УДК 81.161.1/376(075.8)
ББК 81я73
Ц32
Ц32
Цейтлин С.Н.
Язык и ребенок. Освоение ребенком родного языка : Учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений / С.Н. Цейтлин. — М. : Издательство
ВЛАДОС, 2021. — 240 с. (Серия: «Учебник для вузов»).
ISBN 978-5-9500675-3-2
В пособии рассматривается процесс освоения ребенком рус ского (родного)
языка: звуковой стороны, морфологических категорий, син таксических
конструкций, формирование словаря. Уделено внимание особенностям письма,
объясняется закономерность орфографических ошибок у детей. Автор
придерживается «конструктивистского» подхода, т.е. полагает, что ребенок
строит собствен ную языковую систему на основе речевых образцов, которые
извлекает из речи взрослых. Поэтому большое место в пособии отводится
проблеме ка чественного уровня речи взрослых (прежде всего матери), а также
закономерностям усвоения языковых норм и правил (от общих — к част ным,
от частных — к исключениям).
Адресовано студентам филологических, дошколь ных, дефектологических
факультетов высших учебных заведений. Пред ставит интерес для лингвистов,
психологов, логопедов, учителей, работ ников дошкольных учреждений,
а также для родителей.
УДК 81.161.1/376(075.8
ББК 81я73
ISBN 978-5-9500675-3-2
© Цейтлин С.Н., 2000, 2017
© ООО «Издательство ВЛАДОС», 2017
© Художественное оформление.
ООО «Издательство ВЛАДОС», 2017
Учебное издание
Цейтлин Стелла Наумовна
ЯЗЫК И РЕБЕНОК
Освоение ребенком родного языка
Учебное пособие для вузов
Подписано в печать 27.03.2017. Формат 60 90/16.
Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 15,0.
Тираж 10 000 экз. (2-й завод 501–1500 экз.). Зак. №
Тел./факс: (495) 984-40-21, 984-40-22, 940-82-54
Email: vlados@dol.ru
http://www.vlados.ru
ООО «Издательство ВЛА ДОС».
119571, Мо с к ва, а/я 19.
ООО «Великолукская городская типография».
182100, Псковская обл., г. Великие Луки, ул. Полиграфистов, 78/12.
Тел./факс (811-53) 3-62-95.
E-mail: zakaz@veltip.ru
Сайт: http://www.veltip.ru
© Оригинал-макет. ООО «Издательство ВЛАДОС», 2017
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
ЛИНГВИСТИКА ДЕТСКОЙ РЕЧИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
ЯЗЫКОВЫЕ ПРАВИЛА И ИХ ОСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ. . . . . . . . . . 11
ДЕТСКИЙ ЛЕПЕТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
ЯЗЫК ЖЕСТОВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
КАК МАТЬ ГОВОРИТ СО СВОИМ РЕБЕНКОМ. . . . . . . . . . . . . . . . 26
ИМИТАЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ОСВОЕНИИ ЯЗЫКА . . . . . . . . . . . . . . 37
РАЗНЫЕ ПУТИ ОСВОЕНИЯ ЯЗЫКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
НАЧАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ ЛЕКСИКОН . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ СЛОВ
В РЕЧИ МАЛЕНЬКОГО РЕБЕНКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
ОВЛАДЕНИЕ ЗВУКОВОЙ ОСНОВОЙ РЕЧИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
ОСВОЕНИЕ МОРФОЛОГИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
ОСВОЕНИЕ КАТЕГОРИИ ЧИСЛА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
ОВЛАДЕНИЕ ПАДЕЖАМИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
СКЛОНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
ОСВОЕНИЕ КАТЕГОРИИ РОДА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ В РЕЧИ РЕБЕНКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124
ОСВОЕНИЕ КАТЕГОРИИ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ . . . . . . . . . . . . 134
ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
ОСВОЕНИЕ ГЛАГОЛЬНОГО ВИДА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
ОСВОЕНИЕ ВОЗВРАТНЫХ ГЛАГОЛОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154
ОСВОЕНИЕ КАУЗАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . 158
О «ЛЕПЫХ НЕЛЕПИЦАХ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
ВИДЫ ИННОВАЦИЙ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166
КОНСТРУИРОВАНИЕ НОВЫХ СЛОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
«ДЕТСКАЯ ЭТИМОЛОГИЯ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180
РАСШИРЕНИЕ И СУЖЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ СЛОВ. . . . . . . . . . . . . 186
СЛОВЕСНЫЕ ЗАМЕНЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190
3
Стр.4
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРОИЗВОДНЫХ СЛОВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
ПЕРЕНОСНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200
ОВЛАДЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЕЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
ОВЛАДЕНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИМИ КОНСТРУКЦИЯМИ. . . 211
МАЛЕНЬКИЕ ЛИНГВИСТЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222
ПЕРЕКОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕКСТОВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 229
ОСВОЕНИЕ ГРАМОТЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 237
4
Стр.5