Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 468610)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Русская образованность в X-XVII вв. § I. Состояние образования на Руси в «дошкольный» период (XI - XVI в.). Статья (60,00 руб.)

0   0
Первый авторКириллин Владимир Михайлович
Страниц12
ID1034
АннотацияПрофессор В.М. Кириллин в своем труде рассматривает и анализирует историю русской образованности в историко-культурологическом аспекте.
Кому рекомендованоДля историков, филологов и всех, интересующихся русской средневековой культурой.
Кириллин, В.М. Русская образованность в X-XVII вв. § I. Состояние образования на Руси в «дошкольный» период (XI - XVI в.). Статья / В.М. Кириллин .— 2009 .— 12 с. — статья

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Êóçåíêîâà). 1 22 Русская образованность в X–XVII в. данного термина5 и точной датировки данного события6). с этими, может быть, неоднозначными фактами замечательно согласуется вполне бесспорный факт создания в 863 г. славянской азбуки и последовавшей затем славянизации святыми братьями кириллом и Мефодием и их учениками христианского богослужения и книжности в соседних с Русью славянских государствах – великой Моравии, Паннонии и болгарском царстве7. так что о большой вероятности появления на Руси в указанное раннее время ростков христианства в процессе формирования государственных форм общественного бытия можно говорить положительно. очевидно, однако, что христианами при подавляющем автохтонном язычестве были тогда, прежде всего, люди пришлые – греки, загадочные варяги, «немцы» (как прозывали тогда европейцев-неславян), в какой-то мере и уже просвещенные славяне. все они, конечно же, оседали в городах и занимались торговлей, ремеслами, дипломатией, воинским делом, так или иначе, естественно, влияя на коренное население страны, но не оставив при этом глубокого следа. кроме того, и собственно русичи, восточные славяне, по разным причинам, побывав в христианских странах, в некотором числе могли приобщиться там к «новой» вере. к сожалению, тема эта, в силу отсутствия надежных сведений, не поддается детальной конкретизации. одно лишь несомненно – что означенная стадия существования на Руси христианства отличалась случайно-лоскутным, мерцающим характером. <...> Фактологически более внятная информация относится к следующему периоду русской истории – к эпохе киевского князя Игоря (умер в 945 г.) и затем его вдовы благоверной княгини ольги († 969 г., память 11 июля). например, по «Повести временных лет» известен, наряду с другими, мирный договор Игоря 944 г. с византийским императором Романом I Лакапеном о военноторгово-правовых взаимоотношениях русских <...>
Русская_образованность_в_X-XVII_вв._§_I._Состояние_образования_на_Руси_в_«дошкольный»_период_(XI_-_XVI_в.)._Статья_.pdf
В. М. Кириллин В. М. Кириллин РУССКАЯ ОБРАЗОВАННОСТЬ В X–XVII â. § I. Состояние образования на Руси в «äîøêîëüíûé» период (XI–XVI â.) История русской образованности имеет свои корни в глубокой древности. По здравой логике, ее начало явилось следствием, во-первых, возникновения русской государственности и, во-вторых, распространения на Руси христианства, ибо сама форма государственного обустройства жизни людей, в отличие от предшествующей общинно-родовой, предопределяла более тесные и интенсивные международные контакты в политическом, экономическом, культурном аспектах, а христианизация вместе с усвоением основ веры предполагала, как минимум, поверхностное приобщение к христианской книжной традиции. И то и другое невозможно было без усвоения грамотности – разумеется, очень ограниченной частью общества – хотя бы на уровне чтения, письма и счета1 Какой бы гипотезы или теории относительно происхождения русского государства2 . ни держаться, очевидно, что основы такового довольно отчетливо определились ко второй половине IX в., когда на Руси из ряда древних городов выделились, по крайней мере, два государствообразующих центра – Новгород и Киев. Во всяком случае, так позволяют думать сохранившиеся летописные свидетельства (предания о Кие с братьями, об Аскольде и Дире, о Рюрике3 ). К тому же времени – 60-ì годам – относятся известия о крещении по инициативе Константинопольского патриарха Фотия каких-то руссов4 (впрочем, в науке до сих пор не нашли общепринятого решения вопросы этнического содержания В настоящем обзоре намеренно оставлены без внимания различные факты (в виде памятников пиктографического, рунического, протоглаголического или протокириллического письма), которые свидетельствуют, по мнению ряда ученых, о существовании дохристианской славянской (и в частности русской) грамотности. Во-первых, факты эти крайне ограниченны по числу; во-вторых, они допускают множество нередко отрицающих друг друга толкований; в-третьих, даже если обнаруживаемая ими грамотность была действительно характерна для языческой культуры именно славян, нет все же никаких оснований предметно – без натяжек и фантазий – говорить о связи таковой с последующим культурным развитием славянского мира в ходе формирования государств и распространения христианства. Все-таки история славянской и собственно русской образованности – это часть 1 именно христианской культуры. 2 Мавродин В. В. Происхождение русского народа. Л., 1978; Пьянков A. П. Происхождение общественного и государственного строя Древней Руси. Минск, 1980; Фроянов И. Я. Киевская Русь: очерки социально-политической истории. Л., 1980; Седов Â. B. Восточные славяне в VI–XIII â. M., 1982; Ловмяньский Õ. Русь и íîðìàííû. Ì., 1985; Рыбаков Á. A. Мир истории: начальные века русской истории. M., 1987; Оргиш В. П. Древняя Русь: образование Киевского государства и введение христианства. Ìèíñê, 1988; Котляр H. Ô. Древнерусская государственность. ÑÏá., 1998. 3 ÏÑÐË. Ò. 1. Âûï. 1. Èçä. 2-å. Ë., 1926. Ñòá. 20–22. 4 Святитель Фотий, патриарх Константинопольский. Окружное послание к Восточным Архиерейским Престолам, а именно – к Александрийскому и ïðî÷àÿ… // Альфа и Îìåãà. Ì., 1999. ¹ 3 (21). Ñ. 85–102 (ïåðåâîä Ï. Êóçåíêîâà). 22
Стр.1