То же, ибо самосознание отдельного человека, не-
1
сомненно, соотносимо с самосознанием всего человечества, происходит и с сообществами людей — этническими, религиозными, политическими. <...> Было бы очень странно упрекать
современных верующих евреев в том, что они празднуют свою Пасху в воспоминание об избавлении собственных предков от египетского плена, тогда как множество египтян погибло; или корить верующих христиан за то, что они празднуют Пасху, вновь и вновь переживая трагедию крестной смерти и торжество воскресения Христа
Спасителя, что так раздражало древних иудеев; или осуждать почитание французами императора Наполеона Бонапарта, который с помощью своих войск пролил так много нефранцузской крови. <...> Всё выше сказанное подразумевает очень важное для истории
нашей страны событие, а именно Куликовскую победу, одержанную
русским воинством над ордами Мамая ровно 625 лет тому назад в
праздник Рождества Пресвятой Богородицы, 8 сентября по старому
стилю. <...> Ибо ныне это великое торжество, бывает, усиливаются либо
обесценить, либо абсурдно перетолковать, либо вовсе признать мифом, а не историческим фактом. <...> После смерти Чингисхана расширение Великой
Монгольской империи столь же успешно продолжили его сыновья и
дети последних. <...> »3
Под властью Батыя оказалась огромная территория — от западной Сибири и восточного Казахстана до Карпат, от северной Руси до Крыма и Кавказа, которая в русских летописях обозначена как
«Большая Орда», а у немецкого путешественника начала XV века
Шильтбергера — «Большие татары» (термин «Золотая орда» становится известен только с XVI века). <...> Народонаселение Батыева ханства было многообразным в этническом, культурном и религиозном отношениях: его
составили восточные славяне, мордва, черемисы, волжские булгары,
башкиры, огузы, половцы-кипчаки, остатки печенегов и хазар, аланы, черкесы, готы, греки, итальянцы; соответственно <...>
Куликовская_битва_взгляд_через_столетия._Статья.pdf
Журнал «Россия православная». № 9/10. М., 2005. С. 125-149
В. М. Кириллин
Доктор филологических наук, ведущий
научный сотрудник ИМЛИ
им. А. М. Горького РАН, заведующий
кафедрой филологии Московской
духовной академии,
профессор факультета МАСС
МЕДИА Моск. Гос. Ун-та культуры
и искусств.
КУЛИКОВСКАЯ БИТВА:
ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ СТОЛЕТИЯ.
Сегодня Россия больна. Все населяющие её народы в одинаково
трудном положении. Ценой огромных потерь и пока еще слабых
и плохо согласованных усилий мы пытаемся это положение преодолеть.
Однако то, что с нами происходит, «кризисом» (в медицинском
смысле этого слова, после которого или жизнь или смерть) всё же не
назовёшь. Бывало похуже. Но до сих пор мы всегда находили в себе
силы устоять и пойти дальше. И всегда в этом вековечном движении
нас укрепляла память о славных исторических событиях. Ведь, в
сущности, без них как вех прошлого не может быть ни настоящего,
ни будущего. Они суть жизненно необходимые опоры. Приведу такой
силлогизм. Что, например, происходит с человеком, если он утрачивает
память о своём личном былом? Такой человек становится
неадекватным, теряет способность правильно ориентироваться в
пространстве и времени, может обрести полное безволие или опасную
для других агрессивность. И такое состояние, когда гаснет сознание
и теряется ощущение реальности, есть болезнь, сумасшествие,
сомнамбулический сон. Оказавшись в нём, без посторонней помощи
жить уже нельзя. То же, ибо самосознание отдельного человека, не1
Стр.1
сомненно, соотносимо с самосознанием всего человечества, происходит
и с сообществами людей — этническими, религиозными, политическими.
Без памяти о себе самих, так или иначе зафиксированной,
они в ходе всей человеческой истории либо влачат нецивилизованное
(с точки зрения общего характера современной цивилизации)
состояние, либо вообще исчезают.
Память, таким образом, животворит. И думается, её наличие у
кого-то одного не должно бы раздражать кого-то другого как проявление
неделикатности и высокомерия, если имеет место нормальное
и справедливое взаимопонимание. Было бы очень странно упрекать
современных верующих евреев в том, что они празднуют свою Пасху
в воспоминание об избавлении собственных предков от египетского
плена, тогда как множество египтян погибло; или корить верующих
христиан за то, что они празднуют Пасху, вновь и вновь переживая
трагедию крестной смерти и торжество воскресения Христа
Спасителя, что так раздражало древних иудеев; или осуждать почитание
французами императора Наполеона Бонапарта, который с помощью
своих войск пролил так много нефранцузской крови. Обращение
к событиям прошлого помогает людям и обществам сохранять
своё достоинство и самобытность, жить сегодня и строить планы
на будущее. Замечательное доказательство тому — исторические
фильмы, созданные в годы Великой Отечественной войны. Разве тогда
важно было людям, что в них не всё соответствовало буквальной
истории? Людям тогда было важно, что от них веяло заразительным
духом свободы и борьбы и он помогал им держаться и не сдаваться!
Почему мы должны забывать о том значимом, что сделано было нашими
предками? Величаться — да, не стоит. Это правда. Гордыня не
лучший путь к обретению дружбы и любви среди подобных себе. Но
и не нужно бы ворошить старые обиды! Тем более, когда речь идёт о
2
Стр.2