Репников Александр Витальевич
Вокруг русского консерватизма
В наши дни возросшей популярности консерватизма в российском обществе в
немалой степени способствует то, что каждая политическая сила вкладывает в это понятие
содержание, которое ей выгодно в него вкладывать в данный момент. <...> Любой
консервативный проект предполагает, в первую очередь, охранение традиции, но в
настоящее время понимание традиции, как и понимание консерватизма, размыто. <...> Есть
«революционные традиции», «православные традиции», «либеральные традиции»,
«национальные традиции» и т.д. <...> «В конце концов, свои традиции есть и у тех нигилистов,
которые прилагают все усилия для уничтожения русской культуры; некие традиции имеются
даже у “воров в законе”» – пишет современный исследователь А. <...> Так что
иногда совершенно непонятно, какие же традиции сегодня будет охранять консерватизм. <...> Подобная путаница усиливается еще и тем, что в настоящее время «почти отсутствуют
попытки исследования консерватизма как целостного социокультурного феномена,
мировоззренческого стиля, реализующего себя не только в политике, но и в других
сферах… <...> Можно вычленить инвариантное ядро либерализма и социализма, но
выявить инвариантное ядро консерватизма сегодня не так просто, хотя в последние годы
неоднократно предпринимались небезуспешные попытки проследить родословную
российского консерватизма, в частности в воронежском сборнике «Консерватищм в России и
мире: прошлое и настоящее» под редакцией А. Минакова <...> Отсюда, судя по всему, проистекают попытки отделить «настоящих цивилизованных
консерваторов» (Б.Н. Чичерин, Г. фон Берлепш, М. <...> Думается, что определенным сигналом к тому, что этот этап уже наступил, является
издание в марте 2003 г. трехтомника «Библиотека Единой России», посвященного
европейской и российской консервативной традиции. <...> Можно дискутировать в отношении
включенных (или не включенных <...>