В. М. Кириллин
ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКИХ
СКАЗАНИЙ ОБ ИКОНАХ
Распространение в Средние века литературы об иконах конгениально традиции иконопочитания — важнейшей составляющей веры и религиозной жизни в лоне христианской Церкви. <...> Действительно, к иконе обращались при любых обстоятельствах, ей отводили
священную роль посредника не только между Богом и человеком, но
и между божественным изволением и земными потребностями человека. <...> Бытование в древнерусской письменности разных сказаний и
повестей о чудотворных богородичных иконах, несомненно, связано
было с древней верой в заступническое покровительство Пречистой
1
Девы Марии христианам и, соответственно, с проникновением мариологии буквально во все сферы жизни: от внешней политики Русского государства до крестьянского быта. <...> Сопряжѐнное с почитанием Богородицы литературное творчество ещѐ в Византии в VII—ХI
2
вв. достигло своего расцвета . <...> И на Руси соответствующие повествования получили весьма разнообразную жанровую разработку. <...> 3
Естественно, сказания о богородичных иконах — Абалацкой ,
4
5
6
7
Ватопедской , Выдропусской , Гребневской , Иверской , Курской1
Сказания о земной жизни пресвятой Богородицы. <...> Почитание Божией Матери // О вере и нравственности по учению Православной Церкви. <...> Тем не менее, в них находили отражение и своеобразное
преломление конкретные исторические события и специфические
особенности жизни древнерусского общества в целом: например,
борьба с иноземными завоевателями, основание монастырей —
«сторожей» Русской земли, междоусобные столкновения, избавление «от глада и мора», нравственно-интеллектуальные искания и
общественно-политические тенденции. <...> Согласно этим повествованиям, иконы Пресвятой Богоматери, образы Заступницы Небесной
таинственно и непостижимо соединяли мир иной и человека, принимая деятельное, «чудесное» участие в жизни грешного мира: государства или конкретного населѐнного <...>
Жанрово-тематические_особенности_древнерусских_сказаний_об_иконах._Статья.pdf
В. М. Кириллин
ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКИХ
СКАЗАНИЙ ОБ ИКОНАХ
Распространение в Средние века литературы об иконах конгениально
традиции иконопочитания — важнейшей составляющей веры
и религиозной жизни в лоне христианской Церкви. Действительно,
к иконе обращались при любых обстоятельствах, ей отводили
священную роль посредника не только между Богом и человеком, но
и между божественным изволением и земными потребностями человека.
Через икону люди чаяли обрести божию помощь и поддержку,
и через икону же, по их убеждению, Бог являл на Земле свою волю,
силу, милость и любовь, ниспосылая либо благодать, либо наказание.
Бытование
в древнерусской письменности разных сказаний и
повестей о чудотворных богородичных иконах, несомненно, связано
было с древней верой в заступническое покровительство Пречистой
Девы Марии христианам1
и, соответственно, с проникновением мариологии
буквально во все сферы жизни: от внешней политики Русского
государства до крестьянского быта. Сопряжѐнное с почитанием
Богородицы литературное творчество ещѐ в Византии в VII—ХI
вв. достигло своего расцвета2
вания получили весьма разнообразную жанровую разработку.
Естественно, сказания о богородичных иконах — Абалацкой3
, Выдропусской5
Ватопедской4
1
, Гребневской6
, Иверской7
, КурскойСказания
о земной жизни пресвятой Богородицы. 2-е изд. СПб., 1870. С. 1-10; Воронин Н.
Н. Из истории русско-византийской церковной борьбы XII в. // ВВ. Т. 26. 1965. С. 192; Щапов
Я. Н. Политические концепции о месте страны в мире и общественной мысли Руси XI–XIV
вв. // Древнейшие государства на территории СССР, 1987. М., 1989. С. 161-165; Платон
(Игумнов), архим. Почитание Божией Матери // О вере и нравственности по учению Православной
Церкви. М.: Издание Москвовской Патриархии, 1991. С. 269-272; Помазанский М.,
протопресв. Православное догматическое богословие. В сжатом виде (Поправленное и пополненное
авторм в 1981 г.). St. Herman of Alaska brotherhood press, 1992. С. 136-138; Иоанн
(Максимович), архиеп. Православное почитание Божией Матери. Вильмуассон–С.Петербург,
1992; Дебольский Г., прот. Дни богослужения Православной кафолической восточной
Церкви. Б. м., 2002. С. 92-95.
2
649.
3
Сахаров В. Апокрифические и легендарные сказания о пресвятой Деве Марии, особенно
распространенные в Древней Руси / Журн. "Христианское чтение". № 11-12. СПб., 1888. С.
Ромодановская Е. К. Есипов Савва // СККДР. Вып. 3 (XVII в.). Часть 1: А — З. СПб, 1992.
С.315, 317.
4
Буланин Д. М. Повесть о Ватопедском монастыре // СККДР. Вып. 2 (вторая половина XIV —
XVI в.). Часть 2: Л — Я. Л., 1989. С. 227-230.
5
Буланин Д. М. Токмаков Георгий Иванович // СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 431-432.
1
. И на Руси соответствующие повество,
Стр.1
Коренной8
, Оранской9
, Страстной10
, Толгской11
, Шуйской12
и т. д., как
и вообще большинство других древнерусских литературных произведений,
возникали по преимуществу в церковной среде и потому,
прежде всего, служили религиозным запросам людей и интересам
Церкви. Тем не менее, в них находили отражение и своеобразное
преломление конкретные исторические события и специфические
особенности жизни древнерусского общества в целом: например,
борьба с иноземными завоевателями, основание монастырей —
«сторожей» Русской земли, междоусобные столкновения, избавление
«от глада и мора», нравственно-интеллектуальные искания и
общественно-политические тенденции. Согласно этим повествованиям,
иконы Пресвятой Богоматери, образы Заступницы Небесной
таинственно и непостижимо соединяли мир иной и человека, принимая
деятельное, «чудесное» участие в жизни грешного мира: государства
или конкретного населѐнного места, народа в целом или
отдельных людей. Основу преданий составляли обычно реальные
исторические факты, которые, однако, древнерусскими писателями
— в силу присущего им средневекового мировоззрения — могли
быть осмыслены лишь в религиозной форме, в форме благочестивой
легенды. При этом всѐ же имело место сознательное или бессознательное
устремление создателей конкретных «сказаний» об иконах к
защите частных жизненных интересов тех слоѐв социума, к которым
они принадлежали (что в целом характерно для древнерусского литературного
творчества13
. Будучи едины по
своей предметной адресности, все эти тексты весьма разнообразны в
жанровом отношении. То есть их как литературные факты чаще всего
отличает весьма разный характер художественного осмысления
6
Романова А. А. Сказание о иконе Богоматери Гребневской // СККДР. Вып. 3 (XVII в.). Часть
4: Т — Я. Дополнения. СПб., 2004. С. 561.
7
8
9
Буланин Д. М. Сказание о иконе Богоматери Иверской // СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 362-365.
Буланин Д. М. Сказание о иконе Богоматери Курской // СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 572-576.
Охотина Н. А. Сказание о иконе Богоматери Оранской // СККДР. Вып. 3 (XVII в.). Часть 3:
П — С. СПб., 1998. С.394-399.
10
11
С. 400-407.
12
13
Буланин Д. М. Сказание о иконе Богоматери Страстной // СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 593-595.
Каган М. Д., Турилов А. А. Сказание о иконе Богоматери Толгской // СККДР. Вып. 3. Ч. 3.
Буланин Д. М. Сказание о иконе Богоматери Шуйской // СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 600-603.
Адрианова-Перетц В. П. Задачи изучения «агиографического стиля» Древней Руси //
ТОДРЛ. Т. 20. М.; Л., 1964. С. 41.
14
По неточному подсчѐту таковых было явлено в России в разные времена более 460 (Киселѐв
А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории. М.: Русская книга, 1992. С.
23).
2
), но, прежде всего, — к защите тех религиозных
взглядов и убеждений, которых они твѐрдо держались.
Древнерусская книжность сохранила большое число свидетельств
о чтимых на Руси чудотворных иконах14
Стр.2