Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635212)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

К истории пушкинской масонской ложи

0   0
Первый авторЩеголев Павел Елисеевич
Издательство[Б.и.]
Страниц3
ID10213
Кому рекомендованоКритика и публицистика
Щеголев, П.Е. К истории пушкинской масонской ложи : Статья / П.Е. Щеголев .— : [Б.и.], 1908 .— 3 с. — Публицистика .— URL: https://rucont.ru/efd/10213 (дата обращения: 10.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

П. Е. Щеголев К истории пушкинской масонской ложи Щеголев П. Е. <...> Я был масон кишиневской ложи, т. е. той, за которую уничтожили в России все ложи",-- писал А. С. Пушкин В. А. <...> Весьма долгое время все наши сведения об этой ложе ограничивались этой фразой Пушкина. <...> Не так давно -- год или полтора тому назад -- исследовательница русского масонства Т. О. Соколовская на страницах "Русской старины" ставила вопрос об источниках и материалах, из которых можно было бы почерпнуть сведения об этой ложе 2. <...> А материалы хранились в Военно-ученом архиве, и только часть их, менее важная, была опубликована в начале 80-х годов в той же "Русской старине"3. <...> Наконец, Н. К. Кульман использовал их в 1907 г. в своей статье "К истории масонства в России. <...> Кишиневская ложа" (в "Журнале Министерства народного просвещения" и отд. <...> Пользуясь в архиве теми же материалами, что были под рукой Н. К. Кульмана, и прибавив к ним коечто из списанных Н. Ф. Дубровиным документов, рассказал историю этой ложи и В. И. Семевский на страницах "Минувших годов" (1908, март, с. <...> 162--170) {Материалами Военно-ученого архива не исчерпываются архивные источники об этой ложе. <...> Кое-что, дополняющее данные дела Военно-ученого архива, попадалось нам и в других архивах. <...> Не пересказывая этой истории и предполагая ее известной, остановимся на одном обстоятельстве, которое повергает в недоумение исследователей и читателей. <...> Основатель ложи генерал П. С. Пущин дал совершенно противоречащие показания об этой ложе. <...> Инзов с его слов донес, что в Кишиневе ложа и не открывалась, а Киселев тоже с его слов донес, что Пущин "изъявил готовность свою отказаться от всякого участия в учреждении или существовании сих лож и обещал без потери времени сие исполнить". <...> Это противоречие в невыгодном свете рисует личность П. С. Пущина -- и не только в невыгодном, а и в несоответствующем тому представлению, которое есть у нас. <...> Помянутые исследователи не останавливались на разъяснении этого противоречия, а прямо, на основании <...>
К_истории_пушкинской_масонской_ложи.pdf
П. Е.Щеголев К истории пушкинской масонской ложи Щеголев П. Е. Первенцы русской свободы / Вступит. статья и коммент. Ю. Н. Емельянова.-- М.: Современник, 1987.-- (Б-ка "Любителям российской словесности. Из литературного наследия"). OCR Бычков М. Н. "Я был масон кишиневской ложи, т. е. той, за которую уничтожили в России все ложи",-- писал А. С. Пушкин В. А. Жуковскому в 1826 г1. Весьма долгое время все наши сведения об этой ложе ограничивались этой фразой Пушкина. Не так давно -- год или полтора тому назад -- исследовательница русского масонства Т. О. Соколовская на страницах "Русской старины" ставила вопрос об источниках и материалах, из которых можно было бы почерпнуть сведения об этой ложе2. А материалы хранились в Военно-ученом архиве, и только часть их, менее важная, была опубликована в начале 80-х годов в той же "Русской старине"3. Наконец, Н. К. Кульман использовал их в 1907 г. в своей статье "К истории масонства в России. Кишиневская ложа" (в "Журнале Министерства народного просвещения" и отд.: СПб., 1907, с. 37)4. Пользуясь в архиве теми же материалами, что были под рукой Н. К. Кульмана, и прибавив к ним коечто из списанных Н. Ф. Дубровиным документов, рассказал историю этой ложи и В. И. Семевский на страницах "Минувших годов" (1908, март, с. 162--170) {Материалами Военно-ученого архива не исчерпываются архивные источники об этой ложе. Кое-что, дополняющее данные дела Военно-ученого архива, попадалось нам и в других архивах.}5. Не пересказывая этой истории и предполагая ее известной, остановимся на одном обстоятельстве, которое повергает в недоумение исследователей и читателей. Основатель ложи генерал П. С. Пущин дал совершенно противоречащие показания об этой ложе. Инзов с его слов донес, что в Кишиневе ложа и не открывалась, а Киселев тоже с его слов донес, что Пущин "изъявил готовность свою отказаться от всякого участия в учреждении или существовании сих лож и обещал без потери времени сие исполнить". Это противоречие в невыгодном свете рисует личность П. С. Пущина -- и не только в невыгодном, а и в несоответствующем тому представлению, которое есть у нас. Помянутые исследователи не останавливались на разъяснении этого противоречия, а прямо, на основании архивной переписки ложи Астреи с братьями кишиневской ложи, изложили историю этой ложи, сообщили даты возникновения, учреждения и т. д. Но возникает вопрос, была ли открыта ложа к Овидию No 25, и не прав ли был Инзов, утверждая, что в Кишиневе ложа не существует? Этот вопрос кажется парадоксальным после заявления Пушкина, после публикаций и статей Н. К. Кульмана и В. И. Семевского. Но тут нужно войти в подробности масонской техники, оставшейся неизвестной исследователям. Дело в том, что новая ложа фактически и юридически правильно действующей считалась в масонстве только после ее принятия, после ее инсталляции. Принятие же было формальным обрядом, который должен был совершаться в присутствии делегатов, командированных на этот случай главной ложей из ее членов. Ввиду крайней невозможности разрешалось поручить открытие кому-либо на месте из бывших уже членами другой ложи, но к этому масоны прибегали крайне неохотно, в особенности потому, что обряд инсталляции был очень ценим ими, ибо он символизировал действенность их работ. Была ли принята или инсталлирована кишиневская ложа? Принимая во внимание объяснения Пущина и Инзова, а также документ, о котором мы сейчас скажем, мы должны на этот вопрос ответить отрицательно. Действительно, вся процедура, предшествовавшая принятию, была выполнена: позволение открыть ложу дано, было принято постановление о посылке патента и самое наименование ложи; генеральный секретарь Астреи даже почел своим долгом уведомлять о заседаниях Астреи; наконец -- с некоторым нарушением устава -- ложа No 25 была даже занесена в списки Астреи. Но инсталляции совершено не было. Исследователи, изучавшие архивный материал, отнеслись к нему без должного внимания и не прочли до конца всех бумаг этого архивного дела или просто просмотрели самый интересный документ. Это тем удивительнее для Н. К. Кульмана, в приложениях к своей статье перепечатавшего ряд документов и среди них сообщение генерального секретаря Астреи от 20 сентября 1821 г. {Н. К. Кульману нужно было бы принять во внимание скудость наших сведений о масонстве и не скупиться на перепечатку всех находящихся в деле и немногочисленных писем из ложи Астреи в Кишиневе. Кстати отметим, что документы изданы Н. К. Кульманом в общем исправно, но ошибки и пропуски все-таки есть. Так, напр., на письме Инзова от 15 янв. 1822 года положена резолюция, в тексте издателем не приведенная.} Ни Н. К. Кульман, ни В. И. Семевский ни одним словом не обнаруживают знакомства с находящимся в том же деле официальным письмом того же секретаря Вевеля от 13 октября 1821 года.
Стр.1