УДК 376/373.167.1:51*05
ББК 74.3(262.21)
Ф15
Фадеева С.В., Власова А.Ф.
Ф15
Математика. 5 класс : учебник для общеобразовательных органи заций,
реализующих ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) / [С.В. Фадеева, А.Ф. Власова]. — М. :
Издательский Центр ВЛАДОС, 2021. — 256 с. : ил.
ISBN 978-5-907433-81-6
УДК 376/373.167.1:51*05
ББК 74.3(262.21)
© Фадеева С.В., Власова А.Ф., 2021
© ООО «Издательский Центр ВЛАДОС», 2021
© Художественное Оформление.
ISBN 978-5-907433-81-6
ООО «Издательский Центр ВЛАДОС», 2021
© Оринал-макет.
ООО «Издательский Центр ВЛАДОС», 2021
Учебное издание
Фадеева Светлана Владимировна, Власова Александра Федоровна
Математика.
5 класс
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих ФГОС образования обучающихся
Зав. редакцией А.И. Павлова
Зав. художественной редакцией И.В. Яковлева;
Нач. технического отдела Е.В. Чичилов
Компьютерная верстка О.Н. Емельяновой
Подписано в печать 20.05.2021. Формат 70 90/16.
Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 18,72.
Ти раж 10 000 экз. (1-й завод 1-1000 экз.) Заказ № Р-451.
ООО «Издательский Центр ВЛА ДОС».
119571, Мо с к ва, а/я 19.
Тел./факс: (495) 984-40-21, 984-40-22.
Email: vlados@dol.ru
http://www.vlados.ru
Отпечатано в полном соответствии с качеством
предоставленного электронного оригинал-макета
в типографии филиала ОАО «ТАТМЕДИА» «ПИК «Идел-Пресс».
420066, г. Казань, ул. Декабристов, 2.
Стр.3
Содержание
1 урок.
Нумерация.
Нумерация чисел в пределах 100 ........................................................ 4
2 урок. Нумерация чисел в пределах 100 ........................................................ 6
3 урок. Нумерация чисел в пределах 1 000 .................................................... 8
4 урок. Нумерация чисел в пределах 1 000 .................................................. 10
5 урок. Сравнение чисел в пределах 1 000 .................................................. 12
6 урок. Округление чисел до десятков и сотен ............................................ 14
7 урок. Римская нумерация .............................................................................. 16
8 урок. Термометр. Шкала ............................................................................... 18
9 урок. Определение температуры с помощью термометра ......................... 20
10 урок. Счёты калькулятор, компьютер .......................................................... 22
11 урок. Самостоятельная работа по теме: «Нумерация
многозначных чисел» .......................................................................... 24
12 урок. Устные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел
в пределах 1000. Устные приёмы сложения и вычитания
в пределах 100 (повторение) ............................................................. 26
13 урок. Персональный компьютер ..................................................................... 28
14 урок. Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100
(повторение) ......................................................................................... 32
15 урок. Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100
(повторение) ......................................................................................... 34
16 урок. Нахождение неизвестного слагаемого ............................................... 36
17 урок. Нахождение неизвестного вычитаемого ............................................. 38
18 урок. Нахождение неизвестного уменьшаемого .......................................... 40
19 урок. Нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого, суммы ..... 42
20 урок. Сложение и вычитание круглых сотен .............................................. 44
21 урок. Сложение и вычитание вида (100 + 40; 160 – 60) ....................... 46
22 урок. Сложение и вычитание вида (140 + 20; 140 – 20) ....................... 48
23 урок. Сложение и вычитание вида. (250 + 100; 250 – 100) ....................... 50
24 урок. Сложение и вычитание вида (340 + 130; 340 – 130) ................... 52
25 урок. Сложение и вычитание вида (602 – 2; 607 + 2) ........................... 54
26 урок. Сложение и вычитание вида (652 – 20; 652 + 20) ....................... 56
27 урок. Сложение и вычитание вида (100 + 37; 234 – 34) ....................... 58
28 урок. Сложение и вычитание вида (607 + 20; 638 – 30) ....................... 60
29 урок. Сложение и вычитание вида (600 + 2; 605 – 3) ........................... 62
30 урок. Сложение и вычитание вида (256 + 100; 625 – 200) ................... 64
31 урок. Сложение и вычитание вида (256 + 13; 625 – 13) ....................... 66
32 урок. Сложение и вычитание вида. (256 + 143; 242 – 121) .................. 68
33 урок. Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 1 000
(закрепление пройденного материала) .............................................. 70
34 урок. Персональный компьютер. Знакомство с компьютером .................... 72
35 урок. Контрольная работа по теме: «Устные приёмы
сложения в пределах 1 000 .............................................................. 76
253
Стр.254
36 урок. Решение составных арифметических задач ...................................... 78
37 урок. Сложение и вычитание в пределах 1 000.
Сложение с переходом через разряд .............................................. 80
38 урок. Сложение с переходом через разряд ............................................... 82
39 урок. Сложение с переходом через разряд ............................................... 84
40 урок. Самостоятельная работа по теме: «Сложение многозначных
чисел в пределах 1 000 с одним переходом через разряд» ........86
41 урок. Сложение с несколькими переходами через разряд ....................... 88
42 урок. Сложение с несколькими переходами через разряд ....................... 90
43 урок. Переместительное свойство сложения ............................................... 92
44 урок. Контрольная работа по теме: «Письменные приёмы сложения
в пределах 1 000» ............................................................................. 94
45 урок. Вычитание с одним переходом через разряд .................................. 96
46 урок. Вычитание с одним переходом через разряд .................................. 98
47 урок. Вычитание с одним переходом через разряд ................................ 100
48 урок. Вычитание с несколькими переходами через разряд .................... 102
49 урок. Вычитание с несколькими переходами через разряд .................... 104
50 урок. Вычитание с несколькими переходами через разряд .................... 106
51 урок. Вычитание с несколькими переходами через разряд .................... 108
52 урок. Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание
многозначных чисел в пределах 1 000» .......................................... 110
53 урок. Персональный компьютер. Работа в программе
текстового редактора ......................................................................... 112
54 урок. Решение составных арифметических задач ...................................... 116
55 урок. Умножение и деление чисел в пределах 1 000.
Табличные случаи умножения и деления ......................................... 118
56 урок. Табличные случаи умножения и деления.
Переместительное свойство умножения ............................................ 120
57 урок. Табличные случаи умножения и деления ......................................... 122
58 урок. Умножение и деление на единицу .................................................... 124
59 урок. Умножение нуля, умножение на нуль ............................................... 126
60 урок. Проверка обратным действием .......................................................... 128
61 урок. Умножение и деление круглых десятков, сотен
на однозначное число ........................................................................ 130
62 урок. Устные приёмы умножения и деления в пределах 1 000 .............. 132
63 урок. Устные приёмы умножения и деления в пределах 1 000 .............. 134
64 урок. Устные приёмы умножения и деления в пределах 1 000 .............. 136
65 урок. Самостоятельная работа по теме:
«Устные приёмы умножения и деления в пределах 1000» ........... 138
66 урок. Письменное умножение и деление двузначных и трёхзначных
чисел на однозначное число. Умножение двузначных
и трёхзначных чисел на однозначное число с одним
переходом через разряд .................................................................... 140
67 урок. Умножение двузначных и трёхзначных чисел на однозначное
число с одним переходом через разряд ......................................... 142
68 урок. Умножение двузначных и трёхзначных чисел на однозначное
число с одним переходом через разряд ......................................... 144
254
Стр.255
69 урок. Умножение двузначных и трёхзначных чисел на однозначное
число в пределах 1 000 с несколькими переходами
через разряд ....................................................................................... 146
70 урок. Умножение двузначных и трёхзначных чисел на однозначное
число с несколькими переходами через разряд ........................... 148
73 урок. Деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное
число в пределах 1 000. Деление двузначного числа
на однозначное число с остатком .................................................. 154
75 урок. Письменное деление двузначных и трёхзначных чисел
на однозначное число с переходом через разряд ....................... 158
76 урок. Письменное деление двузначных и трёхзначных чисел
на однозначное число с переходом через разряд ....................... 160
77 урок. Письменное деление двузначных и трёхзначных чисел
на однозначное число с переходом через разряд ....................... 162
78 урок. Письменное деление двузначных и трёхзначных чисел
на однозначное число с переходом через разряд ....................... 164
71 урок. Решение арифметических задач ....................................................... 150
72 урок. Контрольная работа по теме: «Умножение двузначных
и трёхзначных чисел на однозначное число» ............................... 152
74 урок. Письменное деление двузначных чисел на однозначное число
с переходом через разряд .............................................................. 156
79 урок. Контрольная работа по теме: «Умножение и деление
двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число» ........... 166
80 урок. Решение задач на разностное и кратное сравнение чисел .......... 168
81 урок. Умножение на 10, 100 ...................................................................... 170
82 урок. Деление на 10, 100 ........................................................................... 172
83 урок. Деление на 10, 100 с остатком ....................................................... 174
84 урок. Самостоятельная работа по теме: «Умножение и деление
чисел на 10, 100» ............................................................................ 176
85 урок. Преобразование чисел, полученных при измерении
длины, массы, стоимости. Единицы измерения длины ................. 178
86 урок. Единицы измерения массы ............................................................... 180
87 урок. Единицы измерения стоимости ......................................................... 182
88 урок. Единицы измерения времени ............................................................ 184
89 урок. Единицы измерения времени ............................................................ 186
90 урок. Преобразование чисел, полученных при измерении
длины, массы и стоимости .............................................................. 188
91 урок. Преобразование чисел, полученных при измерении
длины, массы и стоимости .............................................................. 190
92 урок. Преобразование чисел, полученных при измерении времени ....... 192
93 урок. Самостоятельная работа по теме: «Преобразование
чисел, полученных при измерении величин» ................................. 194
94 урок. Сложение и вычитание чисел, полученных
при измерении длины, массы и стоимости .................................... 196
95 урок. Сложение и вычитание чисел, полученных
при измерении длины, массы и стоимости .................................... 198
255
Стр.256
96 урок. Сложение и вычитание чисел, полученных
при измерении длины, массы и стоимости .................................... 200
97 урок. Решение арифметических задач на соотношение цены,
количества, стоимости ...................................................................... 202
98 урок. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении
времени .............................................................................................. 204
99 урок. Контрольная работа по теме:«Сложение и вычитание чисел,
полученных при измерении величин» ............................................. 206
100 урок. Доли и дроби. Образование дробей. Числитель
и знаменатель дроби ........................................................................ 208
101 урок. Правильные и неправильные дроби ................................................. 210
102 урок. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями
и числителями ................................................................................... 212
103 урок. Решение арифметических задач на нахождение части числа ...... 214
104 урок. Самостоятельная работа по теме: «Обыкновенные дроби» .......... 216
105 урок. Геометрический материал. Линия, отрезок, луч. Виды линий ...... 218
106 урок. Взаимное положение линий на плоскости ...................................... 220
107 урок. Геометрические фигуры .................................................................... 222
108 урок. Классификация треугольников по видам углов и длинам сторон ..... 224
109 урок. Классификация треугольников по видам углов и длинам сторон ..... 226
110 урок. Четырехугольники .............................................................................. 228
111 урок. Периметр многоугольника ................................................................. 230
112 урок. Окружность ......................................................................................... 232
113 урок. Масштаб .............................................................................................. 234
114 урок. Осевая симметрия .............................................................................. 236
115 урок. Повторение. Нумерация многозначных чисел
в пределах 1 000 ............................................................................. 238
116 урок. Персональный компьютер. Работа в текстовом редакторе ............. 240
117 урок. Устные приёмы сложения и вычитания чисел
в пределах 1 000 ............................................................................. 243
118 урок. Устные приёмы умножения и деления чисел
в пределах 1 000 .............................................................................. 245
119 урок. Действия с числами, полученными при измерении величин ........... 248
120 урок. Контрольная работа за год .............................................................. 250
Словарь
............................................................................................................. 252
256
Стр.257