УДК 376.1-056.263 (075.8)
ББК 74.3я73
П24
Авторы:
Е.Г. Речицкая, Т.Г. Богданова, Е.А. Горбунова, К.И. Туджанова,
Е.З. Яхнина, Е.В. Кулакова, В.В. Линьков, Л.А. Плуталова,
И.В. Речицкий, И.Л. Соловьева, А.Л. Филоненко-Алексеева,
В.В. Альминдеров, А.В. Альминдерова, А.А. Андрейкин, А.Д. Байдильдина,
Д.В. Визер, И.А. Волохова, Ю.В. Гайдова, Д.А. Краснобаев,
Т.Ю. Кулигина, Е.Ю. Малеванов, И.Н. Филоненко-Алексеева
П24
Педагогические технологии воспитательной работы в специальных
(коррекционных) школах I и II вида. Учебник для студентов высших
учебных заведений, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика».
В двух частях. Часть 1 / под ред. Е.Г. Речицкой. — М. :
Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013. — 285 с. — (Коррекционная
педагогика).
ISBN 978-5-691-01734-6
ISBN 978-5-691-01735-3(Ч.1)
Агентство CIP РГБ
В учебнике рассматриваются вопросы содержания и организации
воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах
I и II вида. Представлены инновационные личностно-социально
ориентированные педагогические технологии, способствующие
активизации речевой, познавательной деятельности и личностной
сферы детей с нарушениями слуха в различных видах внеурочной
деятельности. Рассматриваются вопросы планирования воспитательной
работы, организации самоуправления, профориентационной
работы, внеклассного чтения, слухоречевой реабилитации,
социальной интеграции и др. аспекты воспитательной работы.
Содержание учебника соответствует вузовскому стандарту по
специальности «Сурдопедагогика». Учебник предназначен для
студентов дефектологических факультетов педагогических вузов,
может быть полезен педагогам, работающим с детьми, имеющими
нарушения слуха.
УДК 376.1-056.263 (075.8)
ББК 74.3я73
ISBN 978-5-691-01734-6
ISBN 978-5-691-01735-3(Ч.1)
© Коллектив авторов, 2009
© ООО «Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС», 2009
© Оформление. ООО «Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС», 2009
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Слово к будущему сурдопедагогу (Е.Г. Речицкая). . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Часть I. Направления и содержание воспитательной работы
в специальных (коррекционных) образовательных
учреждениях I и II вида. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Соотношение понятий «воспитание» и «воспитательная
работа» (В.В. Линьков) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Задачи, принципы и содержание воспитательной
работы в специальных (коррекционных)
школах I и II вида (Е.Г. Речицкая) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Планирование воспитательной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Перспективное планирование воспитательной
работы (Е.Г. Речицкая). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Календарное планирование воспитательной
работы (И.Л. Соловьева) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Самоуправление в современной школе (Е.Г. Речицкая) . . . . . . . 49
Нравственное воспитание и его технология (В.В. Линьков) . . . . 56
Общая характеристика нравственного воспитания
и развития. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
Нравственное воспитание в современных социальных
условиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
Методы нравственного воспитания в структуре технологии
воспитательной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
Специфика технологии нравственного воспитания лиц
с нарушениями слуха. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
Физическое воспитание и технологии физического
развития. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
Физическое воспитание (К.И. Туджанова) . . . . . . . . . . . . . . 104
Технология физического развития глухих
и слабослышащих учащихся (И.Л. Соловьева). . . . . . . . . . . 116
Трудовое воспитание школьников с нарушениями слуха
1—4 классов (И.Л. Соловьева) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
Половое воспитание (К.И. Туджанова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
Организация слухоречевой среды в процессе
воспитательной работы с детьми, имеющими
нарушения слуха (Е.З. Яхнина) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149
Значение организации слухоречевой среды . . . . . . . . . . . . . 149
Развитие навыков устной коммуникации как одно
из условий личностного развития, социальной
адаптации детей с нарушениями слуха . . . . . . . . . . . . . . . . 153
3
Стр.4
Содержание
Развитие восприятия неречевых звучаний,
музыкально-ритмической деятельности в процессе
воспитательной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
Развитие речи детей с нарушенным слухом
во внеурочное время (К.И. Туджанова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175
Внеклассное чтение школьников с нарушениями слуха
в условиях внеурочной работы по литературе
(Е.А. Горбунова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
Важный резерв литературного развития и образования
школьников с нарушениями слуха. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
Внеклассное чтение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207
Музейная работа в системе социокультурной реабилитации
лиц с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая) . . . . . . . . . . . . . . . . 225
Домашний музей (Е.Г. Речицкая) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242
Экологическое воспитание детей с нарушениями слуха
в условиях дополнительного образования (Д.А. Краснобаев) . . 244
Межличностные отношения детей младшего школьного
возраста с нарушением слуха (Ю.В. Гайдова) . . . . . . . . . . . . . . 255
Организация совместной деятельности подростков
с нарушениями слуха со слышащими сверстниками
(А.А. Андрейкин) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269
Стр.5