Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Теория и методика физической культуры (290,00 руб.)

0   0
Первый авторМаксименко А. М.
ИздательствоМ.: Физическая культура
Страниц496
ID862785
АннотацияВ учебнике излагается полный курс общепрофилирующей дисциплины «Теория и методика физической культуры», включенной в учебные планы для студентов физкультурных вузов по направлению 032100 «Физическая культура» и специальности 032101 «Физическая культура и спорт». Учебник написан в соответствии с тематикой «Примерной программы дисциплины» и требованиями Госстандарта высшего профессионального образования второго поколения. В общедоступной форме раскрываются основные положения отечественной теории и методики физической культуры.
Кем рекомендованоУчебно-методическим объединением по образованию в области физической культуры и спорта в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 032100 – Физическая культура и специальности 032101 – Физическая культура и спорт
Кому рекомендованоУчебник может быть использован студентами педагогических вузов и университетов соответствующего профиля, а также учащимися техникумов физической культуры, училищ олимпийского резерва и практическими работниками.
ISBN978-5-9746-0101-9
УДК796.01(075.8)
ББК75.1я73
Максименко, А.М. Теория и методика физической культуры : учебник / А.М. Максименко .— 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Физическая культура, 2008 .— 496 с. — ISBN 978-5-9746-0101-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/862785 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Теория_и_методика_физической_культуры_.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Теория_и_методика_физической_культуры_.pdf
УДК 796.01 М 17 Рецензенты: – доктор педагогических наук, профессор М. М. Боген – доктор педагогических наук, профессор Ю. В. Менхин Максименко, А. М. М 17 Теория и методика физической культуры: учебник для вузов физической культуры / А. М. Максименко. – 2-е изд, испр. и доп. – М. : Физическая культура, 2008. – 496 с. ISBN 978-5-9746-0101-9 В учебнике излагается полный курс общепрофилирующей дисциплины «Теория и методика физической культуры», включенной в учебные планы для студентов физкультурных вузов по направлению 032100 «Физическая культура» и специальности 032101 «Физическая культура и спорт». Учебник написан в соответствии с тематикой «Примерной программы дисциплины» и требованиями Госстандарта высшего профессионального образования второго поколения. В общедоступной форме раскрываются основные положения отечественной теории и методики физической культуры. Учебник может быть использован студентами педагогических вузов и университетов соответствующего профиля, а также учащимися техникумов физической культуры, училищ олимпийского резерва и практическими работниками. УДК 796.01 ISBN 978-5-9746-0101-9 © Максименко А. М., 2008 © Издательство «Физическая культура», 2008 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ..................................................................................... 11 Часть I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ....................................... 13 Глава 1. ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ................ 13 1.1. Предмет теории и методики физической культуры...... 13 1.2. Основные понятия теории и методики физической культуры ....................................................... 17 Глава 2. СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ, ЕЕ ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ. ......................................................................... 40 2.1. Понятие о системе физического воспитания в стране и ее структуре..................................................... 40 2.2. Цель и задачи физического воспитания в стране ......... 46 2.3. Общие социально-педагогические принципы системы физического воспитания................................... 53 Глава 3. ФУНКЦИИ И ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕСТВЕ........................................................................ 59 3.1. Представление о функциях и формах физической культуры и их классификация.................... 59 3.2. Специфические функции физической культуры .......... 63 3.3. Общекультурные функции физической культуры........ 74 3.4. Основные формы физической культуры в обществе ... 79 Глава 4. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ .............. 89 4.1. Понятие о средствах физического воспитания ............. 89 4.2. Физические упражнения как основное средство физического воспитания .................................................. 92 3
Стр.3
4.3. Содержание и форма физических упражнений............. 98 4.4. Техника физических упражнений................................. 100 4.4.1. Понятие о технике физических упражнений и её структуре ....................................................... 100 4.4.2. Основные характеристики техники ................... 104 4.5. Классификация физических упражнений .................... 110 4.6. Физический труд как средство физического воспитания....................................................................... 111 4.7. Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы как средства физического воспитания.......... 115 Глава 5. МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ............... 119 5.1. Понятие о методах физического воспитания и их структурной основе ................................................ 119 5.2. Специфические методы физического воспитания...... 124 5.2.1. Методы строго регламентированного упражнения ........................................................... 124 5.2.2. Игровой метод ...................................................... 132 5.2.3. Соревновательный метод.................................... 134 5.3. Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании .............................................. 136 5.3.1. Методы использования слова ............................. 136 5.3.2. Методы обеспечения наглядности. .................... 138 Глава 6. ОСНОВНЫЕ СТОРОНЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ........ 142 6.1. Основные стороны процесса физического воспитания и понятие о методических принципах.......................... 142 6.2. Методические принципы физического воспитания...... 145 6.2.1. Принцип сознательности и активности............. 145 6.2.2. Принцип наглядности.......................................... 148 6.2.3. Принцип доступности и индивидуализации..... 150 6.2.4. Принцип систематичности.................................. 153 6.2.5. Принцип прогрессирования (динамичности) ... 157 6.2.6. Взаимосвязь методических принципов ............. 160 4
Стр.4
Глава 7. ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ.................................. 162 7.1. Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании ....... 162 7.2. Закономерности формирования двигательных действий. .......................................................................... 165 7.3. Структура процесса обучения и особенности его этапов......................................................................... 173 7.3.1. Готовность обучаемого к освоению движения..... 173 7.3.2. Общее представление о структуре процесса обучения................................................................. 175 7.3.3. Этап начального разучивания ............................. 176 7.3.4. Этап углублённого разучивания ......................... 179 7.3.5. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования............................................... 181 Глава 8. ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ (СИЛОВЫХ, СКОРОСТНЫХ, ВЫНОСЛИВОСТИ)............................ 184 8.1. Сила и методика ее воспитания .................................... 185 8.1.1. Сила как физическое качество............................ 185 8.1.2. Задачи, средства и основные методы воспитания силы................................................... 188 8.1.3. Особенности методики воспитания отдельных видов силовых способностей.............................. 194 8.1.4. Общие методические требования при занятиях силовыми упражнениями .................................... 198 8.2. Скоростные способности и методика их воспитания..... 200 8.2.1. Понятие о скоростных способностях как физическом качестве..................................... 200 8.2.2. Задачи, средства и методы воспитания скоростных способностей ................................... 202 8.2.3. Пути профилактики и разрушения скоростного барьера ............................................ 208 8.2.4. Проблема обучения технике скоростных движений............................................................... 209 5
Стр.5
8.3. Выносливость и методика ее воспитания .................... 211 8.3.1. Выносливость как физическое качество ........... 211 8.3.2. Основные компоненты нагрузок при воспитании выносливости ........................... 214 8.3.3. Методика воспитания общей выносливости .... 217 8.3.4. Методика воспитания специфических видов выносливости ..................................................... 221 Глава 9. ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ (ЛОВКОСТИ) И ГИБКОСТИ........................................... 227 9.1. Координационные способности (ловкость) и методика их совершенствования ............................... 227 9.1.1. Координационные способности как физическое качество .................................... 227 9.1.2. Методические подходы совершенствования координационных способностей....................... 229 9.2. Гибкость и методика ее совершенствования............... 233 9.2.1. Гибкость как физическое качество .................... 233 9.2.2. Методика совершенствования гибкости ........... 235 Глава 10. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСАНКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ МАССЫ ТЕЛА......................... 240 10.1. Осанка человека и основы ее формирования ........... 240 10.1.1. Нормальная осанка, ее признаки, значение и задачи воспитания....................... 240 10.1.2. Методика формирования нормальной осанки .. 245 10.2. Основы регулирования массы тела ........................... 249 10.2.1. Пути увеличения мышечной массы.............. 250 10.2.2. Пути снижения жировой массы тела ............ 253 Глава 11. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В АСПЕКТЕ ЕГО ВЗАИМОСВЯЗИ С ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ ........................... 256 11.1. Проблема воспитания личности................................ 256 11.2. Преподаватель физического воспитания и профессиональные требования к его личности ... 262 6
Стр.6
11.3. Основы нравственного воспитания занимающихся... 266 11.4. Основы умственного воспитания занимающихся... 275 11.5. Основы эстетического воспитания занимающихся .. 278 11.6. Основы трудового воспитания занимающихся....... 285 Глава 12. ФОРМЫ ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ............................... 290 12.1. Представление о содержании и форме занятий физическими упражнениями ..................................... 290 12.2. Классификация форм занятий в физическом воспитании................................................................... 293 12.3. Урочная форма занятий и ее особенности ............... 294 12.4. Понятие о структурном построении занятия и факторах, его определяющих ................................. 297 12.5. Классификация урочных форм занятий ................... 299 12.6. Особенности неурочных форм занятий.................... 301 Глава 13. ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ............................... 304 13.1. Представление о планировании и педагогическом контроле в физическом воспитании......................... 304 13.2. Требования к планированию в физическом воспитании .................................................................. 307 13.3. Логика планирования ................................................. 309 13.4. Краткая характеристика основных документов планирования в физическом воспитании ................ 311 13.5. Педагогический контроль в физическом воспитании и его виды............................................... 316 Часть II. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ РАЗЛИЧНЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ................................................ 320 Глава 14. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.............. 320 14.1. Значение физической культуры в жизни детей раннего и дошкольного возраста.............................. 320 7
Стр.7
14.2. Задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста ............................................ 324 14.3. Средства физического воспитания дошкольников ... 330 14.4. Формы организации физического воспитания дошкольников в стране и формы занятий физическими упражнениями..................................... 333 14.5. Методические особенности физического воспитания дошкольников ........................................ 337 Глава 15. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА .............. 340 15.1. Социально-педагогическое значение физической культуры в школьном возрасте................................. 340 15.2. Задачи физического воспитания школьников ......... 342 15.3. Средства физического воспитания школьников ..... 347 15.4. Особенности методики обучения двигательным действиям школьников .............................................. 350 15.5. Особенности методики воспитания физических качеств у школьников................................................ 352 15.6. Научно-методические основы детско-юношеского спорта........................................................................... 356 15.7. Формы организации физического воспитания школьников................................................................. 360 15.8. Методические особенности физкультурных занятий с детьми и молодежью школьного возраста ........... 363 15.9. Физическая культура как предмет общеобразовательной и средней специальной школы .......................................................................... 371 Глава 16. УРОК ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ЗАНЯТИЙ И ЕГО ПОСТРОЕНИЕ ..................................................... 374 16.1. Правила определения задач урока............................. 374 16.2. Структура урока и характеристика его частей......... 378 16.3. Общая и моторная плотность урока и регулирование нагрузки.......................................... 381 16.4. Методы организации занимающихся на уроке ........ 384 8
Стр.8
16.5. Страховка и помощь на уроке.................................... 387 16.6. Подготовка преподавателя к уроку ........................... 389 16.7. Педагогический анализ урока .................................... 391 Глава 17. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ...................................................................... 399 17 1. Значение и задачи физического воспитания студентов...................................................................... 399 17.2. Физическое воспитание как органическая часть учебно-воспитательного процесса в вузе................. 401 17.3. Программа физического воспитания студентов ...... 403 17.4. Динамика умственной работоспособности студентов как основа оптимального построения физического воспитания ............................................ 405 17.5. Организационно-методические основы физического воспитания в вузе ................................. 408 17.6. Особенности методики занятий в различных отделениях вуза........................................................... 410 17.7. Физическая культура студентов в каникулярное время................................................. 415 17.8. Организация и содержание физкультурноспортивной работы в вузе .......................................... 416 Глава 18. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ППФП) .................... 419 18.1. Представление о ППФП и необходимость ее актуализации в стране ........................................... 419 18.2. Задачи ППФП и критерии качества их решения..... 426 18.3. Средства ППФП и некоторые подходы их использования ....................................................... 428 18.4. Методические особенности построения ППФП ..... 433 18.5. Формы занятий в сфере ППФП................................. 436 Глава 19. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА............. 439 19.1. Социальное значение и задачи направленного использования физической культуры в период основной трудовой деятельности............................. 439 9
Стр.9
19.2. Физическая культура непосредственно в процессе труда ......................................................... 443 19.2.1. Динамика работоспособности человека в процессе труда и основные требования к подбору комплексов производственной гимнастики...................................................... 443 19.2.2. Методические особенности производственной гимнастики и характеристика ее отдельных разновидностей .............................................. 446 19.3. Физическая культура на производстве вне рамок процесса труда ............................................................ 451 19.4. Организация производственной гимнастики........... 452 Глава 20. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ЖИЗНИ ТРУДЯЩИХСЯ И ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА........................... 454 20.1. Социальное значение и задачи использования физической культуры в жизни трудящихся ............ 454 20.2. Проблема внедрения физической культуры в быт трудящихся, факторы и пути, ее определяющие........................................................ 456 20.3. Методические особенности основных форм физической культуры в быту трудоспособного населения..................................................................... 461 20.4. Физическая культура в жизни людей пожилого и старшего возраста ................................................... 473 20.4.1. Представление о старении, факторах, его определяющих, и задачах использования физической культуры в пожилом и старшем возрасте ........................................ 473 20.4.2. Средства и некоторые методические особенности физкультурных занятий в пожилом и старшем возрасте..................... 481 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ............................................. 488 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ