ЛЕОНИД СЕМЕНОВ:
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ КАНВА
Составление хронологической канвы жизни Леонида Семенова наталкивается на значительные
трудности вследствие своеобразия его мировоззрения, доходившего до отказа от традиционной культуры
и ее письменной реализации, вследствие особенностей его биографии, наполненной скитаниями без
крыши над головой, без своего угла, вследствие трагизма всей его эпохи войн и революций,
целенаправленно уничтожавших культурные ценности и их носителей, в том числе свидетельства о
жизни и страданиях замечательных людей и самих этих людей, наконец, и самого Семенова. <...> Построенная
нами канва опирается на данные разной степени достоверности: 1) факты и даты, засвидетельствованные
несколькими независимыми документами; 2) факты и даты, известные из одного источника; 3) факты, в
источниках, сообщенные без дат; в этих случаях даты приходится устанавливать на основании
дедуктивных умозаключений, что при шаткости посылок чревато ошибками. <...> Приходилось принимать во
внимание возможность и ошибок памяти, и художественного вымысла в текстах как мемуаристов, так и
самого Семенова. <...> Можно сказать, что наша канва прорисовывает жизненный путь Семенова пунктиром,
к тому же очень разреженным, к тому же неравномерно разреженным, к тому же в отдельных местах
полустертым. <...> Первоначально мы мало-помалу составляли эту канву для себя, как подспорье в работе над
изучением личности и жизни Семенова. <...> Теперь мы решили, что она может быть полезна читателям этой
книги и исследователям литературы начала XX в. <...> Возникла мысль: может быть, именно вследствие
малости и противоречивости известий о нравственно-религиозном подвижнике, каким, несомненно, был
Семенов, публикация нашего хроно-биографического исследования полезна и даже необходима. <...> 1890-1891 -- впервые испытал силу и счастье услышанной молитвы. <...> 1896-1899 -- сохранившиеся допечатные опыты в стихах и прозе <...>
Леонид_Семенов_Хронологическая_канва.pdf
ЛЕОНИД СЕМЕНОВ:
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ КАНВА
Составление хронологической канвы жизни Леонида Семенова наталкивается на значительные
трудности вследствие своеобразия его мировоззрения, доходившего до отказа от традиционной культуры
и ее письменной реализации, вследствие особенностей его биографии, наполненной скитаниями без
крыши над головой, без своего угла, вследствие трагизма всей его эпохи войн и революций,
целенаправленно уничтожавших культурные ценности и их носителей, в том числе свидетельства о
жизни и страданиях замечательных людей и самих этих людей, наконец, и самого Семенова. Известные
нам документы о его жизни немногочисленны, часто противоречивы, содержат пробелы. Построенная
нами канва опирается на данные разной степени достоверности: 1) факты и даты, засвидетельствованные
несколькими независимыми документами; 2) факты и даты, известные из одного источника; 3) факты, в
источниках, сообщенные без дат; в этих случаях даты приходится устанавливать на основании
дедуктивных умозаключений, что при шаткости посылок чревато ошибками. Приходилось принимать во
внимание возможность и ошибок памяти, и художественного вымысла в текстах как мемуаристов, так и
самого Семенова. Можно сказать, что наша канва прорисовывает жизненный путь Семенова пунктиром,
к тому же очень разреженным, к тому же неравномерно разреженным, к тому же в отдельных местах
полустертым.
Первоначально мы мало-помалу составляли эту канву для себя, как подспорье в работе над
изучением личности и жизни Семенова. Теперь мы решили, что она может быть полезна читателям этой
книги и исследователям литературы начала XX в. Возникла мысль: может быть, именно вследствие
малости и противоречивости известий о нравственно-религиозном подвижнике, каким, несомненно, был
Семенов, публикация нашего хроно-биографического исследования полезна и даже необходима.
1880, 19 ноября (по новому стилю 2 декабря) -- родился в Петербурге.
? -- поступил в Katharinenschule.
1890-1891 -- впервые испытал силу и счастье услышанной молитвы.
1893 -- увлечение акварелью.
1894-1895 -- начало увлечения музыкой.
1894-1896 -- борьба с родителями за право оставить гимназию с ее казенщиной и отдаться
музыке. Компромисс.
1896-1899 -- сохранившиеся допечатные опыты в стихах и прозе.
1898 -- написал статью "Россия, Европа и мир". "Посылал в "Новое время", но ее не приняли".
1899 -- окончание гимназии и поступление в Петербургский университет на естественный
факультет.
1900 -- перешел на историко-филологический факультет;
посетил Троице-Сергиеву лавру, Киево-Печерскую лавру, киевский Владимирский собор, другие
киевские церковные святыни и остался равнодушен. В Киеве житие Св. Сергия Радонежского впервые
раскрыло иную, новую жизнь;
литературный дебют: стих. "Мне снилось: с тобой мы по саду вдвоем..." (Литературный сборник,
изданный студентами Санкт-Петербургского университета в пользу раненых буров).
1901 -- знакомство с Блоком, перешедшее в дружбу.
1901-1903 -- посещает "литературные вторники" у Б. В. Никольского.
1903-1904 -- участник кружка "Изящная словесность", который собирается дома у Б. В.
Никольского.
1903 -- в журнале "Новый путь", No 5, напечатана его пятиактная драма "Около тайны";
выходит "Литературно-художественный сборник студентов императорского СанктПетербургского
университета под редакцией приват-доцента Б. В. Никольского с иллюстрациями
студентов императорской Академии художеств под редакцией И. Е. Репина" с большой подборкой его
стихотворений;
в журнале "Новый путь", No 11, опубликована значительная подборка его стих., в том числе
"Священные кони несутся..." и "Свеча".
1904 -- в журнале "Новый путь", No 2, напечатана его рецензия "Великий утешитель" на
Стр.1