Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635836)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

М. Е. Салтыков-Щедрин (Очерк творчества)

0   0
Первый авторПокусаев
Издательство[Б.и.]
Страниц35
ID10002
АннотацияО творчестве автора (Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович).
Кому рекомендованоО творчестве автора
Покусаев, Е. М. Е. Салтыков-Щедрин (Очерк творчества) : Статья / Е. Покусаев .— : [Б.и.], 1965 .— 35 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/10002 (дата обращения: 16.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Литературное наследие М. Е. Салтыкова-Щедрина досталось советскому обществу в состоянии значительно худшем, чем наследие других русских классиков. <...> Почти каждое произведение великого сатирика, революционного демократа, несло на себе клеймо царской цензуры. <...> Лишь после Октября советскими литературоведами были проведены фундаментальные работы по выявлению и публикации неизвестных ранее текстов Салтыкова-Щедрина. <...> Из двадцати томов примерно восемь заняли произведения, ранее не входившие в собрания сочинений Салтыкова-Щедрина. <...> Однако за тридцать с лишним лет, прошедших со времени начала работы над этим изданием, во всех областях изучения Салтыкова-Щедрина, в том числе и в области текстологии, произошли существенные сдвиги. <...> Главнейшие из них 1) отсутствие единства в методах подготовки текстов, а также принципах отбора других редакций и вариантов и 2) бедность, а иногда и отсутствие комментариев к некоторым, в том числе важнейшим, произведениям Салтыкова-Щедрина (к "Губернским очеркам", "Истории одного города", "Сказкам" и др.) <...> По сравнению с предшествующим изданием, тома настоящего Собрания пополняются всеми недавно найденными материалами доцензурным текстом статьи о Кольцове, имеющим значение программного выступления писателя (1856), неизвестной ранее переработанной редакцией очерка "Каплуны" (конец 1862 г), несколькими литературно-критическими и публицистическими статьями, относящимися к последним годам работы Салтыкова-Щедрина в "Современнике" (1864), письмами -- в количестве более пятидесяти -- к разным лицам и др. <...> Первая из них -- цензура Запрещенный однажды текст Салтыкову Щедрину удава лось иногда включить в одно из позднейших своих сочинений Так, на пример, материалами очерка "Чужую беду руками разведу" (1877), вы резанного из журнала цензурой, Салтыков-Щедрин воспользовался в очерках "Дворянские мелодии" (1877) и "Чужой толк" (1880). <...> В некоторых случаях первоначальная редакция оказывается предпочтительнее <...>
М._Е._Салтыков-Щедрин_(Очерк_творчества).pdf
Е. Покусаев М. Е. Салтыков-Щедрин (Очерк творчества) М. Е. Салтыков-Щедрин. Собрание сочинений в двадцати томах. Том первый. Художественная проза. Рецензии. Стихотворения. 1840--1849. Вступительная статья Е. И. Покусаева. Подготовка текста Г. Н. Антоновой и Г. Ф. Самосюк. Статьи и примечания Т. И. Усакиной. Редакционная коллегия: А. С. Бушмин, В. Я. Кирпотин, С. А. Макашин (главный редактор), Е. И. Покусаев. Издание осуществляется совместно с Институтом русской литературы (Пушкинский дом) Академии наук СССР. М., "Художественная литература", 1965. ОТ РЕДАКЦИИ. Литературное наследие М. Е. Салтыкова-Щедрина досталось советскому обществу в состоянии значительно худшем, чем наследие других русских классиков. Почти каждое произведение великого сатирика, революционного демократа, несло на себе клеймо царской цензуры. Значительная часть написанного им была не собрана и не издана. Лишь после Октября советскими литературоведами были проведены фундаментальные работы по выявлению и публикации неизвестных ранее текстов Салтыкова-Щедрина. В начале 30-х годов по инициативе М. С. Ольминского (1863--1933) -- одного из старейших деятелей революционного движения России -- было предпринято первое научное издание сочинений писателя. Тексты для этого издания, выпущенного Государственным издательством "Художественная литература" в 1933--1941 годах, были проверены по всем известным источникам. Из двадцати томов примерно восемь заняли произведения, ранее не входившие в собрания сочинений Салтыкова-Щедрина. Издание 1933--1941 годов имею выдающееся научное и культурно-политическое значение. Оно создало широкую базу как для исследовательской работы над Салтыковым-Щедриным, так и для ознакомления с его творчеством широких кругов новых советских читателей. Однако за тридцать с лишним лет, прошедших со времени начала работы над этим изданием, во всех областях изучения Салтыкова-Щедрина, в том числе и в области текстологии, произошли существенные сдвиги. Издание 1933--1941 годов не свободно от ряда серьезных недостатков. Главнейшие из них 1) отсутствие единства в методах подготовки текстов, а также принципах отбора других редакций и вариантов и 2) бедность, а иногда и отсутствие комментариев к некоторым, в том числе важнейшим, произведениям Салтыкова-Щедрина (к "Губернским очеркам", "Истории одного города", "Сказкам" и др.). Настоящее Собрание сочинений и писем Салтыкова-Щедрина, в котором критически использованы опыт и материалы предыдущего издания, осуществляется с учетом новейших достижений советского щедриноведения. Собрание является наиболее полным из всех существующих и включает в себя все известные в настоящее время произведения писателя, как закон ценные, так и незавершенные. По сравнению с предшествующим изданием, тома настоящего Собрания пополняются всеми недавно найденными материалами доцензурным текстом статьи о Кольцове, имеющим значение программного выступления писателя (1856), неизвестной ранее переработанной редакцией очерка "Каплуны" (конец 1862 г), несколькими литературно-критическими и публицистическими статьями, относящимися к последним годам работы Салтыкова-Щедрина в "Современнике" (1864), письмами -- в количестве более пятидесяти -- к разным лицам и др.
Стр.1