ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ СВЯТИТЕЛЯ КИРИЛЛА,
ЕПИСКОПА ТУРОВСКОГО
Имя святителя Кирилла Туровского сияет золотыми буквами на скрижалях древнерусской литературы. <...> Некогда сочинения этого церковного писателя почитались среди русских книжников наравне с творениями святых
отцов Церкви, некогда он был почтен славой «паче всех на Руси» как «второй
златословесный вития» (после Иоанна Златоуста). <...> Происходя из
«богатой» семьи, но рано осиротев, Кирилл удалился от мира в монастырь и
1
Указание многих руководств по древнерусской литературе, что в Ипатьевской летописи под 1169 г. Кирилл упоминается как епископ Турова, должно признать странным недоразумением: в означенной летописи,
как и в Лаврентьевской, имя писателя не встречается. <...>
«бысть мних». <...> Будучи затворником, Кирилл «много Божественная Писания изложи», то есть, вероятно,
занимался библейской экзегезой. <...> Во всяком случае, «Житие» содержит характеристику
литературной деятельности Кирилла: «Андрею, Боголюбскому князю, многа
послания написа от евангельских и пророческих сказаний, яже суть чтомы на
праздники Господския; и ина многа душеполезная словеса: яже к Богу молитвы и похвалы многым святым. <...> И ина множайша написав, Церкви предасть, и канун великий о покаянии створи к Господу по главам азбуки, яже и
доныне держать верныя и русскыя люди... <...> ». Кроме того, в «Житии» упоминается полемика Кирилла с Ростовским епископом Феодором, о котором
речь пойдет ниже: «Феодорца же, за укоризну тако нарицаема <…> ересь обличи и проклят его». <...> «И тако, доброчестнеи и благочестнеи пожив и добре
порученое ему стадо упас», Кирилл «преставися в вечный и бесконечный
живот»2. <...> Прежде всего, важное значение имеет созданный святителем цикл молитв на всю седмицу. <...> Иными словами, в течение средневековья он был популярен во всем православном славянском мире, и именно — как «творение», или «сложение»
«святого отца нашего Кирилла <...>
Литературное_наследие_святителя_Кирилла,_епископа_Туровского._Статья.pdf
КИРИЛЛИН В.М.
ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ СВЯТИТЕЛЯ КИРИЛЛА,
ЕПИСКОПА ТУРОВСКОГО
Имя святителя Кирилла Туровского сияет золотыми буквами на скрижалях
древнерусской литературы. Некогда сочинения этого церковного писателя
почитались среди русских книжников наравне с творениями святых
отцов Церкви, некогда он был почтен славой «паче всех на Руси» как «второй
златословесный вития» (после Иоанна Златоуста). Именно поэтому его произведения
переписывали из века в век и передавали от поколения к поколению.
И именно благодаря этому многое из созданного Кириллом еще в XII
веке дожило до XVII столетия и стало известно затем современной историкофилологической
науке.
Однако, к сожалению, об этом замечательном поэте-гимнографе, мыслителе
и проповеднике, несмотря на его долгую пожизненную литературную
славу и вопреки тому, что довольно скоро после смерти он был причтен к лику
святых подвижников Церкви, известно крайне мало. Сведения о нем содержатся
в посвященной ему «Службе» и в кратком житийном сказании, которое,
как предполагают, было составлено на рубеже XII-XIII веков и затем
попало в русский «Пролог» в качестве статьи, приуроченной ко дню его церковной
памяти — 28 апреля по ст. ст. Однако первый источник в силу его
жанровой природы слишком абстрактен. Так что остается довольствоваться
одним только «Житием»1
. Но и последнее не щедро на фактические данные.
Из «Жития» Кирилла можно узнать следующее. Местом рождения
подвижника был Туров, в нем он и провел всю свою жизнь. Происходя из
«богатой» семьи, но рано осиротев, Кирилл удалился от мира в монастырь и
1 Указание многих руководств по древнерусской литературе, что в Ипатьевской летописи под 1169 г. Кирилл
упоминается как епископ Турова, должно признать странным недоразумением: в означенной летописи,
как и в Лаврентьевской, имя писателя не встречается.
Стр.1
«бысть мних». Спустя какое-то время он стал игуменом этого монастыря, а
затем «на большия подвиги желая, в столп вшед, затворися». Будучи затворником,
Кирилл «много Божественная Писания изложи», то есть, вероятно,
занимался библейской экзегезой. Однако, когда слава о нем распространилась,
он оставил затворничество и по воле Туровского князя и горожан стал
епископом Турова. В этом качестве подвижник занимался обустройством
епархии, в частности, храмоздательством и много проповедовал. Повидимому,
просветительные труды были его главным занятием на протяжении
всей его жизни. Во всяком случае, «Житие» содержит характеристику
литературной деятельности Кирилла: «Андрею, Боголюбскому князю, многа
послания написа от евангельских и пророческих сказаний, яже суть чтомы на
праздники Господския; и ина многа душеполезная словеса: яже к Богу молитвы
и похвалы многым святым. И ина множайша написав, Церкви предасть,
и канун великий о покаянии створи к Господу по главам азбуки, яже и
доныне держать верныя и русскыя люди...». Кроме того, в «Житии» упоминается
полемика Кирилла с Ростовским епископом Феодором, о котором
речь пойдет ниже: «Феодорца же, за укоризну тако нарицаема <…> ересь обличи
и проклят его». «И тако, доброчестнеи и благочестнеи пожив и добре
порученое ему стадо упас», Кирилл «преставися в вечный и бесконечный
живот»2
.
Вот все, что сообщает о святом Туровском епископе проложное «Житие».
Соотнося его данные с различными косвенными историческими фактами,
исследователи относят время рождения Кирилла к 10-м годам XII века, а
время его смерти к концу столетия. Архиерейское же служение писателя
приходится на 50-70 годы XII века. В дополнение к сказанному уместно привести
характеристику его внешности, известную по «Иконописному подлиннику»:
«Подобием насед, власы с ушей, брада с Николину, но не курчевата,
2 Житие Кирилла Туровского // Никольский Н. К. Материалы для истории древнерусской духовной письменности.
№№ I-XXIII. СПб.: Тип. Ак. наук, 1907. С. 62-64; Лосева О. В. Жития русских святых в составе древнерусских
Прологов XII — первой трети XV веков. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. С. 350354.
Стр.2