ЩЕПКИНА-КУПЕРНИК, Татьяна Львовна [12(24).I.1874, Москва -- 27.VII.1952, там же] -прозаик,
поэт, драматург, переводчик.
Правнучка знаменитого актера М. С.Щепкина, дочь киевского адвоката Л. А. Куперника, знатока
и любителя литературы и театра, Щ.-К. выросла в артистической среде. С ранних лет почувствовала
склонность к литературе. Автору исполнилось двенадцать лет, когда в газете "Киевское слово" было
опубликовано первое стихотворение, написанное на юбилей М. С. Щепкина. В 1891 г. Щ.-К. окончила
киевскую гимназию и переехала к матери в Москву, где поступила на сцену Московского частного
драматического театра Ф. А. Корша. С этого времени Щ.-К. оказалась в центре театральной,
литературной и художественной жизни Москвы. Она познакомилась со многими выдающимися людьми
того времени: М. Н. Ермоловой, Ф. И. Шаляпиным, И. Е. Репиным, А. М. Горьким и многими другими.
Щ.-К. вошла в круг московских писателей и журналистов, некоторые из них оказали на начинающего
автора большое влияние, например В. А. Гольцев, редактор журнала "Русская мысль", М. А. Саблин,
редактор "Русских ведомостей", и особенно А. П. Чехов, с которым ее связала многолетняя дружба. В
1892 г. Щ.-К. написала первое драматическое произведение -- одноактную пьесу "Летняя картинка",
поставленную в Малом театре и имевшую большой успех. Оставив сцену, Щ.-К. начала заниматься
только литературным трудом. Сотрудничала в "Артисте", "Русских ведомостях", "Русской мысли",
"Северном курьере" и других изданиях. Литературная судьба молодого автора складывалась удачно, ее
охотно печатали журналы, пьесы с успехом шли в театрах, книги нашли своего читателя. На рубеже
веков вышли отдельными изданиями повесть "Счастье" (1897) и сборник рассказов "Странички
жизни" (1898), "Незаметные люди" (1900); "Ничтожные мира сего" (1900), "Трудящиеся и
обремененные" (1903). В них писательница продолжила гуманистические и демократические традиции
русской литературы. Герои рас сказов -- люди различного социального положения: богатые и бедные, но
обязательно страдающие и одинокие. Это и мальчик-сапожник, вынужденный зарабатывать кусок хлеба,
и богатый чиновник, одинокий и непонятый в семье, ? и несчастная женщина, страдающая от деспотизма
мужа. Автор пыталась вызвать у читателя сопереживание и сочувствие к их судьбе, пробуждала добрые
чувства. Она рассказывала об их участи легко, с сердечной теплотой, с мягким, добрым юмором.
Несмотря на то что писательница в основном изображала "трудящихся", "незаметных", "ничтожных",
социальная проблематика часто уступала место морализированию. Многие рассказы Щ.-К. отличают
дидактизм, некоторая сентиментальность, а также филантропические мотивы. Писательница признавала,
что испытывала большое влияние Диккенса, главным образом в начале творческого пути.
Часть рассказов (например, "Яма") и особенно повесть "Счастье" дали повод критике упрекать
автора в феминизме, обвинять в "бурном походе против мужского рода" (Русское богатство. -- 1900.-- No
11.-- С. 67), П. Краснов назвал ее "проповедницей и художником русского феминизма" (Неделя.-- 1900.-No
11.-- С. 211). Во многих произведениях Щ.-К. настойчиво отстаивала независимость женщины, для
которой главным в жизни является не любовь, а свобода, самостоятельность, труд, материнство.
Писательница не только изображала таких женщин, но и в жизни причисляла себя и себе подобных, . т. е.
"живущих своим трудом и самостоятельно",
к
"первым ласточкам раскрепощения
женщины" (Литературный путь // Разрозненные страницы.-- С. 14).
В 1903 г. вышел сборник рассказов "Около кулис", посвященный хорошо знакомой писательнице
жизни актеров; в 1906 г.-- сборник "Неотправленные письма", состоящий из "писем неотправленных",
написанных в порыве искренних чувств, и "писем отправленных", разумных и официальных. Первое
письмо, от имени 10-летней девочки, страдающей в семье мачехи, было переведено на многие языки и
дало толчок подражаниям.
Во время революции Щ.-К. напечатала сборник "Это было вчера" (1907), который за
"оскорбление властей" был конфискован и уничтожен. После поражения революции, когда в условиях
реакции обострился интерес к "философии пола" и на книжный рынок потоком хлынула "санинская"
литература, Щ.-К. издала сборник "Сказания о любви" (1910) -- переложение старинных легенд. В
рецензии на него критик "Русской мысли" писал, что книга "дорога, как одно из напоминаний о забытой
божественной красоте и таинственности природы любви" (Русская мысль.-- 1910.-- No 5.-- С. 128). Книга
получила почетный отзыв имени А. С. Пушкина от Академии наук.
В 1912--1913 гг. вышла книга "Разрозненные страницы", в которой писательница развивала темы
первых сборников; 2-й том "Писем из далека" (1-й т.-- 1903 г.) -- результат путешествия по Европе. В это
же время она продолжала публиковать книги для детей: "Рассказы для детей" (1903), "Жизнь
открывается" (1905), "Из детства Литы" (1914).
Щ.-К. выступала не только как прозаик, но и как поэт. Она выпустила сборник стихов "Из
женских писем" (1898), "Мои стихи" (1901), "Облака" (1912), "Отзвуки войны" (1915) и др., в которых
главным образом продолжала традиции некрасовской школы, развивая гражданские мотивы. Критика
отмечала, что "общий тон ее музы сохраняет характер проповеди и воззваний к лучшим чувствам
Стр.1