***
Несмотря на то что библиография научных работ, посвящённых «Сказанию о Мамаевом побоище», значительна1, собственно идейно-художественная
природа этого произведения мало интересовала исследователей. <...> Сказание о Мамаевом побоище // Словарь книжников и книжности Древней Руси. <...> 2
ко страниц посвятил данной проблеме Л. А. Дмитриев, специально занимавшийся литературной историей памятника. <...> Вместе с тем учёный
выявил и в общих чертах описал стилистическое своеобразие «Сказания»: последнее формировалось за счёт введения в повествование эвхологического,
библейского, книжно-литературного, народно-эпического контекстов; за счёт
причудливого сочетания яркой метафоричности и педантичной документальности, реализма и символики образов, конкретики и гиперболичности деталей; за
счёт, наконец, возвышенной поэтической интонации2. <...> По его мнению, автор последнего, исходя из реального для него факта воссоединения большей части Руси и её освобождения от ордынского ига при великом московском князе Иване III, придал
действиям князя Дмитрия Ивановича по отпору Мамаю всеобще объединительное значение, а самому противостоянию двух сил — смысл теологической антиномии Добра и Зла. <...> Соответственно, победа на Куликовом поле трактовалась
им как «свыше предустановленное возмездие» ордынцам за нашествие на Русь,
как исполнение русскими воли Божией, как результат их благочестия, мученического подвижничества и героизма ради Христа. <...> Литературная история памятников Куликовского цикла // Сказания и повести о Куликовской битве /
Изд. подгот. <...> К литературной истории Сказания о Мамаевом побоище // Повести о Куликовской битве / Изд. подгот. <...> Мысль о «закономерности торжества добра… над злом, неизбежности
краха гордых планов завоевателей», победе «христианского смирения над гордостью», согласно наблюдениям В. В. Кускова, внушалась также читателям
«Сказания о Мамаевом побоище <...>
«Сказание_о_Мамаевом_побоище»_Опыт_литературоведческого_характера._(Учебные_материалы_к_курсу_«История_отечественной_литературы».pdf
В. М. Кириллин
«СКАЗАНИЕ О МАМАЕВОМ ПОБОИЩЕ».
ОПЫТ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО АНАЛИЗА.
(Учебные материалы к курсу по истории отечественной литературы)
Рецензенты:
профессор кафедры русской литературы МПГУ,
доктор филологических наук Н. В. Трофимова;
профессор кафедры истории русской литературы МГУ им. М. В. Ломоносова,
доктор филологических наук А. А. Пауткин
МОСКВА, 2006
1
Стр.1
Как известно, явления средневековой культуры суть рефлексы религиозного
сознания — для европейского Средневековья, разумеется, сознания христианского.
Но вместе с тем эти явления — прежде всего, в содержательном аспекте —
представляют собой результат непреложной опоры индивидуального творческого
начала на коллективный духовно-художественный опыт. Соответственно, их отличает
семантическая неодномерность, а именно более или менее насыщенная ассоциативная
связь со всем предшествующим книжным контекстом (символизм) и
более или менее прямая сопряжённость с представлением об особом течении времени
как отражении Божественного Промысла о мире (провиденциализм). Сказанное
вполне касается и фактов литературной жизни Древней Руси.
Но подобные свойства явлений средневековой культуры подчас весьма затрудняют
полноценное понимание последних человеком иной культурной принадлежности.
Непонятное же обычно и ценности не имеет, так что легко отправляется
в небытие…
Предлагаемый ниже материал демонстрирует лишь одну из возможных методик
научного вскрытия современным исследователем смыслов, присущих тексту,
созданному за несколько сот лет до него; показывает, как и зачем с этими
смыслами работал далёкий и неизвестный автор. Но главное, данный аналитический
опыт позволяет увидеть содержательную значительность памятника, почувствовать
его эстетическую ценность и воздать должное творческой незаурядности
его создателя, работавшего в весьма тесных рамках традиции. Надеюсь, он будет
полезен для людей, прежде всего, практически работающих со словом, — журналистов,
писателей, филологов. Но думается, он окажется небезынтересным и для
историков древнерусской мысли, эстетики, искусства.
***
Несмотря на то что библиография научных работ, посвящённых «Сказанию
о Мамаевом побоище», значительна1, собственно идейно-художественная
природа этого произведения мало интересовала исследователей. Всего несколь1
См. библиографию к статье: Дмитриев Л. А. Сказание о Мамаевом побоище // Словарь книжников и книжности Древней
Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV — XVI в.). Ч. 2: Л—Я. Л.: «Наука», 1989. С. 382-384.
2
Стр.2