Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Щепкина-Куперник Т. Л.: Биобиблиографическая справка

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц2
ID10342
АннотацияОб авторе (Щепкина-Куперник Татьяна Львовна).
Кому рекомендованоОб авторе
Щепкина-Куперник Т. Л.: Биобиблиографическая справка : Статья .— : [Б.и.], 1990 .— 2 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/10342 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» ЩЕПКИНА-КУПЕРНИК, Татьяна Львовна [12(24). <...> Правнучка знаменитого актера М. С. Щепкина, дочь киевского адвоката Л. А. Куперника, знатока и любителя литературы и театра, Щ.-К. выросла в артистической среде. <...> Автору исполнилось двенадцать лет, когда в газете "Киевское слово" было опубликовано первое стихотворение, написанное на юбилей М. С. Щепкина. <...> В 1891 г. Щ.-К. окончила киевскую гимназию и переехала к матери в Москву, где поступила на сцену Московского частного драматического театра Ф. А. Корша. <...> С этого времени Щ.-К. оказалась в центре театральной, литературной и художественной жизни Москвы. <...> Она познакомилась со многими выдающимися людьми того времени: М. Н. Ермоловой, Ф. И. Шаляпиным, И. Е. Репиным, А. М. Горьким и многими другими. <...> Щ.-К. вошла в круг московских писателей и журналистов, некоторые из них оказали на начинающего автора большое влияние, например В. А. Гольцев, редактор журнала "Русская мысль", М. А. Саблин, редактор "Русских ведомостей", и особенно А. П. Чехов, с которым ее связала многолетняя дружба. <...> В 1892 г. Щ.-К. написала первое драматическое произведение -- одноактную пьесу "Летняя картинка", поставленную в Малом театре и имевшую большой успех. <...> Сотрудничала в "Артисте", "Русских ведомостях", "Русской мысли", "Северном курьере" и других изданиях. <...> Литературная судьба молодого автора складывалась удачно, ее охотно печатали журналы, пьесы с успехом шли в театрах, книги нашли своего читателя. <...> На рубеже веков вышли отдельными изданиями повесть "Счастье" (1897) и сборник рассказов "Странички жизни" (1898), "Незаметные люди" (1900); "Ничтожные мира сего" (1900), "Трудящиеся и обремененные" (1903). <...> В них писательница продолжила гуманистические и демократические традиции русской литературы. <...> Герои рас сказов -- люди различного социального положения: богатые и бедные, но обязательно страдающие и одинокие. <...> Это и мальчик-сапожник, вынужденный зарабатывать кусок хлеба, и богатый чиновник <...>
Щепкина-Куперник_Т._Л._Биобиблиографическая_справка.pdf
ЩЕПКИНА-КУПЕРНИК, Татьяна Львовна [12(24).I.1874, Москва -- 27.VII.1952, там же] -прозаик, поэт, драматург, переводчик. Правнучка знаменитого актера М. С.Щепкина, дочь киевского адвоката Л. А. Куперника, знатока и любителя литературы и театра, Щ.-К. выросла в артистической среде. С ранних лет почувствовала склонность к литературе. Автору исполнилось двенадцать лет, когда в газете "Киевское слово" было опубликовано первое стихотворение, написанное на юбилей М. С. Щепкина. В 1891 г. Щ.-К. окончила киевскую гимназию и переехала к матери в Москву, где поступила на сцену Московского частного драматического театра Ф. А. Корша. С этого времени Щ.-К. оказалась в центре театральной, литературной и художественной жизни Москвы. Она познакомилась со многими выдающимися людьми того времени: М. Н. Ермоловой, Ф. И. Шаляпиным, И. Е. Репиным, А. М. Горьким и многими другими. Щ.-К. вошла в круг московских писателей и журналистов, некоторые из них оказали на начинающего автора большое влияние, например В. А. Гольцев, редактор журнала "Русская мысль", М. А. Саблин, редактор "Русских ведомостей", и особенно А. П. Чехов, с которым ее связала многолетняя дружба. В 1892 г. Щ.-К. написала первое драматическое произведение -- одноактную пьесу "Летняя картинка", поставленную в Малом театре и имевшую большой успех. Оставив сцену, Щ.-К. начала заниматься только литературным трудом. Сотрудничала в "Артисте", "Русских ведомостях", "Русской мысли", "Северном курьере" и других изданиях. Литературная судьба молодого автора складывалась удачно, ее охотно печатали журналы, пьесы с успехом шли в театрах, книги нашли своего читателя. На рубеже веков вышли отдельными изданиями повесть "Счастье" (1897) и сборник рассказов "Странички жизни" (1898), "Незаметные люди" (1900); "Ничтожные мира сего" (1900), "Трудящиеся и обремененные" (1903). В них писательница продолжила гуманистические и демократические традиции русской литературы. Герои рас сказов -- люди различного социального положения: богатые и бедные, но обязательно страдающие и одинокие. Это и мальчик-сапожник, вынужденный зарабатывать кусок хлеба, и богатый чиновник, одинокий и непонятый в семье, ? и несчастная женщина, страдающая от деспотизма мужа. Автор пыталась вызвать у читателя сопереживание и сочувствие к их судьбе, пробуждала добрые чувства. Она рассказывала об их участи легко, с сердечной теплотой, с мягким, добрым юмором. Несмотря на то что писательница в основном изображала "трудящихся", "незаметных", "ничтожных", социальная проблематика часто уступала место морализированию. Многие рассказы Щ.-К. отличают дидактизм, некоторая сентиментальность, а также филантропические мотивы. Писательница признавала, что испытывала большое влияние Диккенса, главным образом в начале творческого пути. Часть рассказов (например, "Яма") и особенно повесть "Счастье" дали повод критике упрекать автора в феминизме, обвинять в "бурном походе против мужского рода" (Русское богатство. -- 1900.-- No 11.-- С. 67), П. Краснов назвал ее "проповедницей и художником русского феминизма" (Неделя.-- 1900.-No 11.-- С. 211). Во многих произведениях Щ.-К. настойчиво отстаивала независимость женщины, для которой главным в жизни является не любовь, а свобода, самостоятельность, труд, материнство. Писательница не только изображала таких женщин, но и в жизни причисляла себя и себе подобных, . т. е. "живущих своим трудом и самостоятельно", к "первым ласточкам раскрепощения женщины" (Литературный путь // Разрозненные страницы.-- С. 14). В 1903 г. вышел сборник рассказов "Около кулис", посвященный хорошо знакомой писательнице жизни актеров; в 1906 г.-- сборник "Неотправленные письма", состоящий из "писем неотправленных", написанных в порыве искренних чувств, и "писем отправленных", разумных и официальных. Первое письмо, от имени 10-летней девочки, страдающей в семье мачехи, было переведено на многие языки и дало толчок подражаниям. Во время революции Щ.-К. напечатала сборник "Это было вчера" (1907), который за "оскорбление властей" был конфискован и уничтожен. После поражения революции, когда в условиях реакции обострился интерес к "философии пола" и на книжный рынок потоком хлынула "санинская" литература, Щ.-К. издала сборник "Сказания о любви" (1910) -- переложение старинных легенд. В рецензии на него критик "Русской мысли" писал, что книга "дорога, как одно из напоминаний о забытой божественной красоте и таинственности природы любви" (Русская мысль.-- 1910.-- No 5.-- С. 128). Книга получила почетный отзыв имени А. С. Пушкина от Академии наук. В 1912--1913 гг. вышла книга "Разрозненные страницы", в которой писательница развивала темы первых сборников; 2-й том "Писем из далека" (1-й т.-- 1903 г.) -- результат путешествия по Европе. В это же время она продолжала публиковать книги для детей: "Рассказы для детей" (1903), "Жизнь открывается" (1905), "Из детства Литы" (1914). Щ.-К. выступала не только как прозаик, но и как поэт. Она выпустила сборник стихов "Из женских писем" (1898), "Мои стихи" (1901), "Облака" (1912), "Отзвуки войны" (1915) и др., в которых главным образом продолжала традиции некрасовской школы, развивая гражданские мотивы. Критика отмечала, что "общий тон ее музы сохраняет характер проповеди и воззваний к лучшим чувствам
Стр.1