руси соответствующие повество,
Стр.1
Коренной8 , Оранской9 , Страстной10 , Толгской11 , Шуйской12 и т. д., как и вообще большинство других древнерусских литературных произведений, возникали по преимуществу в церковной среде и потому, прежде всего, служили религиозным запросам людей и интересам Церкви. Тем не менее, в них находили отражение и своеобразное преломление конкретные исторические события и специфические особенности жизни древнерусского общества в целом: например, борьба с иноземными завоевателями, основание монастырей — «сторожей» Русской земли, междоусобные столкновения, избавление «от глада и мора», нравственно-интеллектуальные искания и общественно-политические тенденции. Согласно этим повествованиям, иконы Пресвятой Богоматери, образы Заступницы Небесной таинственно и непостижимо соединяли мир иной и человека, принимая деятельное, «чудесное» участие в жизни грешного мира: государства или конкретного населѐнного места, народа в целом или отдельных людей. Основу преданий составляли обычно реальные исторические факты, которые, однако, древнерусскими писателями — в силу присущего им средневекового мировоззрения — могли быть осмыслены лишь в религиозной форме, в форме благочестивой легенды. При этом всѐ же имело место сознательное или бессознательное устремление создателей конкретных «сказаний» об иконах к защите частных жизненных интересов тех слоѐв социума, к которым они принадлежали (что в целом характерно для древнерусского литературного творчества13 . Будучи едины по своей предметной адресности, все эти тексты весьма разнообразны в жанровом отношении. То есть их как литературные факты чаще всего отличает весьма разный характер художественного осмысления 6 Романова А. А. Сказание о иконе Богоматери Гребневской // СККДР. Вып. 3 (XVII в.). Часть 4: Т — Я. Дополнения. СПб., 2004. С. 561. 7 8 9 Буланин Д. М. Сказание о иконе Богоматери Иверской // СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 362-365. Буланин Д. М. Сказание о иконе Богоматери Курской // СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 572-576. Охотина Н. А. Сказание о иконе Богоматери Оранской // СККДР. Вып. 3 (XVII в.). Часть 3: П — С. СПб., 1998. С.394-399. 10 11 С. 400-407. 12 13 Буланин Д. М. Сказание о иконе Богоматери Страстной // СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 593-595. Каган М. Д., Турилов А. А. Сказание о иконе Богоматери Толгской // СККДР. Вып. 3. Ч. 3. Буланин Д. М. Сказание о иконе Богоматери Шуйской // СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 600-603. Адрианова-Перетц В. П. Задачи изучения «агиографического стиля» Древней Руси // ТОДРЛ. Т. 20. М.; Л., 1964. С. 41. 14 По неточному подсчѐту таковых было явлено в России в разные времена более 460 (Киселѐв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории. М.: Русская книга, 1992. С. 23). 2 ), но, прежде всего, — к защите тех религиозных взглядов и убеждений, которых они твѐрдо держались. Древнерусская книжность сохранила большое число свидетельств о чтимых на Руси чудотворных иконах14
Стр.2