ББК 86.3УДК 27-1(050.8)72я5 Е36
Протоиерей Владимир Воробьёв
Редколлегия:
Главный редактор
А. Л. Дворкин, д-р философии (PhD), д-р теологии (DThHC)
М. Ю. Десятова, канд. филол. наук, доцент
Г. Е. Захаров, канд. ист. наук
А А. В. Агеева, канд. пед. наук
. В. Анашкин, канд. филол. наук
Н. Н. Павлюченков, канд. богословия, канд. филос. наук
И. П. Рязанцев, д-р экон. наук, проф.
А. А. Кострюков, канд. богословия, д-р ист. наук
В. С. Макаров, канд. филол. наук
И. Е. Мельникова, канд. техн. наук
Т. В. Зальцман, канд. ист. наук, доцент
А. А. Клакоцкая
Свящ. А. Постернак, канд. ист. наук, доцент
О. Н. СокТ. В. Склярова, д-р пед. наук, доцент
олова, канд. искусствоведения
И. А. Хангиреев
Е36
ного университета: Материалы. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2019. – 272 с.
ISBN 978-5-7429-1237-8
XXIX Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарРабота
XXIX Богословской конференции ПСТГУ осуществлялась в рамках осенней (осень 2018)
в и зимней (зима 2019) сессий. В ее работе приняли участие представители профессорско-преподаакже
исследователи из-за рубежа. В рамках конференции были организованы 23 секции, два круглых
ательской корпорации Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, ученые и
т исследователи из других вузов, научных организаций, учреждений культуры Российской Федерации, а
стола. В общей сложности на конференции прозвучало 386 докладов.
ББК 86.3УДК 27-1(050.8)72я5
ISBN 978-5-7429-1237-8
© Издательство Православного Свято-Тихоновского
гуманитарного университета, 2019
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Взаимовлияние и взаимодействие русской религиозной философии
и русского богословия второй половины XIX — начала ХХ в.
Тихонов В. Е. Влияние метафизики всеединства Владимира Соловьева на раннюю
экклесиологию П. А. Флоренского по работе «Понятие Церкви в Священном Писании» . . . . . . . .7
Григоренко А. Ю. С. Булгаков и «новгородские еретики»: сравнительный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
Павлюченков Н. Н. Исследования богословского аспекта наследия П. А. Флоренского
в 1960–1990-х гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
Чикаева Т. А. Понимание Родины как духовного объекта в русской философии
рубежа XIX–XX веков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
Иванов И. А. М. И. Лот-Бородина о «церковной культуре»
(по материалам статей в «Вестнике РСХД») . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
Ворожихина К. В. Достоевский Шестова: философ о писателе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
Аникеева Е. Н. Понимание теизма в русской философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
Статус «старого» и «нового» в христианской богословской традиции
Акимов В. В. Нет ничего нового под солнцем: старое и новое в библейской книге Екклезиаста . . . . . .23
Серебряков Н. С. Прообразы Ветхого Завета: видеть новое в старом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29
Прокопчук А. Ю. Четыре финала одной истории. О сосуществовании различных новозаветных
традиций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
Доброцветов П. К. Христианство и иудейство сквозь призму понятий «старое» и «новое»
в творениях церковных авторов II–III вв. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39
История миссий, практическая миссия
Семянников С. Н. Исследование степени агрессивности в мировоззрении современной
студенческой молодежи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .44
Минаков С. В. Опыт православного просвещения в Пермском суворовском военном училище . . . . . .47
Тихоновский И. В. Военно-патриотическое направление как составляющая
духовно-нравственного развития детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .51
Рязанова Т. Б. Проблема переживания и описания духовного опыта:
анализ случая самонаблюдения психолога . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .55
Дядченко И. Н. Использование киноресурса в образовательном и воспитательном процессе,
в организации родительских собраний и педагогических советов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .59
Алексеева В. Ю. Современные экспедиции в 1000-летнюю историю русских паломничеств
на Восток. Практический опыт 2010–2018 годов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .63
Юферева Н. Э. Духовно-просветительский центр «Причастие» в Санкт-Петербурге . . . . . . . . . . . . . . . .67
Стриганова М. И. Миссионерское служение священномученика Петра Скипетрова,
настоятеля церкви во имя иконы «Всех Скорбящих Радости» (с монетами) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .73
Манкевич Е. В. Просветительские занятия для мирян: опыт организации
и специфика приходов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .79
Стр.3
4
XXIX ЕЖЕГОДНАЯ БОГОСЛОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Актуальные проблемы истории Русской Православной Церкви в ХХ веке
Мельникова И. Е. Деятельность митрополита Тифлисского и Бакинского Кирилла (Смирнова)
на Кавказе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .83
Косик О. В. Храм святых бессребреников Кира и Иоанна в Москве (Сербское подворье) . . . . . . . . . . .86
Яковлева А. П. Роль мирян в борьбе за Церковь в 1920–1930-е гг. (на примере русского Севера) . . . . . .90
Воронцов В. Ю. Обновленческий раскол в Алма-Ате в 1922–1944 гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .97
Корнилов А. А. Приходы перемещенных лиц «Большого Мюнхена» в период управления
ими митрополитом Серафимом (Ляде) (1945–1950 гг.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .102
Картвелология: проблемы и перспективы
Рапава М. А. От Тао-Кларджети до Афона. От Афона до Гелати
(в контексте грузино-армянских литературных взаимоотношений) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .108
Кекелия В. А. Из истории православного монашества Иерусалима: грузинские монахи
в храме Святого Гроба Господня в первой трети XIV столетия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112
Малков П. Ю. Рецепция в наследии византийских отцов Церкви учения преподобного
Максима Исповедника о воле природной и о воле гномической
(на примере творений преподобного Анастасия Синаита) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
Попова И. Е. К жизнеописанию настоятельницы Серафимо-Знаменского скита
преподобноисповедницы схиигумении Фамари (Марджанишвили) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .121
Багратион-Мухранели И. Л. Шедевры грузинской агиографии в переводах
о. Иосифа (Зетеишвили) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .126
Таварткиладзе Д. Т. Грузинские венценосцы и православная вера в средние века:
от меча до щита Мессии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
Артюшенко М. В. Сретенская церковь Донского монастыря. История. Архитектура.
Некрополь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .135
Лобанов Д. В. Архимандрит Лаврентий Габашвили: аспекты биографии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .138
Мельникова И. Е. О событиях признания автокефального статуса Грузинской
Православной Церкви в XX в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .141
Возможна ли в секте свобода выбора?
Дворкин А. Л. Интернет-вербовка в России китайско-американской секты
«Церковь Всемогущего Бога» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .146
Благотворительность и социальная политика государства
в России XIX — начала XX века
Постернак А. В. Общины сестер милосердия Российской империи в отечественной
историографии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151
Ключарева А. В. Георгиевские медали Александры Львовны Толстой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .154
Мозгова О. Б. Создание Марфо-Мариинской обители как опыт восстановления
христианских оснований социального служения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .158
Всеволодов А. В. О развитии материальной взаимопомощи в среде приходского духовенства
Вологодской епархии (1860–1870-е гг.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .162
Шевцова Г. И. Благотворительная деятельность членов дома Романовых по воспоминаниям
Е. А. Нарышкиной, обер-гофмейстерины высочайшего двора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .164
Фидченко О. В. Великий князь Александр Михайлович Романов как покровитель
и реализатор социальных инициатив России конца XIX — начала ХХ в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .167
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
5
Гувакова Е. В. Романовская больница при Покровской общине сестер милосердия.
Общее дело монастырской благотворительности во время Первой мировой войны . . . . . . . . . . .170
Актуальные проблемы германской филологии
Тер-Минасова С. Г. Языковые проблемы национальной безопасности в современном обществе
(на материале русского и английского языков) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
Баранова Л. Л. Переводы Библии на английский язык в лингвокультурологическом
освещении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .176
Павловский И. В. Русомания и русофобия в английском обществе как явление
английской культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .179
Писарев Л. В. Содержание концепта «любовь к малой родине» в романе Г. К. Честертона
«Наполеон из Ноттинг Хилла» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181
Захаров Н. В. Марло и Шекспир — персонажи киноиндустрии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .184
Макаров В. С., Гайдин Б. Н. Вариативность переводов шекспировских пьес:
представление и анализ с помощью платформы Version Variation Visualisation.
Итоги проекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .186
Мороз Н. А. Марк Твен как эрзац-продукт: о реконструкции сказки
«Похищение принца Олеомаргарина» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .189
Чуварькова О. В. Лексико-семантические особенности англоязычного дискурса
церковного изобразительного искусства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .191
Варёшин Н. В. Этапы личностного становления рассказчика романа Г. Свифта «Земля воды» . . . . . .194
Романская филология
Десятова М. Ю. Как писать их величествам: анализ двух писем XIV века на сицилийском
вольгаре . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .197
Кабанова А. С. Абсолютные конструкции в румынском языке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .200
Серебренников А. В. К вопросу о юродстве Дон Кихота: «покаяние» в Сьерра-Морене . . . . . . . . . . . . .202
Педагогика
Абрамов С. И. Замечания и предложения к документу «Дорожная карта первоочередных мер
(комплексных предложений) по формированию и развитию благоприятных условий
для духовного просвещения детей в приходских общинах Русской Православной Церкви» . . . . .205
Дорофеева Л. Г., Клепцова В. С. Идеал целомудрия в древнерусской агиографии . . . . . . . . . . . . . . . . . . .208
Юрина Ю. Г. Педагогическое сопровождение детей из невоцерковленных семей
при религиозном воспитании в воскресной школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213
Макарова Е. В. Постановка учебной задачи в работе по учебно-методическому комплекту
«Сперва Аз да Буки» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .218
Левшенко Т. А. Грамматика церковнославянского языка в учебниках и в богослужебных текстах . . . . 221
Будейко В. Э. О некоторых особенностях учебных пособий церковнославянского языка.
Современная проблематика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .224
Шалыгина Н. В. Сокровищница языка церковнославянского — языку русскому
(опыт составления пособий по церковнославянскому языку для детей и нефилологов) . . . . . . . .228
Архипова И. Г. Концептуальные основы построения базового образовательновоспитательного
курса по церковнославянскому языку для детей в свете
современного педагогического подхода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .233
Наумов С. А. Полный видеокурс церковнославянского языка: ретроспектива, структура
и перспектива . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .237
Стр.5
6
XXIX ЕЖЕГОДНАЯ БОГОСЛОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Диаконическое образование: теория и практика
Зальцман Т. В. Теория и практика в подготовке специалистов: единство и противоречия . . . . . . . . . . .242
Шилина И. Б., Шилин А. Ю. Подготовка специалистов по работе с молодежью
в условиях трансформации образовательных стандартов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .244
Радионович А. М. К вопросу о медицинской компетентности социального работника . . . . . . . . . . . . . .246
Цифровизация общества и будущее христианства
Лопатинская Т. Д. Кризис духовных ценностей в информационном обществе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .249
Грабельных Т. И., Саблина Н. А. «Цифровое общество» в категориях цифрового времени
и цифрового пространства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .252
Грива О. А. Философское и богословское осмысление трансгуманизма как феномена . . . . . . . . . . . . .253
Демидова Е. Е., Старикова А. В. Цифровизация стран зарубежной Европы:
новые возможности, новые риски. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .255
Старикова А. В., Демидова Е. Е. Пространственная мобильность и цифровизация:
роль новых ценностей в общественной жизни и влияние на миграции населения . . . . . . . . . . . . .259
Чурсанов С. А. Богословский концепт «общение» и цифровые информационнокоммуникативные
реалии современного социума . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .262
Церковное пение
Николаева Е. А. Церковный композитор: Московская школа сегодня . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .267
Стр.6