В. М. Кириллин
В. М. Кириллин
СКАЗАНИЕ О ТИХВИНСКОЙ ИКОНЕ БОГОМАТЕРИ «ОДИГИТРИЯ»
Икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия» Тихвинская является одной из самых чтимых в Русской
Православной Церкви святынь1
. Начало ее почитания как чудотворной относится к концу XIV века
и связано с ее чудесным шествием по воздуху и явлением народу в Новгородской земле. С тех пор
на Руси слава об этой иконе неуклонно росла; множились благодеяния людям – болезным и
несчастным, утесняемым и угнетенным, подаваемые через нее Пречистой Заступницей за род
христианский2
воздвигались храмы в честь любимой святыни4
; распространялись списки с чудотворного образа и сами прославлялись как чудотворные3
; предание о ней наполнялось все новыми историческими
;
подробностями. В конце XV века были впервые записаны изустные известия о чудесном явлении
иконы; в течение XVI столетия она стала повсеместно почитаемой на Руси святыней, история ее
«явления» неоднократно перерабатывалась литературно, так что возникли, по крайней мере, 8 версий
«Сказания» о ней5
Æ12
, распространявшиеся в большом числе рукописных копий (А6
), и даже попала в общерусское летописание – в частности, в Воскресенскую летопись и в
Лицевой летописный свод (Л)14
, Ç13
; в XVII веке появились уже объемные книги, в которых ансамблево
объединены были разные жанровые формы прославления чудотворной иконы и осмысления ее
духовного значения для Русского государства, Церкви и православного народа: историкоповествовательная,
риторико-поэтическая, гимнографическая, художественно-изобразительная15
. С
середины XIX века Тихвинский образ Пресвятой Богоматери и его история как феномены литературы,
искусства и духовной жизни русского народа оказываются вовлеченными в сферу многообразных
интересов ученых филологов, историков, искусствоведов, причем и отечественных, и зарубежных16
1
ïðîò. È. Áóõàðåâ. Ì., 1994. Ñ. 79–87; Киселев À. À. Чудотворные иконы Божией Матери в русской èñòîðèè. Ì., 1992).
2
чудесах е¸. Составлено по рукописи XVII столетия, хранящейся в Тихвинском монастыре. Киев, 1912.
3
ÑÏá., 1864.
4
Кириллин В. М. Текстологический анализ ранних редакций «Сказания о Тихвинской Одигитрии» // Литература Древней
Ðóñè: Источниковедение. Ë., 1988. Ñ. 129–143; Он æå. Литературная судьба «Ñêàçàíèÿ о Тихвинской Одигитрии» до исхода
5
XVI столетия // Исследования книжных памятников. Èñòîðèÿ. Филология. Источниковедение. Ì., 2000. Ñ. 71–108.
6
Одигитрии» // Книжные центры Древней Руси XI–XVI â.: Разные аспекты исследования. ÑÏá., 1991. Ñ. 214–217).
7
10
11
Текст опубликован с разночтениями по известным спискам (Кириллин В. М. Первоначальные редакции «Сказания о Тихвинской
Текст опубликован с разночтениями по известным спискам (Там же. С. 217–219).
8 Основной ñïèñîê: ÐÃÁ. Ô. 310. ¹ 578. В 8-þ äîëþ. Полуустав. 2-ÿ половина XVI â. Ë. 141–148 îá.
9 Основной ñïèñîê: ÃÈÌ. Синодальное ñîáð. ¹ 944/1192. В 4-þ äîëþ. Полуустав. 2-ÿ половина XVI â. Ë. 35–41.
Основной ñïèñîê: ÐÍÁ. Ñîáð. Кирилло-Белозерского монастыря. ¹ 83/1160. В 8-þ äîëþ. Полуустав. XVI–XVII â. Ë. 241–252 îá.
Списки и текст см. ниже.
12 Основной ñïèñîê: ÐÍÁ. Основное ñîáð. русских рукописных êíèã. Q.1.1133. В 4-þ äîëþ. Полуустав. Середина XVI â. Ë. 38 îá.–54.
13 Основной ñïèñîê: ÐÍÁ. Ñîáð. Софийской библиотеки. ¹ 1449. В 4-þ äîëþ. Полуустав. 1602 ã. Ë. 544 îá.–560 îá.
14 ÏÑÐË. ÑÏá., 1859. Ò. VIII. Ñ. 48; ÏÑÐË. ÑÏá., 1897. Ò. XI. Ñ. 83. Ñì. òàêæå: Целепи Ë. Í., Успенский Â. Летописное
Ñì. íàïðèìåð: [Èðîäèîí Ñåðãååâ]. Сказание о чудесах Тихвинской иконы Богородицы / ÎËÄÏ. ÑÏá., 1892. Ò. 101
(Литография рукописи XVII â.); [Èðîäèîí Ñåðãååâ]. Книга о Тихвинской Богоматери. ÃÈÌ. Ñîáð. À. Ñ. Óâàðîâà. ¹ 804/
сказание о явлении иконы Богоматери, иже в Тихвине. Выписка из лицевого Царственного летописца. СПб., 1903.
15
1259. 1695. 422 ë. (ðóêîïèñü).
16
Буслаев Ô. È. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. ÑÏá., 1861. Ò. II. Ñ. 269–278; Буслаев Ô. È.
Древнерусская литература и православное искусство. СПб., 2001. С. 225–233; Гудзий Н. К. История древней русской литературы.
3-å èçä. Ì., 1945. Ñ. 279–280; Иванова È. À. Икона Тихвинской Богоматери // ÒÎÄÐË. Ì.; Ë., 1966. Ò. 22. Ñ. 419–436;
Она æå. Летописные сведения об иконе «Богоматерь Тихвинская» // ÒÎÄÐË. Ë., 1969. Ò. 24. Ñ. 242–244; Jaaskinen A. The
Icon of the Virgin of Tikhvin: A stady of the Tikhvin monastery palladium in the hodegetria tradition. Helsinki, 1976; Кириллин Â. Ì.
«Сказание о Тихвинской Одигитрии» в общественно-политической и культурной жизни Руси конца XV – начала XVI века //
Герменевтика древнерусской литературы XI–XVI âåêà. Ì., 1989. Ñá. 1. Ñ. 368–406; Ebbinghaus A. Die altrussischen Marienikonen.
Наряду
с чудотворными иконами Божией Матери «Владимирской», «Смоленской», «Феодоровской-Костромской», «КурскойКоренной»,
«Донской», «Казанской» и др. (Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. История их и изображения / Сост.
Ильинский М. Сказание о чудотворной иконе Пресвятой Владычицы нашей Богородицы «Тихвинской» и о различных
О чудотворно-явленной Тихвинской иконе Богоматери и о замечательных с не¸ списках. С литограф. изображением иконы.
Борин В. М. Древняя история Тихвинской иконы Богоматери и храмосоздательство в честь е¸. М., 1902.
, Á7
, Â8
, Ã9
, Ä10
, Å11
,
102
Стр.1