УДК 796/799
ББК 0.57
М15
Поляев Борис Александрович – д.м.н., профессор, академик РАЕН,
заслуженный врач РФ, главный внештатный специалист
Минздрава России по спортивной медицине, член исполкомов
Европейской Ассоциации спортивной медицины (EFSMA)
и Международной федерации спортивной медицины (FIMS),
Президент РАСМИРБИ, заведующий кафедрой
реабилитации, спортивной медицины и физической культуры
РНИМУ им. Н.И. Пирогова
Рецензент:
М15 Врачу спортивной команды: отдельные аспекты профессиональной
деятельности. / Г. А. Макарова, М. А. Виноградов,
Р. Г. Де шин, А. А. Матишев и др. / Под ред. Г. А. Макаровой. –
М.: Спорт, 2024. – 288 с.
Макарова Г. А.
ISBN 978-5-907601-46-8
Книга посвящена неортопедическим проб лемам профессиональной
деятельности врачей спортивных команд с акцентом
на решение вопросов, непосредственно связанных с медико-биологической
составляющей подготовки спортс менов, включая своевременную
регламентацию тренировочных нагрузок, а также создание
необходимых условий для оптимизации постнагрузочного восстановления
и реализацию достигнутого спортс менами уровня специальной
работоспособности.
Для врачей спортивных команд, тренеров, специалистов в об ласти
спортивной медицины.
УДК 796/799
ББК 75.0
© Г. А. Макарова, М. А. Виноградов,
Р. Г. Дешин, А. А. Матишев, 2024
ISBN 978-5-907601-46-8
© Издательство «Спорт»,
оформление, издание, 2024
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
ГЛАВА 1. Работа врача в спортивной команде:
особенности профессии (Макарова Г. А.). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
ГЛАВА 2. Образовательная деятельность врача спортивной
команды: самоконтроль как обязательная часть текущего
мониторинга функцио нального состояния организма спортс мена
(Макарова Г.А., Виноградов М. А., Зинченко Л. И., Демиденко В. И.). . . . 19
2.1. Доступные для самоконтроля критерии функцио нального
состояния организма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Сердечно-сосудистая система. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Автономная (вегетативная) нервная система . . . . . . . . . . . . . 21
Система мочевыделения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Система пищеварения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Самопроверка пищевого поведения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Оценка состояния сна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Оценка психоэмоционального состояния . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Субъективная оценка интенсивности тренировки . . . . . . . . . 28
Рекомендуемые параметры при ведении дневника
самоконтроля спортс мена . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
2.2. Темы лекций для спортс менов, которые должны быть
прочитаны врачом спортивной команды в аспекте его
образовательной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
ГЛАВА 3. Врачебный раздел текущего контроля
за функцио нальным состоянием организма спортс менов
(Макарова Г. А., Матишев А. А.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
3.1. Минимальный перечень портативного оборудования,
которое должен иметь и которым должен владеть врач
спортивной команды
(Чернуха С. М., Виноградов М. А., Лымарь М. С.) . . . . . . . . . . . . . 36
Критерии оценки антропометрических показателей . . . . . . . 37
Критическое снижение массы тела у женщин-спортс менок:
клинические формы нарушения питания . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Доступные для регистрации в условиях учебно-тренировочных
сборов критерии текущего функцио нального
состояния организма спортс менов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
Центральная нервная система . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
Анализ показателя психомоторной скорости . . . . . . . . . . 45
Сердечно-сосудистая и автономная (вегетативная)
нервная системы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
Система внешнего дыхания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
6
Стр.6
Состав крови и мочи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
3.2. Внешние признаки отдельных патологий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
Признаки нефункцио нального перенапряжения / синдрома
перетренированности, которые должны знать врачи,
тренеры и спортс мены. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
3.3. Общедоступное в условиях учебно-тренировочных сборов
тестирование текущего функцио нального состояния
организма спортс менов (Макарова Г. А., Матишев А. А.,
Наугольная Е. И., Юрьев С. Ю.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
Центральная нервная система . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
Нервно-мышечный аппарат . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
Зрительный анализатор. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
Вестибулярный анализатор. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Автономная (вегетативная) нервная система . . . . . . . . . . . . . 62
Сердечно-сосудистая система. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
Опорно-двигательный аппарат: скрининговое анкетирование . 87
3.4. Инновации в области дистанционного контроля функционального
состояния организма спортс менов (по страницам
интернет-ресурсов) (Макарова Г. А., Виноградов М. А.,
Карпов А. А., Костоглод А. В.). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
ГЛАВА 4. Работа врача спортивной команды непосредственно
в процессе тренировки (Макарова Г. А., Матишев А. А.,
Тышкевич С. Н., Волощенко М. Г.). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
Внешние признаки и субъективная оценка степени
утомления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
Оценка энергетической направленности тренировочных
нагрузок и срочных нагрузочных изменений физиологических
и биохимических параметров в отдельных видах
спорта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
Особенности срочного воздействия занятий
отдельными видами спорта на организм. . . . . . . . . . . . . . . . 113
Принципы оценки срочных постнагрузочных
изменений содержания лактата в крови . . . . . . . . . . . . . . . . 118
Оценка срочных постнагрузочных изменений
электро кардиограммы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
ЭКГ-признаки неотложных состояний кардиологического
профиля в практике работы врача спортивной команды:
ишемия, инфаркты миокарда и инфарктоподобные
состояния . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
Оценка состояния спортс мена после возможного
сотрясения мозга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132
7
Стр.7
ГЛАВА 5. Контроль картины крови у спортс менов: корректность
выбора показателей и особенности их интерпретации
(Макарова Г. А., Гришина Ж. В., Братова А. В., Холявко Ю. А.) . . . . . . . 138
5.1. Классификация биохимических параметров, традиционно
регистрируемых в системе текущего биохимического
контроля в спорте. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
5.2. Диагностические возможности отдельных биохимических
показателей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
Ориентировочные центильные градации наиболее
широко используемых в системе медико-биологического
обеспечения спортс менов показателей морфологического
и биохимического состава крови . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
ГЛАВА 6. Дополнительные комп лексы обследований при устойчивых
негативных изменениях отдельных показателей морфологического
и биохимического состава крови (Макарова Г. А.) . . . . . . 152
Возможные причины пониженного содержания
гемоглобина в крови . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
Возможные причины пониженного (ниже 4,1 ммоль/л)
содержания глюкозы в крови . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154
Возможные причины повышенного содержания
мочевины в крови . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
Возможные причины повышенного содержания
билирубина в крови . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
Возможные причины повышенного содержания
креатин фосфокиназы в крови. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
Возможные причины изменения уровня гормонов,
отражающих тиреоидный статус . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
Причины повышения кардиальных тропонинов,
не связанные с острым коронарным синдромом . . . . . . . . . 164
ГЛАВА 7. Выбор медико-биологических средств и методов
постнагрузочного восстановления (Виноградов М. А.) . . . . . . . . . . . . 168
7.1. Базовые восстановительные мероприятия
медико-биологического характера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170
7.3. Наиболее широко используемые физические средства
ускорения постнагрузочного восстановления. . . . . . . . . . . . . . . 172
7.4. Естественные стратегии восстановления . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
7.5. Психологические стратегии восстановления . . . . . . . . . . . . . . . 179
8
7.2. Основные восстановительные технологии
в спортивной медицине, основанные на действии
физических факторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
Стр.8
7.6. Подходы из альтернативной медицины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179
7.7. Эффективность восстановительных процедур . . . . . . . . . . . . . . 181
ГЛАВА 8. Методологические принципы фармакологического
и нутриционного сопровождения тренировочного процесса
(Макарова Г. А., Дёшин Р. Г.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182
Алгоритм дополнительной проверки врачом команды
фармакологических средств, выдаваемых спортс менам . . . 182
Фармакологические препараты, которые могут явиться
причиной внезапной сердечной смерти спортс менов . . . . . 183
8.1. Негативные эффекты отдельных групп разрешенных
фармакологических средств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
Витамины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184
Препараты железа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187
Нестероидные противовоспалительные
средства (НПВС) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188
Ненаркотические анальгезирующие жаропонижающие
препараты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190
Венотоники. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193
Гепатопротекторные препараты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
Оральные контрацептивы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
8.2. Базовые положения при организации нутриционного
и фармакологического сопровождения тренировочного
процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199
Отдельные направления фармакологической поддержки
спортс менов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201
Классификация групп фармакологических препаратов,
позволяющая более обоснованно использовать их
в системе сопровождения тренировочного процесса. . . . . . 202
Особенности выбора отдельных препаратов . . . . . . . . . . . . 204
Желчегонные средства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204
Гепатопротекторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204
Ферментные препараты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204
Иммуномодуляторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
Аминокислоты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 206
Нестероидные анаболические препараты. . . . . . . . . . . . . 209
Ноотропные средства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 209
Антиоксиданты и антигипоксанты . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213
Растительные адаптогены. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217
9
Стр.9
Эргогенные средства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220
Креатин. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220
Бикарбонат натрия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 226
Свекольный сок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 229
Шоколадное молоко . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 230
ГЛАВА 9. Общий перечень пищевых веществ
и фармакологических препаратов, используемых
в системе реабилитации спортс менов (Дёшин Р. Г.) . . . . . . . . . . . . . . 233
9.1. Нутрицевтики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233
9.1.1. Протеины (белки) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233
9.1.2. Липиды (жиры) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234
9.1.3. Углеводы (сахара) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235
9.1.4. Витамины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
9.1.5. Минеральные вещества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240
9.2. Парафармацевтики и Фармакологические средства. . . . . . . . . . 241
9.2.1. Адаптогены . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241
9.2.2. Антиоксиданты и Антигипоксанты . . . . . . . . . . . . . . 242
9.2.3. Психотропные препараты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243
9.2.3.1. Ноотропы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243
Препараты других фармакологических групп
с компонентом Ноотропного действия . . . . . . . . 245
9.2.3.2. Психостимуляторы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245
Адреномиметики (α- и β-АМ) . . . . . . . . . . . . . . . . . 246
9.2.3.3. Седативные (успокаивающие) препараты. . 248
9.2.4. Органотропные препараты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249
9.2.4.1. Кардиопротекторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249
9.2.4.2. Гепатопротекторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 250
9.2.4.3. Пробиотики (Эубиотики). . . . . . . . . . . . . . . . 251
9.2.4.4. Диуретические (мочегонные) препараты. . . 252
и микроциркуляцию крови . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 254
Препараты, влияющие на реологию
9.2.5. Гематотропные препараты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 253
9.2.5.2.9.2.5.1. Препараты, стимулирующие эритропоэз. . . 253
9.2.6. Метаболики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255
9.2.6.1. Анаболизаторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255
9.2.6.2. Энергизаторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 256
9.2.6.3. Регуляторы водно-электролитного
баланса и кислотно-щелочного состояния . . . . . . . . 256
9.2.6.4. Разные стимуляторы метаболических
процессов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257
9.2.7. Иммунотропные препараты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258
9.2.7.1. Препараты для иммунопрофилактики. . . . . 258
9.2.7.2. Иммуностимуляторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 259
Программа мониторинга 2024 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 261
10
Стр.10
ГЛАВА 10. Допуск к занятиям и соревнованиям после
отдельных инфекционных заболеваний
и черепно-мозговой травмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 263
10.1. Допуск после перенесенных инфекционных заболеваний
(Авдеева М. Г., Бабаева Л. П., Бабаев С. В.) . . . . . . . . . . . . . . . . 263
Грипп. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264
Коронавирусная инфекция (SARS-CoV-2/COVID-19). . . . . 265
Дифференциальная диагностика острых респираторных
вирусных инфекций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 266
Герпетическая инфекция. Инфекционный
мононуклеоз . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 272
Кожные инфекции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 273
10.2. Специальное медицинское обследование после черепномозговых
травм (Лагода С. О.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 274
Инструмент для выявления спорт-ассоциированного
сотрясения головного мозга – протокол Sport Concussion
Assessment Tool (SCAT) 5-го пересмотра . . . . . . . . . . . . . . . 276
Основные источники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282
11
Стр.11