Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636228)
Контекстум
Электро-2024

Художественный язык орнамента (330,00 руб.)

0   0
Первый авторБесчастнов Н. П.
ИздательствоМ.: ВЛАДОС
Страниц369
ID819256
АннотацияВ учебном пособии рассмотрены основы теории и практики искусства орнамента. Особое внимание уделено возможностям и особенностям применения в проектировании орнаментальных композиций средств графического выражения. Изложены типы орнаментов и методы их проектирования. Дано описание графических материалов и инструментов, приемы их использования.
Кем рекомендованоУчебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по образованию в области дизайна, монументального и декоративного искусств для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Дизайн»
Кому рекомендованоПособие адресовано студентам высших учебных заведений, готовящих специалистов для работы в сфере декоративного искусства и дизайна, а также всем, кто интересуется художественным творчеством.
ISBN978-5-691-01702-5
УДК7.016.4:745/749(075.8)
ББК85.12я73-1
Бесчастнов, Н.П. Художественный язык орнамента : [учеб. пособие] / Н.П. Бесчастнов .— Москва : ВЛАДОС, 2010 .— 369 с. : ил. — (Изобразительное искусство) .— 32 с. цв. вкл. — ISBN 978-5-691-01702-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/819256 (дата обращения: 23.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Художественный_язык_орнамента.pdf
Стр.3
Стр.334
Стр.335
Стр.336
Художественный_язык_орнамента.pdf
УДК 72.016.4(075.8) ББК 85.12я73-1 Б53 Ре цен зенты: ка фед ра ху до же ст вен но го оформ ле ния тек стиль ных из де лий Мо с ков ско го го су дар ст вен но го тек стиль но го уни вер си те та им. А.Н. Ко сы ги на (зав. ка фед рой, про фес сор Ю.Э. Сал манЮ.Э. Сал ман); про фес сор ка фед ры ком му ни ка тив но го ди зай на МГХУ им. С.Г. Стро га но ва, док тор ис кус ст во ве де ния А.Н. А.Н. Лав рен ть ев Лав рен ть ев Бесчас т нов Н. П. Б53 Художественный язык орнамента : [учеб. по со бие] для студентов ву зов, обучаю щих ся по специальности «Дизайн» / Н.П. Бесчас т нов. — М. : Гу ма ни тар. изд. центр ВЛА ДОС, 2010. — 335 с.; 32 с. ил. : ил. — (Изо бра зи тель ное ис кус ст во). ISBN 978-569101702-5. Агентство CIP РГБ. В учебном пособии рассмотрены основы теории и практики искусства орнамента. Особое внимание уделено возможностям и особенностям применения в проектировании орнаментальных композиций средств графического выражения. Изложены типы орнаментов и методы их проектирования. Дано описание графических материалов и инструментов, приемы их использования. УДК 72.016.4(075.8) ББК 85.12я73-1 Пособие адресовано студентам высших учебных заведений, готовящих специалистов для работы в сфере декоративного искусства и дизайна, а также всем, кто интересуется художественным творчеством. © Бесчас т нов Н.П., 2010 © ООО «Гу ма ни тар ный из да тель ский центр ВЛА ДОС», 2010 ISBN 978-569101702-5 © Оформ ле ние. ООО «Гу ма ни тар ный из да тель ский центр ВЛА ДОС», 2010
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3 Раздел I. Выразительные средства графики в созданииРаздел I. Выразительные средства графики в создании художественного образа орнамента художественного образа орнамента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11 Глава 1. Выразительные средства графики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11 1. К постановке проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 2. Элементы графики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 3. Принципы композиции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 4. Свойства поверхности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40 5. Выразительные средства графики и образное восприятие изображения. Изделие и среда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42 Глава 2. Изображения, построенные на отдельных элементах графики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48 1. Линия и линейные (линеарные) изображения . . . . . . . . . . . . . . . 49 2. Пятно и пятновые изображения. Силуэты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65 3. Штрих и штриховые изображения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73 4. Точка и точечные изображения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81 Глава 3. Изображения, построенные на различных сочетаниях элементов графики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .89 1. Композиции, построенные на сочетании двух элементов графики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90 2. Композиции, построенные на сочетании трех элементов . . графики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108 3. Композиции, построенные на сочетании всех элементов графики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112 Глава 4. Графические приемы и эффекты, распространенные в орнаментах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116 1. Приемы получения статичных и динамичных композиций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117 333
Стр.334
2. Построение плоскостных композиций и композиций с выявлением объема и пространства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127 3. Эффекты чередования фигуры и фона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135 Раздел II. Типы орнаментаТипы орнамента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .141 Глава 1. Геометрический орнамент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .141 1. Канонический геометрический орнамент. Становление и развитие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141 2. Арабский геометрический орнамент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152 3. Геометрический орнамент в искусстве XX века . . . . . . . . . . . . 160 Глава 2. Растительный орнамент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .169 1. Растительный орнамент в истории искусства . . . . . . . . . . . . . . 169 2. Изображение растительных мотивов в европейском художественно-промышленном образовании в XIX — начале XX века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186 Глава 3. Зооморфный орнамент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .195 1. Скифо-сибирский звериный стиль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195 2. Изображения зверей в европейском искусстве орнамента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202 Глава 4. Антропоморфный орнамент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .212 1. Каноничный антропоморфный орнамент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212 2. Графика головы и фигуры человека в книжном декоре . . . . 217 3. Графика головы и фигуры человека в орнаменте текстильных изделий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 229 Глава 5. Вещный орнамент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234 1. Зарождение и развитие вещного орнамента. Вещный европейский орнамент XIX века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234 2. Вещный орнамент в русском агитационном искусстве 20-х годов ХХ века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240 Глава 6. Шрифтовые орнаменты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .249 1. Место и роль шрифтовых сообщений в орнаменте . . . . . . . . . 249 2. Шрифтовые и знаковые алфавиты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 259 Глава 7. Пейзажный орнамент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .263 1. Изображения пейзажа в истории декоративно-прикладного искусства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 263 2. Изображение гор в китайском искусстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 271 334
Стр.335
Глава 8. Комбинированный орнамент. Художники-орнаменталисты и развитие ордерного орнамента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .275 1. Разновидности комбинированного орнамента . . . . . . . . . . . . . . 275 2. Художники-орнаменталисты и развитие ордерного орнамента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 277 Раздел III. Методы, приемы и средства Методы, приемы и средства проектирования орнамента проектирования орнамента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 295295 Глава 1. Методы проектирования орнамента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .295 1. Канонический метод проектирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 295 2. Художественное проектирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 297 3. Компьютерный дизайн . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 308 Глава 2. Материалы, инструменты проектирования и приемы их использования при создании орнаментов . . . . . . .315 1. Графические материалы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 315 2. Традиционные инструменты (технические средства) и приемы работы с ними . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 318 3. Коллаж . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 322 4. Орнаментальная фотографика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 323 5. Компьютерная техника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 327 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 330 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 331 335
Стр.336

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ