Ф. Д.
Нефедов.<i>Фотография</i>
[]
Нефедов Филипп Диомидович - беллетрист-народник и этнограф (1848 - 1902). <...> Образование
получил в Московском университете по юридическому факультету. <...> В 1872 г. обратил на себя внимание
ряд статей Нефедова в "Русских Ведомостях": "Наши фабрики и заводы". <...> В конце того же года вышли
отдельным изданием его очерки и рассказы, под заглавием: "На миру". <...> Начиная с 1874 г. Нефедов, в
качестве члена - сотрудника Императорского общества естествознания, антропологии и этнографии,
совершал экскурсии по различным местностям России, и собранный им богатый этнографическибытовой материал обработал как в ряде научных статей, появившихся в специальных изданиях, так и в
форме очерков и рассказов. <...> В недрах народа Нефедов находит громадные запасы энергии и живой
самобытной силы, стесненной экономическими и другими условиями и нуждающейся в помощи
интеллигенции. <...> Нефедов любит деревню и сильно идеализирует ее, но в его изображении народной
жизни много и правды. <...> Нефедова вышло собрание сочинений Левитова, с критико-биографическим очерком
редактора. <...> В течение десяти лет работал у отца приказчиком,
затем переселился в Москву, где окончил юридический факультет. <...> Будучи членом-сотрудником
Общества естествознания, антропологии и этнографии, совершил множество поездок по различным
местностям России; добытый материал был им обработан в ряде этнографических статей, очерков,
рассказов и пр. <...> Творчество Н. выражает идеологию народнически настроенной мелкобуржуазной интеллигенции
70--80-х гг. <...> Растущий капитализм, разлагающий патриархальный уклад деревни, отрицался им
полностью; представители капитализма изображаются им бездушными, жестокими самодурами. <...> Не
верил Н. и в пролетариат, показывая его представителей пьяницами и бездельниками. <...> Как либеральный народник Н. смазывал классовые
противоречия между крестьянством и помещиками. <...> Главное внимание Н. сосредоточивал на показе
жизни пореформенного крестьянства <...>
Ф._Д._Нефедов_биографическая_справка.pdf
Ф. Д.
Нефедов.Фотография
[]
Нефедов Филипп Диомидович - беллетрист-народник и этнограф (1848 - 1902). Образование
получил в Московском университете по юридическому факультету. В 1872 г. обратил на себя внимание
ряд статей Нефедова в "Русских Ведомостях": "Наши фабрики и заводы". В конце того же года вышли
отдельным изданием его очерки и рассказы, под заглавием: "На миру". Начиная с 1874 г. Нефедов, в
качестве члена - сотрудника Императорского общества естествознания, антропологии и этнографии,
совершал экскурсии по различным местностям России, и собранный им богатый этнографическибытовой
материал обработал как в ряде научных статей, появившихся в специальных изданиях, так и в
форме очерков и рассказов. В недрах народа Нефедов находит громадные запасы энергии и живой
самобытной силы, стесненной экономическими и другими условиями и нуждающейся в помощи
интеллигенции. Нефедов любит деревню и сильно идеализирует ее, но в его изображении народной
жизни много и правды. Сочинения Нефедова собраны в 4 т. (I и II т. М., 1894 - 95, III и IV - 1900). В 1885
г., под ред. Нефедова вышло собрание сочинений Левитова, с критико-биографическим очерком
редактора. - Ср. С. Васюков "Воспоминания о Ф.Д. Нефедове" ("Исторический Вестник", 1902, май);
"Русские Ведомости" 1863 - 1913" (М., 1913).
Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.
Оригинал здесь: Русский биографический словарь.
НЕФЕДОВ Филипп Диомидович [1848--1902] -- беллетрист и этнограф. Р. в семье крепостного
крестьянина, ставшего мелким предпринимателем. В течение десяти лет работал у отца приказчиком,
затем переселился в Москву, где окончил юридический факультет. Будучи членом-сотрудником
Общества естествознания, антропологии и этнографии, совершил множество поездок по различным
местностям России; добытый материал был им обработан в ряде этнографических статей, очерков,
рассказов и пр.
Творчество Н. выражает идеологию народнически настроенной мелкобуржуазной интеллигенции
70--80-х гг. Растущий капитализм, разлагающий патриархальный уклад деревни, отрицался им
полностью; представители капитализма изображаются им бездушными, жестокими самодурами. Не
верил Н. и в пролетариат, показывая его представителей пьяницами и бездельниками. Идеалом Н.
являлась патриархальная крестьянская община. Как либеральный народник Н. смазывал классовые
противоречия между крестьянством и помещиками. Главное внимание Н. сосредоточивал на показе
жизни пореформенного крестьянства, на антагонизме между бедняцкой частью его и кулаками.
Правильно ставя вопрос о связи этого антагонизма с ростом капиталистических отношений в деревне, он
не выявлял однако экономической подоплеки конфликтов, сводя все к борьбе сильной личности бедняка
с ничтожной личностью кулака, на сторону которого становится большинство, т. к. у него есть деньги.
Выходом из этого противоречия Н. считал нравственное самоусовершенствование и просвещение и рост
в обществе гуманных личностей вне зависимости от их классовой принадлежности. Отсюда та проповедь
альтруизма, с которой Н. обращался к эксплоататорам. В показе действительности Нефедов большое
место уделял обрисовке внешних бытовых ее сторон. Он нередко рисовал совершенно идиллические
картины довольства, веселья и непрерывного праздника, неизменно превознося физиологическую,
стихийную силу жизни. Этнографический материал вводился им в виде большого количества преданий,
песен, обычаев, говора и т. п.
Источник: Нефедов // Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939.
Т. 8. -- М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энциклопедия.", 1934. -- Стб. 29-30.
Оригинал
здесь: Фундаментальная электронная библиотека.
Стр.1