Литературное наследие М. Е. Салтыкова-Щедрина досталось советскому обществу в состоянии
значительно худшем, чем наследие других русских классиков. <...> Почти каждое произведение великого
сатирика, революционного демократа, несло на себе клеймо царской цензуры. <...> Лишь после Октября советскими литературоведами были проведены фундаментальные работы по
выявлению и публикации неизвестных ранее текстов Салтыкова-Щедрина. <...> Из двадцати томов примерно восемь заняли произведения,
ранее не входившие в собрания сочинений Салтыкова-Щедрина. <...> Однако за тридцать с
лишним лет, прошедших со времени начала работы над этим изданием, во всех областях изучения
Салтыкова-Щедрина, в том числе и в области текстологии, произошли существенные сдвиги. <...> Главнейшие из них 1)
отсутствие единства в методах подготовки текстов, а также принципах отбора других редакций и
вариантов и 2) бедность, а иногда и отсутствие комментариев к некоторым, в том числе важнейшим,
произведениям Салтыкова-Щедрина (к "Губернским очеркам", "Истории одного города", "Сказкам" и др.) <...> По сравнению с предшествующим изданием, тома настоящего Собрания пополняются всеми
недавно найденными материалами доцензурным текстом статьи о Кольцове, имеющим значение
программного выступления писателя (1856), неизвестной ранее переработанной редакцией очерка
"Каплуны" (конец 1862 г), несколькими литературно-критическими и публицистическими статьями,
относящимися к последним годам работы Салтыкова-Щедрина в "Современнике" (1864), письмами -- в
количестве более пятидесяти -- к разным лицам и др. <...> Первая из них -- цензура Запрещенный однажды текст Салтыкову Щедрину удава лось иногда
включить в одно из позднейших своих сочинений Так, на пример, материалами очерка "Чужую беду
руками разведу" (1877), вы резанного из журнала цензурой, Салтыков-Щедрин воспользовался в очерках
"Дворянские мелодии" (1877) и "Чужой толк" (1880). <...> В некоторых случаях
первоначальная редакция оказывается предпочтительнее <...>
М._Е._Салтыков-Щедрин_(Очерк_творчества).pdf
Е. Покусаев
М. Е. Салтыков-Щедрин
(Очерк творчества)
М. Е. Салтыков-Щедрин. Собрание сочинений в двадцати томах. Том первый.
Художественная проза. Рецензии. Стихотворения. 1840--1849.
Вступительная статья Е. И. Покусаева.
Подготовка текста Г. Н. Антоновой и Г. Ф. Самосюк.
Статьи и примечания Т. И. Усакиной.
Редакционная коллегия:
А. С. Бушмин, В. Я. Кирпотин, С. А. Макашин (главный редактор), Е. И. Покусаев.
Издание осуществляется совместно с Институтом русской литературы (Пушкинский дом) Академии наук
СССР.
М., "Художественная литература", 1965.
ОТ РЕДАКЦИИ.
Литературное наследие М. Е. Салтыкова-Щедрина досталось советскому обществу в состоянии
значительно худшем, чем наследие других русских классиков. Почти каждое произведение великого
сатирика, революционного демократа, несло на себе клеймо царской цензуры. Значительная часть
написанного им была не собрана и не издана.
Лишь после Октября советскими литературоведами были проведены фундаментальные работы по
выявлению и публикации неизвестных ранее текстов Салтыкова-Щедрина. В начале 30-х годов по
инициативе М. С. Ольминского (1863--1933) -- одного из старейших деятелей революционного движения
России -- было предпринято первое научное издание сочинений писателя. Тексты для этого издания,
выпущенного Государственным издательством "Художественная литература" в 1933--1941 годах, были
проверены по всем известным источникам. Из двадцати томов примерно восемь заняли произведения,
ранее не входившие в собрания сочинений Салтыкова-Щедрина.
Издание 1933--1941 годов имею выдающееся научное и культурно-политическое значение. Оно
создало широкую базу как для исследовательской работы над Салтыковым-Щедриным, так и для
ознакомления с его творчеством широких кругов новых советских читателей. Однако за тридцать с
лишним лет, прошедших со времени начала работы над этим изданием, во всех областях изучения
Салтыкова-Щедрина, в том числе и в области текстологии, произошли существенные сдвиги.
Издание 1933--1941 годов не свободно от ряда серьезных недостатков. Главнейшие из них 1)
отсутствие единства в методах подготовки текстов, а также принципах отбора других редакций и
вариантов и 2) бедность, а иногда и отсутствие комментариев к некоторым, в том числе важнейшим,
произведениям Салтыкова-Щедрина (к "Губернским очеркам", "Истории одного города", "Сказкам" и др.).
Настоящее Собрание сочинений и писем Салтыкова-Щедрина, в котором критически
использованы опыт и материалы предыдущего издания, осуществляется с учетом новейших достижений
советского щедриноведения. Собрание является наиболее полным из всех существующих и включает в
себя все известные в настоящее время произведения писателя, как закон ценные, так и незавершенные.
По сравнению с предшествующим изданием, тома настоящего Собрания пополняются всеми
недавно найденными материалами доцензурным текстом статьи о Кольцове, имеющим значение
программного выступления писателя (1856), неизвестной ранее переработанной редакцией очерка
"Каплуны" (конец 1862 г), несколькими литературно-критическими и публицистическими статьями,
относящимися к последним годам работы Салтыкова-Щедрина в "Современнике" (1864), письмами -- в
количестве более пятидесяти -- к разным лицам и др.
Стр.1