УДК 373.167.1:821.161.1+821.161.1(075.3)
ББК 83.3(2=411.2)я721
М69
Учебник допущен к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, в соответствии с Приказом Министерства просвещения
Российской Федерации № 254 от 20.05.2020 (в редакции приказа
№ 766 от 23.12.2020).
М69
Михальская, Анна Константиновна.
Литература : 11-й класс : учебник : в 2 частях /
ISBN 978-5-09-110458-5.
Ч. 2. — 524, [4] с.
ISBN 978-5-09-110460-8.
А. К. Михальская, О. Н. Зайцева. — 4-е изд., стер. — Москва :
Просвещение, 2023.
Учебник входит в УМК для 10—11 классов А. К. Михальской, О. Н. Зайцевой
«Литература».
Особенностью курса является его тесная связь с предметом «Русский
язык». Предлагаемая система заданий направлена на формирование универсальных
учебных действий и личностных качеств учащихся.
УДК 373.167.1:821.161.1+821.161.1(075.3)
ББК 83.3(2=411.2)я721
ISBN 978-5-09-110460-8 (ч. 2)
ISBN 978-5-09-110458-5
.
© АО «Издательство «Просвещение», 2021
© Художественное оформление.
АО «Издательство «Просвещение», 2021
Все права защищены
© АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ»
Б
Стр.3
Содержание
Михаил Александрович ШОЛОХОВ
3
ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Ранние годы. Ранние рассказы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
«Тихий Дон»: судьба романа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Творчество 1930—1940-х годов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Творчество в послевоенные годы.
Рассказ «Судьба человека» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЗЫ ШОЛОХОВА.
ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
ЧИТАЕМ РОМАН «ТИХИЙ ДОН» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Замысел романа, начало работы
и первые публикации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Архитектоника и композиция романа . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Исследовательские задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Теория и практика: изучаем, повторяем,
систематизируем, тренируемся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
Контрольная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
Михаил Афанасьевич БУЛГАКОВ
64
ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
Начало литературной работы. Ранние произведения . . . 67
Роман «Белая гвардия» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
Сатирические повести . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
Пьесы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
Романы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
ЧИТАЕМ РОМАН «МАСТЕР И МАРГАРИТА» . . . . . . . . . . . . . . 82
518 Содержание
.
© АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ»
Б
Стр.519
Содержание
История создания романа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
О некоторых именах, сценах и прототипах.
Связь идей и композиции романа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
Анализ фрагментов романа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Исследовательские задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
Теория и практика: изучаем, повторяем,
систематизируем, тренируемся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
Контрольная работа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
Литература 1920—1930-х годов
109
ПРОЗА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
М. М. Пришвин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
А. Платонов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
А. Н. Толстой. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132
Е. И. Замятин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
ПОЭЗИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146
Н. Н. Асеев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148
Э. Г. Багрицкий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
Н. А. Заболоцкий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154
Д. Хармс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158
Н. С. Тихонов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
M. А. Светлов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
Исследовательские задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166
Теория и практика: изучаем, повторяем,
систематизируем, тренируемся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170
Литература русского зарубежья
Содержание
.
175
И. С. Шмелёв . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
519
© АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ»
Б
Стр.520
Б. К. Зайцев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181
В. В. Набоков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191
Исследовательские задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
Теория и практика: изучаем, повторяем,
систематизируем, тренируемся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203
Литература периода
Великой Отечественной войны
207
ПРОЗА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
Б. Л. Горбатов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
А. А. Бек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213
B. П. Некрасов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215
К. М. Симонов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218
ПОЭЗИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224
В. И. Лебедев-Кумач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224
М. В. Исаковский . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 226
А. А. Сурков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 228
К. М. Симонов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 229
А. Т. Твардовский . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233
Исследовательские задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249
Теория и практика: изучаем, повторяем,
систематизируем, тренируемся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 253
Литература о Великой Отечественной войне
(1960—1990-е годы)
258
К. Д. Воробьёв. «Убиты под Москвой» . . . . . . . . . . . . . . . . 259
В. В. Быков. «Сотников» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265
В. П. Астафьев. «Прокляты и убиты». . . . . . . . . . . . . . . . . 270
520 Содержание
.
© АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ»
Б
Стр.521
Исследовательские задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 277
Теория и практика: изучаем, повторяем,
систематизируем, тренируемся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 278
Литература периода «оттепели».
Лагерная тема
286
В. Т. Шаламов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 289
А. И. Солженицын . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 308
Исследовательские задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 320
Теория и практика: изучаем, повторяем,
систематизируем, тренируемся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 323
Контрольная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 331
Драматургия
второй половины XX века
332
А. Н. Арбузов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 335
А. М. Володин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 347
A. В. Вампилов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 355
B. С. Розов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 361
Исследовательские задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 366
Теория и практика: изучаем, повторяем,
систематизируем, тренируемся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 368
Проза второй половины XX века
376
Ф. А. Абрамов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 378
В. П. Астафьев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 381
В. Г. Распутин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 392
В. И. Белов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 406
В. М. Шукшин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 413
В. В. Ерофеев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 422
Содержание
.
521
© АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ»
Б
Стр.522
Исследовательские задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 428
Теория и практика: изучаем, повторяем,
систематизируем, тренируемся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 432
Поэзия второй половины XX века
437
Н. М. Рубцов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 438
Н. И. Глазков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 444
Н. И. Тряпкин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 447
Е. А. Евтушенко . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 455
А. А. Вознесенский . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 466
Б. А. Ахмадулина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 473
Р. И. Рождественский . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 476
Ю. П. Кузнецов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 488
И. А. Бродский . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 494
Теория и практика: изучаем, повторяем,
систематизируем, тренируемся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 505
Дорогие выпускники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 514
.
© АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ»
Б
Стр.523