Начало дёйств\я настоящаго разсказа — минутъ
двадцать до полудня 12 декабря 1823 года; мёсто
дёйcтвiя — отдёлен\е грамматистовъ французскаго
языка гимназ\и высшихъ наукъ князя Безбородко въ
городё Нёжинё, Черниговской губерн\и. <...> Ни тёмъ ни другимъ,
5
Гоголь-гимназистъ
Глава /
разумёется, и въ голову не могло пр\йти, что изъ этого
необщительнаго, лёниваго и тёломъ и духомъ
человёчка, напоминавшаго о себё другимъ развё какоюнибудь не совсёмъ безобидною шалостью, выработается
велик\й писатель-юмористъ. <...> — Храбрости у меня хватитъ и не на такую
штуку, — отвёчалъ Риттеръ, голубые глаза на-выкатё и
пухлыя розовыя щечки котораго однако гораздо болёе
напоминали вербнаго херувимчика, чёмъ закаленнаго въ
бою рыцаря. <...> — Годи, годи, мое серденько, самъ еще съ нами
насмёешься, — отозвался Гоголь и обратился снова къ
1
Въ Нёжинской гимназ\и высшимъ балломъ было 4. <...> Ландраженъ
имъ въ этомъ не препятствовалъ: на нётъ и суда нётъ, —
но отмётками ихъ, понятно, не баловалъ. <...> — Эта забывчивость у васъ просто хроническая,
— замётилъ Ландраженъ. <...> — А вотъ сейчасъ высчитаемъ, что бы изъ сего
вышло, — сказалъ Гоголь и сталъ какъ-бы считать по
пальцамъ: — по 4 урока въ день, это составило бы на 200
человёкъ 800 тетрадей, а въ годъ 800, помноженныя на
365 или, для краткости, на 300, — 240.000! <...> Ландраженъ
нёсколько
разъ
порывался
остановить школьника, и наконецъ топнулъ ногой и
громко крикнулъ:
— Eh bien, Яновск\й! <...> — Родовая моя фамил\я — Гоголь; а Яновск\й —
только такъ, приставка: ее поляки выдумали. <...> Онъ коротко
призвалъ шутника къ порядку и затёмъ обратилсяснова
къ своимъ грамматическимъ разъяснен\ямъ. <...> Изъ уважен\я къ любимому профессору,
молодежь во время шутливаго разговора съ нимъ Гоголя
сдерживала еще свою веселость: теперь на всёхъ
скамьяхъ разомъ зафыркали, заржали. <...> Еще божится! —
вполголоса попрекнулъ его Гоголь, а затёмъ произнесъ
громко: — Это я, Иванъ Яковлевичъ. <...> 1
Затёмъ не столько уже <...>
Гоголь-гимназист.pdf
УЧЕНИЧЕСКIЕ ГОДЫ
ГОГОЛЯ.
Б/ОГРАФИЧЕСКАЯ ТРИЛОГ/Я
В. П. Авенар\уса.
I. Гоголь-гимназистъ.
II. Гоголь-студентъ.
III. Гоголь въ школё жизни.
Стр.1
ГОГОЛЬ—ГИМНАЗИСТЪ.
Б/ОГРАФИЧЕСКАЯ ПОВЁСТЬ.
Съ 8 портретами и видами.
С.-ПЕТЕРБУРГЪ.
1897...
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ.
ПРЕДИСЛОВIЕ...........................................................................2
ГЛАВА I. Дамокловъ мечъ и разстрига Спиридонъ. ........5
ГЛАВА II. Какъ была подстрёлена ласточка. ...................14
ГЛАВА III. У Юпитера-Громовержца.................................29
ГЛАВА IV. Дошутился. ............................................................45
ГЛАВА V. Умоизступлен\е или притворство?.................53
ГЛАВА VI. Новый другъ, но лучше-ли старыхъ двухъ?62
ГЛАВА VII. Какъ былъ пущенъ «гусаръ»..........................74
ГЛАВА VIII. На вакацiи! .........................................................85
ГЛАВА IX. Въ родномъ гнёздё..............................................95
ГЛАВА X. Васильевская Аркад\я....................................... 107
ГЛАВА XI Семейная хроника............................................. 115
ГЛАВА XII. Генеральная репетиц\я «Простака».......... 126
ГЛАВА XIII. Читатели знакомятся съ самимъ
«кибинцскимъ царькомъ»..................................................... 136
ГЛАВА XIV. За бортомъ. ...................................................... 149
ГЛАВА XV. Доморощенный финалъ................................ 154
ГЛАВА XVI. Медвёдь танцуетъ. ........................................ 160
ГЛАВА XVII. Горе надвигается.......................................... 167
XVIII. Осиротёлъ. ................................................................... 174
1
Стр.3
ПРЕДИСЛОВIЕ.
Написавъ б\ограф\ю Пушкина-лицеиста въ
повёствовательной формё («Отроческ\е» и «Юношеск\е
годы»), я, естественно, долженъ былъ увлечься мыслью
— разсказать въ такой-же формё и объ ученическихъ
годахъ Гоголя. Задача эта была однакоже значительно
труднёе: не говоря уже о томъ, что самая личность
Гоголя, этого замкнутаго въ себё флегматика-нелюдима,
не могла вызывать у читателей того-же невольнаго
сочувств\я, какъ личность Пушкина, натуры открытой,
прямой и пылкой, литературные опыты Гоголя на
школьной скамьё были очень посредствены и не давали
повода никому изъ близкихъ ему людей (кромё одной
только родной матери) подозрёвать въ немъ будущаго
ген\альнаго писателя. Кромё того, свёдён\я о его
пребыван\и въ родительскомъ домё и въ школё были
такъ отрывочны и, повидимому, скудны, что даже
вполнё компетентные судьи въ составлен\и б\ограф\й
высказывали мнё сомнён\е о возможности написать
цёлую повёсть изъ молодости Гоголя. Между тёмъ, въ
дёйствительности, изъ этого времени его жизни
отыскалось столько цённыхъ, какъ печатныхъ, такъ и
устныхъ матер\аловъ, особенно со времени появлен\я въ
свётъ капитальнаго труда В. И. Шенрока: «Матер\алы
для б\ограф\и Гоголя», что мнё нельзя было уже
ограничиться не только одною повёстью, но и двумя.
Первыя двё обнимаютъ время пребыван\я Гоголя въ
нёжинской «гимназ\и высшихъ наукъ» («Гогольгимназистъ»
и «Гоголь-студентъ»). Но такъ какъ, по
выходё своемъ оттуда, онъ въ области литературы
оставался тёмъ-же «ученикомъ», то третьему пер\оду
его «ученическихъ годовъ», именно «школё жизни»,
окончательно выработавшей его скрытый талантъ,
посвящается
еще
особая
2
повёсть. Перечень
главнёйшихъ источниковъ, которыми я пользовался для
Стр.4
Гоголь-гимназистъ
Предислов\е
всей трилог\и, будетъ въ свое время помёщенъ въ концё
этой третьей повёсти.
Предлагаемую здёсь первую повёсть, по
отпечатан\и ея въ журналё «Родникъ», я счелъ
нужнымъ для отдёльнаго издан\я еще существенно
переработать.
Въ заключен\е не могу не выразить глубокой
признательности А. +. Бычкову, В. И. Шенроку, Н. В.
Быкову, Ф. Ф. Гельбке и А. В. Даб\ашу за оказанное въ
моемъ трудё любезное содёйств\е и за пpeдocтaвлeнie въ
мое
дёйствующихъ
распоряжен\е
въ
нёсколькихъ
моемъ
разсказё
портретовъ
лицъ,
фотографическихъ снимковъ съ описываемыхъ въ немъ
здан\й и мёстностей, а также одного собственноручнаго
рисунка Гоголя.
Спб, октябрь 1896 г. В. А.
3
Стр.5