[]
ЩЕРБИНА, Николай Федорович [2(14). <...> Огромное влияние на формирование духовного мира Щ. оказала мать, связанная родством с
пелопонесскими греками. <...> В гимназические годы он пробует силы в
высокой поэзии (пишет поэму "Сафо", которая не сохранилась, драмы "Осада Инсары", "Ксанфо" и др.),
а также приобретает известность среди сверстников своими остротами, шутками. <...> Обе эти тенденции,
отразившие особенности его поэтической индивидуальности, получили развитие и в зрелом творчестве. <...> В 1838 г. произошло событие, чрезвычайно знаменательное для начинающего поэта: его сонет "К морю"
был напечатан в журнале "Сын отечества". <...> Но в
то же время в Москве ему удалось завязать знакомства с писателями А. Ф. Вельтманом, М. Н.
Загоскиным, этнографом В. В. Пассеком -- товарищем А. И. Герцена, которые приняли участие в судьбе
молодого человека. <...> Известно, что Щ. сдал экзамены на звание
домашнего учителя и в течение нескольких лет скитался по Украине, зарабатывая на жизнь уроками
детям помещиков, работая преподавателем в женских пансионах. <...> Однако он не теряет веры в свои силы
и упорно идет избранной дорогой: сближается с кругом образованной молодежи, увлекающейся
искусством и литературой, особенно греческой, глубоко изучает античность, много читает. <...> Большое
влияние оказали на него статьи В. Г. Белинского, где ВД. нашел импонирующую ему концепцию
античности. <...> Так, в "Отечественных записках" появилось его
стихотворение "Клефты" (1841), посвященное греческим борцам за свободу, в журнале "Маяк" -- статья о
новогреческих песнях с переводом некоторых из них (1844), в альманахе "Молодик" -- довольно много
его стихотворений, подписанных в большинстве своем псевдонимами (1843--1844), в журнале
"Москвитянин" -- стихотворения "Эллада", "Ночь в Венеции" (1845). <...> Скрытность и недоверчивость, мнительность и желчность сочетались в нем с крайней
ранимостью, чуткостью к человеческому горю, мечтательностью и обостренной <...>
Щербина_Н._Ф._Биобиблиографическая_справка.pdf
[]
ЩЕРБИНА, Николай Федорович [2(14).XII.1821, близ Таганрога -- 10(22).IV.1869, Петербург] -поэт.
Родился в семье обедневшего донского помещика. Детство провел в имении родителей близ
Таганрога. Огромное влияние на формирование духовного мира Щ. оказала мать, связанная родством с
пелопонесскими греками. Она привила сыну глубокую любовь к древнегреческой культуре и языку. В
десятилетнем возрасте он уже читал "Илиаду" Гомера в подлиннике. В 1829 г., совершенно разорившись,
семья Щ. переехала в Таганрог, где он начал учиться сначала в приходском и уездном училищах, а затем
в гимназии. Поэтическая одаренность Щ. проявилась рано. В гимназические годы он пробует силы в
высокой поэзии (пишет поэму "Сафо", которая не сохранилась, драмы "Осада Инсары", "Ксанфо" и др.),
а также приобретает известность среди сверстников своими остротами, шутками. Обе эти тенденции,
отразившие особенности его поэтической индивидуальности, получили развитие и в зрелом творчестве.
В 1838 г. произошло событие, чрезвычайно знаменательное для начинающего поэта: его сонет "К морю"
был напечатан в журнале "Сын отечества". Ранний успех определил дальнейшую судьбу Щ. В 1839 г., не
закончив полного курса гимназии, он уехал из Таганрога, чтобы поступить в Московский университет.
Но надежды его не оправдались. Оставшись в чужом городе без средств и поддержки, Щ. попал в
тяжелое положение, ему пришлось столкнуться с нуждой, перебиваться случайными заработками. Но в
то же время в Москве ему удалось завязать знакомства с писателями А. Ф. Вельтманом, М. Н.
Загоскиным, этнографом В. В. Пассеком -- товарищем А. И. Герцена, которые приняли участие в судьбе
молодого человека. Впоследствии Щ. тепло вспоминал это нелегкое для него время.
Осенью 1839 г.Щ. по совету своих новых московских друзей переехал в Харьков, где прожил до
1849 г. Материальное положение его оставалось крайне тяжелым. В автобиографии он писал, что
поступил в Харьковский университет на юридический факультет, но оставил учебу из-за недостатка
средств. Документы же этого факта не подтверждают. Известно, что Щ. сдал экзамены на звание
домашнего учителя и в течение нескольких лет скитался по Украине, зарабатывая на жизнь уроками
детям помещиков, работая преподавателем в женских пансионах. Однако он не теряет веры в свои силы
и упорно идет избранной дорогой: сближается с кругом образованной молодежи, увлекающейся
искусством и литературой, особенно греческой, глубоко изучает античность, много читает. Большое
влияние оказали на него статьи В. Г. Белинского, где ВД. нашел импонирующую ему концепцию
античности. Печатается он в эти годы не часто. Так, в "Отечественных записках" появилось его
стихотворение "Клефты" (1841), посвященное греческим борцам за свободу, в журнале "Маяк" -- статья о
новогреческих песнях с переводом некоторых из них (1844), в альманахе "Молодик" -- довольно много
его стихотворений, подписанных в большинстве своем псевдонимами (1843--1844), в журнале
"Москвитянин" -- стихотворения "Эллада", "Ночь в Венеции" (1845). Харьковское десятилетие стало для
Щ. периодом интенсивного духовного роста и формирования характера, на который отложили отпечаток
беспросветная нужда и лишения, унижения и оскорбления, связанные с бедностью, а также отвергнутая
любовь. Скрытность и недоверчивость, мнительность и желчность сочетались в нем с крайней
ранимостью, чуткостью к человеческому горю, мечтательностью и обостренной жаждой счастья и
красоты. В эти годы он обращается к гражданской поэзии, делает первые шаги в области сатиры, создает
значительные произведения в антологическом жанре, заняв совершенно особое место среди поэтов,
Стр.1