Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Христологическая система умеренного монофизитства и ее место в истории византийской богословской мысли (60,00 руб.)

0   0
Первый авторДавыденков Олег, протоиерей
АвторыПравослав. Свято-Тихонов. гуманитар. ун-т
ИздательствоМ.: Изд-во ПСТГУ
Страниц561
ID866358
АннотацияНастоящее исследование имеет целью реконструировать христологическую систему греческого умеренного монофизитства (Севир Антиохийский, Иоанн Филопон и др.) и определить ее место в истории византийской богословской мысли. Одной из основных задач исследования является сравнительный анализ монофизитского христологического учения и православной (дифизитской) христологии. Такое сравнение необходимо не только для реконструкции христологической системы умеренного монофизитства, но и для лучшего понимания христологической мысли православных авторов VI–VIII веков, на которых противостояние монофизитству, главным образом в его умеренном севирианском варианте, оказало огромное влияние. В работе подробно рассмотрены основные богословские термины («сущность», «природа», «ипостась», «лицо», «энергия») и христологические формулы («воипостасная сущность», «частная сущность», «природа в неделимом», «сложная природа», «сложная ипостась», «богомужняя энергия», «единая природа Бога Слова воплощенная» и др.), которыми пользовались участники христологических дискуссий эпохи Вселенских соборов. Одна из глав посвящена малоизученному вопросу о философских аспектах христологических споров. Центральное место в исследовании занимает вопрос о возможности приведения севирианской и православной христологических систем к взаимному согласованию. Монография подготовлена на основе диссертации на соискание ученой степени доктора теологии, успешно защищенной 21 мая 2019 г. в Объединенном диссертационном совете по теологии и утвержденной ВАК.
ISBN978-5-7429-1349-8
УДК27-1
ББК86.37-4
Давыденков, прот. О. Христологическая система умеренного монофизитства и ее место в истории византийской богословской мысли : [монография] / Православ. Свято-Тихонов. гуманитар. ун-т; прот. О. Давыденков .— Москва : Изд-во ПСТГУ, 2020 .— 561 с. — Библиогр.: с. 487-516 .— ISBN 978-5-7429-1349-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/866358 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Христологическая_система_умеренного_монофизитства_и_ее_место_в_истории_византийской_богословской_мысли.pdf
УДК 27-1 ББК 86.37-4 Д13 Издательским советом Русской Православной Церкви ИС Р20-015-0384 Рекомендовано к публикации канд. богословия, зав. каф. теологии П. Ю. Малков Редакционно-издательским советом ПСТГУ Научный редактор: Рекомендовано к изданию Д13 Христологическая система умеренного монофизитства и ее место в истории византийской богословской мысли / прот. Олег Давыденков. – М. : Изд-во ПСТГУ, 2020. – 560 с. Давыденков О., прот. ISBN 978-5-7429-1349-8 Настоящее исследование имеет целью реконструировать христологическую систему греческого умеренного монофизитства (Севир Антиохийский, Иоанн Филопон и др.) и определить ее место в истории византийской богословской мысли. Одной из основных задач исследования является сравнительный анализ монофизитского христологического учения и православной (дифизитской) христологии. Такое сравнение необходимо не только для реконструкции христологической системы умеренного монофизитства, но и для лучшего понимания христологической мысли православных авторов VI–VIII веков, на которых противостояние монофизитству, главным образом в его умеренном севирианском варианте, оказало огромное влияние. В работе подробно рассмотрены основные богословские термины («сущность», «природа», «ипостась», «лицо», «энергия») и христологические формулы («воипостасная сущность», «частная сущность», «природа в неделимом», «сложная природа», «сложная ипостась», «богомужняя энергия», «единая природа Бога Слова воплощенная» и др.), которыми пользовались участники христологических дисскуссий эпохи Вселенских соборов. Одна из глав посвящена малоизученному вопросу о философских аспектах христологических споров. Центральное место в исследовании занимает вопрос о возможности приведения севирианской и православной христологических систем к взаимному согласованию. Монография подготовлена на основе диссертации на соискание ученой степени доктора теологии, успешно защищенной 21 мая 2019 г. в Объединенном диссертационном совете по теологии и утвержденной ВАК. УДК 27-1 ББК 86.37-4 ISBN 978-5-7429-1349-8 © Давыденков О. В., 2020 © Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2020
Стр.4
Содержание СОДЕРЖАНИЕ Введение ................................................................................................13 Глава 1 ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УМЕРЕННОГО МОНОФИЗИТСТВА 1.1. Севирианство как монофизитская система ..................................55 1.1.1. Севирианство как догматическое оформление монофизитского учения .................................................................55 1.1.2. Основные богословские принципы построения севирианской системы ...................................................................55 1.2. Основные христологические термины эпохи Вселенских соборов, их значение в севирианской системе .....66 1.2.1. Сущность ...............................................................................69 1.2.1.1. Двойственность понятия «сущность» у античных философов .............................................................69 1.2.1.2. Понятие «сущность» у христианских авторов .............71 1.2.1.3. Понятие «сущность» в системе Севира. Умеренный реализм Севира .........................................................................72 1.2.2. Ипостась ................................................................................74 1.2.2.1. Термин «ипостась» у языческих и христианских авторов до начала IV в. .............................................................74 1.2.2.2. Новое понятие ипостаси в триадологии великих каппадокийцев ...........................................................78 1.2.2.3. Эволюция понятия «ипостась» в дифизитской христологической традиции ...........................83 1.2.2.4. Понятие «ипостась» в системе Севира ........................85 а) Этимология слова «ипостась» согласно Севиру ............85 б) Соотношение понятий «ипостась» и «сущность» в севирианской системе .....................................................86 1.2.3. Природа ...........................................................................88 1.2.3.1. Тождественность понятий «сущность» и «природа» в дифизитской традиции ..........................................................88 5
Стр.5
Содержание 1.2.3.2. Амфиболия понятия «природа» в системе Севира ......90 1.2.4. Лицо .......................................................................................92 1.2.4.1. Понимание лица как совокупности идиоматических признаков ......................................................92 1.2.4.2. Персоналистическое понимание лица в дифизитской христологии .....................................................95 1.2.4.3. Отождествление Лица Христа с Лицом предвечного Логоса как выражение персоналистического понимания лица в дифизитской традиции ..............................98 а) Блж. Феодорит Кирский (ок. 393–457 гг.) ..................100 б) Иоанн Максенций ........................................................100 в) Леонтий Иерусалимский .............................................101 г) прп. Феодор Студит ......................................................101 1.2.4.4. Понятие «лицо» в системе Севира .............................102 1.2.5. Понятие «энергия» у христианских авторов эпохи христологических споров ...................................................103 1.2.5.1. Понятия «сила» и «энергия» в философии Аристотеля ..............................................................................103 1.2.5.2. Понятия «энергия» и «сила» после Аристотеля ........105 а) языческие авторы .........................................................105 б) Священное Писание ....................................................106 1.2.5.3. Понятия «сила» и «энергия» у христианских авторов эпохи христологических споров ............................................107 а) Понятие «сила» (δναμις) у христианских авторов .....108 б) Понятие «энергия» (νργεια) у Аристотеля и у христианских авторов .................................................111 в) Соотношение понятий «энергия» и «движение» у христианских авторов ....................................................120 г) Соотношение между понятиями «энергия», «сила» и «свойство» (на примере комментариев к трактату о «Божественных именах») ..............................................122 д) Соотношение между понятиями «энергия» и «сущность» ....................................................126 1.3. Терминологические особенности севирианской христологии .................................................................129 1.3.1. Природа. Редукция понятия «природа» в севирианской христологии .......................................................129 1.3.2. Соотношение понятий «лицо» и «ипостась» в христологии Севира ...................................................................132 6
Стр.6
Содержание 1.3.2.1. Нетождественность понятий «лицо» и «ипостась» ...132 1.3.2.2. «Несамобытная ипостась» – новое понятие в системе Севира .....................................................................133 1.3.2.3. Влияние терминологии свт. Кирилла Александрийского на формирование севирианской концепции ипостаси .......................................136 1.3.2.4. Ипостась Христа и Ипостась Логоса: севирианское и дифизитское понимание их соотношения ..139 Тождественность Ипостаси Христа и Ипостаси Бога Слова в халкидонитской традиции......140 а) Леонтий Иерусалимский ..............................................140 б) V Вселенский собор ......................................................141 в) Св. император Юстиниан Великий .............................141 г) Памфил Палестинский .................................................142 д) свт. Софроний Иерусалимский ...................................142 е) прп. Максим Исповедник ............................................143 ж) прп. Иоанн Дамаскин ..................................................143 з) прп. Феодор Студит ......................................................144 и) Феодор Абу Курра ........................................................144 Соотношение Ипостаси Христа и Ипостаси Бога Слова в севирианской христологической системе ....................146 1.3.3. Категория «сущность» как средство выражения различия в системе Севира ............149 1.3.4. Понятие «энергия» в системе Севира ...........................151 Глава 2 ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ХРИСТОЛОГИЧЕСКИХ СПОРОВ 2.1. Концепции «воипостасное» и «воипостасная сущность» ...........159 2.1.1. Термин «воипостасное» и его введение в контекст христологических дискуссий .....................................159 2.1.2. Термин «воипостасное» у халкидонитских авторов VI–VIII вв. .........................................163 а) Леонтий Византийский ......................................................163 б) Евстафий Монах (пер. пол. VI в.) ......................................174 в) Свт. Ефрем Антиохийский († 545) .....................................175 г) Леонтий Иерусалимский ....................................................177 д) Св. Юстиниан Великий ......................................................180 е) Трактат «О разделениях» (середина VI в.) .........................181 7
Стр.7
Содержание ж) Памфил Палестинский ......................................................182 з) Свт. Анастасий Антиохийский ...........................................184 и) Прп. Анастасий Синаит .....................................................185 к) Прп. Максим Исповедник .................................................186 л) Прп. Иоанн Дамаскин .......................................................189 2.1.3. Понятие «воипостасное» у Иоанна Грамматика ................194 2.2. Концепция «частная природа (сущность)» .................................202 2.2.1. Предпосылки появления концепции «частная природа» в учении Севира ............................................................................204 2.2.2. Концепция «частная сущность» в христологии Иоанна Филопона ........................................................................217 2.3. Концепция «природа в неделимом». Онтология ипостаси в халкидонитской традиции .............................232 2.3.1. Сущность противомонофизитской полемики в «Эпилисисе» ...............................................................................232 2.3.2. Новая концепция ипостаси у Леонтия Византийского .....239 2.3.3. Концепция «индивидуальная природа» в дифизитской традиции после Леонтия Византийского ...........246 а) Лeoнтий Иepусaлимский ....................................................247 б) Свт. Евлогий Александрийский .........................................250 в) Прп. Максим Исповедник .................................................251 г) Прп. Иоанн Дамаскин и Феодор Абу Курра ......................254 2.4. Концепции «сложная ипостась» и «сложная природа» ..............256 2.4.1. Происхождение формулы «сложная природа», ее место и назначение в севирианской системе ..........................256 2.4.2. Отношение к формуле «сложная природа» в халкидонитской традиции .........................................................264 1. Обмен свойствами между двумя природами Христа был бы невозможен ................................................................272 2. Христос не был бы лично тождественен Сыну Божию .....272 3. Христос не был бы Одним из Троицы ................................273 4. Смерть Христа не была бы смертью Бога Слова по человечеству .......................................................................273 5. Если Христос как целое тождественен своим частям, то севириане должны исповедать две природы .....................274 2.4.3. Формула «сложная ипостась» в халкидонитской традиции .........................................................274 2.4.4. Различие между концепциями «сложная природа» и «сложная ипостась» ...................................283 8
Стр.8
Содержание 2.5. Различие между умеренным монофизитством и халкидонитским дифизитством на философском уровне ..............288 Глава 3 СЕВИРИАНСКОЕ УЧЕНИЕ О ВОЛЯХ И ДЕЙСТВОВАНИЯХ ВО ХРИСТЕ 3.1. Формула «единая богомужняя энергия» ......................................295 3.1.1. Происхождение формулы «единая богомужняя энергия» и ее появление в системе Севира .................................................295 3.1.2. Формулы «богомужняя энергия» и «единая энергия» в дифизитской христологической традиции ...............................298 а) Иоанн Схоластик, епископ Скифопольский († после 536 и до 548 г.)...........................................................299 б) свт. Анастасий Антиохийский ...........................................300 в) свт. Софроний Иерусалимский († 638) .............................303 г) прп. Максим Исповедник (580–662) .................................304 д) Анастасий-монах (сер. VII в.) ............................................306 е) прп. Aнаcтасий Cинaит († ок. 700 г.) .................................306 е) прп. Иоанн Дамаскин .........................................................307 3.2. Моноэнергизм как «стержень» христологической системы Севира ....................................................310 3.3. Монофелитство в христологической системе умеренного монофизитства ................................................................319 3.4. Вопрос о волях и действованиях в христологии свт. Кирилла Александрийского ................................331 3.5. Моноэнергизм и монофелитство последователей Севира .......................................................................339 3.6. Севирианское учение о действованиях и волях во Христе с точки зрения халкидонского дифизитства ......................................351 3.6.1. Философские предпосылки севирианского моноэнергизма и монофелитства ...........................................................................351 3.6.1.1. Севирианство и аполлинарианство ...........................351 3.6.1.2. Севирианство и несторианство ..................................354 3.6.2. Севирианский моноэнергизм и монофелитство в свете халкидонитского учения о волях и действованиях ..........360 9
Стр.9
Содержание Глава 4 КОНЦЕПЦИЯ ИПОСТАСНОГО СОЕДИНЕНИЯ В ХРИСТОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ УМЕРЕННОГО МОНОФИЗИТСТВА 4.1. Формальная сторона cевирианскoй кoнцепции ипocтасногo coединения .....................................................................367 4.1.1. Влияние филocoфских предпocылок cиcтемы Cевиpа на егo иcтoлкование фopмулы «из двух приpoд» .........................369 4.1.2. Pазличие богословских позиций свт. Киpилла и Cевиpа на пpимеpе истoлкoвания ими фopмулы «единая приpoда Бoга Cлoва вoплoщенная» ...............................377 4.1.3. Тoждеcтво фoрмул «ипocтасное coединение» и «приpoдное coединение» в севирианской системе ...................388 4.1.4. Отношение к дифизитской терминологии у свт. Кирилла и в севирианстве ...................................................393 4.2. Внутренняя сторона севирианской концепции ипостасного соединения .....................................................................402 4.2.1. Учение Севира о свойствах и качествах во Христе .............402 4.2.1.1. Цель разработки Севиром собственной теории свойства .................................................402 4.2.1.2. Многозначность понятия «свойство» в христологии Севира .............................................................404 4.2.1.3. Общая схема севирианской концепции свойства .....409 4.2.1.4. Причины «запрета» на распределение свойств между природами в системе Севира ......................................412 4.2.1.5. Отношение севирианской концепции свойства к учению свт. Кирилла Александрийского ............................414 4.2.1.6. Внутренняя противоречивость севирианской теории свойства ..............................................416 4.2.2. Учение Севира об «общении свойств» (communicatio idiomatum) .............................................................417 4.2.3. Учение Севира о различении составляющих ипостасного соединения «по примышлению» ............................421 4.2.3.1. Происхождение учения о различении природ во Христе «по примышлению» и его место в халкидонитской традиции ...................................................421 4.2.3.2. Особенности учения о различении «по примышлению» в системе Севира ..................................425 10
Стр.10
Содержание 4.2.3.3. Особенности учения о различении «по примышлению» в системе Иоанна Филопона ................435 4.2.4. Антропологический аспект севирианской концепции ипостасного соединения ..............................................................437 4.2.4.1. Оценка севирианского понимания онтологического статуса человечества Христа в современной науке ...............437 4.2.4.2. Отрицание Севиром статуса природы за человечеством Христа .........................................................439 4.2.4.3. Онтологический статус человечества Христа в системе Севира .....................................................................447 4.2.4.4. Антропологический аспект христологической системы Иоанна Филопона .....................454 4.3. Сотериология умеренного монофизитства .................................457 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................472 Список использованных источников и литературы ..........................487 I. Источники .................................................................................487 II. Монографии .............................................................................498 III. Статьи в сборниках и журналах ..............................................501 IV. Периодическая печать ............................................................505 V. Машинописные материалы .....................................................506 VI. Диссертации ............................................................................506 VII. Справочная литература ..........................................................506 VIII. Литература на иностранных языках ....................................506 а) монографии .........................................................................506 б) статьи в сборниках и журналах ..........................................510 в) машинописные материалы.................................................516 г) интернет ресурсы ................................................................516 д) справочная литература .......................................................516 Приложение 1 КРАТКИЙ ОЧЕРК СИРИЙСКОЙ БОГОСЛОВСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ Богословская терминология ранних сирийских авторов ..................518 Несторианская богословская терминология .....................................526 Богословская терминология нехалкидонитских сироязычных авторов .........................................533 11
Стр.11
Содержание Список используемых источников и литературы ..............................546 Источники .....................................................................................546 Научная литература ......................................................................547 Справочная литература .................................................................548 Приложение 2 Сводная таблица богословских терминов ..........................................549 Список сокращений ...........................................................................552 Именной указатель ..............................................................................555 12
Стр.12

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ