Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Конституционно-правовые основы экологического права России и стран Латинской Америки: учебное пособие по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (220,00 руб.)

0   0
Первый авторТетерин Александр Викторович
АвторыЧертова Надежда Андреевна
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц136
ID817532
АннотацияРассмотрены процессы формирования и изменения конституционно- правовых основ экологического права в России и странах Латинской Америки, дискуссионные вопросы отражения в доктрине конституционного права категорий экологического конституционализма, «зелёной демократии», «экологического федерализма», устойчивого развития, права на благоприятную городскую среду. Приведены возможности и опыт общественного участия в формировании и реализации экологической политики.
Кому рекомендованоАдресовано научным сотрудникам, преподавателям, аспирантам, студентам, а также всем интересующимся проблемами конституционного и экологического права в России и за рубежом
ISBN978-5-261-01544-4
Тетерин, А.В. Конституционно-правовые основы экологического права России и стран Латинской Америки: учебное пособие по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» / Н.А. Чертова; А.В. Тетерин .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2021 .— 136 с. — ISBN 978-5-261-01544-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/817532 (дата обращения: 29.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Конституционно-правовые_основы_экологического_права_России_и_стран_Латинской_Америки_учебное_пособие_по_направлению_подготовки_40.03.01_«Юриспруденция».pdf
А.В. Тетерин, Н.А. Чертова КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА РОССИИ И СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ Учебное пособие по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» Архангельск 2021
Стр.2
УДК 342 ББК 67.400 Т 37 Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Рецензенты: Бринчук М.М., доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации; Сорокина Т.Ю., кандидат юридических наук, доцент, заведующая лабораторией арктического биомониторинга Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Т 37 Тетерин, А.В. Конституционно-правовые основы экологического права России и стран Латинской Америки: учебное пособие по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» /Тетерин А.В., Чертова Н.А.; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: 2021. – 135 с. – Текст: электронный. ISBN 978-5-261-01544-4 Рассмотрены процессы формирования и изменения конституционноправовых основ экологического права в России и странах Латинской Америки, дискуссионные вопросы отражения в доктрине конституционного права категорий экологического конституционализма, «зелёной демократии», «экологического федерализма», устойчивого развития, права на благоприятную городскую среду. Приведены возможности и опыт общественного участия в формировании и реализации экологической политики. Адресовано научным сотрудникам, преподавателям, аспирантам, студентам, а также всем интересующимся проблемами конституционного и экологического права в России и за рубежом. Издательский дом им. В.Н. Булатова САФУ 163060, г. Архангельск, ул. Урицкого, д. 56 ISBN 978-5-261-01544-4 © Тетерин А.В., Чертова Н.А., 2021 © Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2021
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ........................................................................................................................ 4 I. Конституционализация экологического права в сравнительно-правовой перспективе ................................................................................................................... 6 1.1. Формирование и практическое воплощение теории экологического конституционализма..................................................................................................... 6 1.2. Конституционно-правовые основы экологического права Республики Аргентина .................................................................................................................... 11 1.3. Конституционно-правовые основы экологического права Федеративной Республики Бразилия ................................................................................................. 30 II. Конституционно-правовые основы экологического права Российской Федерации ................................................................................................................... 56 2.1. Развитие экологического права Российской Федерации: этапы и особенности ................................................................................................................. 56 2.2. Развитие экологического права в контексте конституционной реформы 2020: проблемы и перспективы ................................................................................. 59 2.3. Конституционно-правовые основы экологической безопасности ................. 71 III. Методические и практические аспекты преподавания экологического права ............................................................................................................................. 80 3.1. Методика преподавания экологического права: существующие подходы и практика их применения ............................................................................................ 80 3.2. Применение методов активного обучения в процессе проведения практических занятий по дисциплине «Экологическое право Российской Федерации» ................................................................................................................. 87 Список использованных источников ...................................................................... 123
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ Современное состояние окружающей среды отражает характерные последствия следования этике потребления, нарушения экологического равновесия во взаимодействии человека, общества, природы. Об актуальности данной проблемы для России свидетельствуют статистические данные: в 2019 году в 18 % городов уровень загрязнения воздуха оценивался как очень высокий и высокий (в таких условиях проживало 10,6 млн человек). Экстремально высокие уровни загрязнения поверхностных пресных вод на территории Российской Федерации отмечались на 141 водном объекте (734 случая), высокие уровни загрязнения – на 346 водных объектах (2361 случая1). За последние 5 лет в несколько раз увеличилась площадь лесных земель, пройденная пожарами, площадь нарушенных и отработанных за год земель практически вдвое превышает площадь рекультивированных земель2. Всеобщий призыв к защите нашей планеты, повышению качества жизни и улучшению перспектив для всех людей во всем мире, отражённый в целях в области устойчивого развития, свидетельствует о понимании международным сообществом серьёзности глобальной экологической проблемы, необходимости достижения баланса экологического, экономического, социального, технологического и иных аспектов развития. Конституционное право как ведущая, базовая отрасль призвано играть ключевую роль в ответе на этот призыв на национальном уровне, определении правовых основ экологической политики, регламентации демократических механизмов участия общества в решении экологических проблем, распределении предметов ведения между различными уровнями публичной власти, регламентации основ экологической безопасности. Исследование процессов формирования и изменения конституционно-правовых основ экологического права в России и странах Латинской Америки представляется интересным и актуальным по следующим соображениям: 1Обзор состояния и загрязнения окружающей среды в Российской Федерации за 2019 год. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. 2020: сайт: URL: http://www.meteorf.ru/product/infomaterials/90/ (дата обращения:14.01.2021). 2Охрана окружающей среды 2020. Федеральная служба государственной статистики: сайт: URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/qN7Ykint/Ochrana_2020.pdf (дата обращения: 14.01.2021). 4
Стр.5
1. Требуют изучения новые тенденции взаимодействия и взаимовлияния конституционного и экологического права, продолжается научная дискуссия по вопросам содержания и практической реализации теории экологического конституционализма, переосмысление в контексте экологических проблем традиционных для конституционного права концепций демократии, общественного участия в управлении делами государства, необходимо оценить перспективы и возможности разрешения экологических проблем на региональном и местном уровне; 2. «Авангардом конституционализма в сфере охраны окружающей среды» являются страны Латинской Америки. Практически во всех государствах региона конституционное признание права на благоприятную окружающую среду стало стимулом развития экологического законодательства. Выявление особенностей конституционно-правовой регламентации основ экологического права в Аргентине и Бразилии, анализ правоприменительной практики позволяют предложить альтернативные пути решения экологических проблем в России; 3. Конституционная реформа 2020 года не только в определённой мере отразила тенденцию «экологизации» конституционного права Российской Федерации, но и поставила ряд проблемных вопросов (развитие системы экологического образования и воспитания, обеспечение экологической безопасности), подходы к решению которых возможно рассмотреть в контексте имеющегося зарубежного опыта. 5
Стр.6
III. Методические и практические аспекты преподавания экологического права 3.1. Методика преподавания экологического права: существующие подходы и практика их применения Формирование экологической культуры, развитие экологического образования является одной из основных задач государственной политики в области экологического развития. Решение этой задачи – необходимая предпосылка эффективной реализации государственной политики в сфере экологии в целом. Для развития экологического образования предлагаются следующие механизмы: - формирование у всех слоёв населения экологически ответственного мировоззрения; - государственная поддержка распространения через СМИ «сведений экологической направленности», проведение тематических мероприятий; - включение вопросов окружающей среды в образовательные стандарты; - направленность процесса обучения и воспитания в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения; - развитие системы подготовки и повышения квалификации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; включение вопросов экологического образования в государственные программы различного уровня188. В нашем пособии речь идёт не об экологическом образовании в целом, а о профессиональном обучении студентов-юристов, базирующемся на философских принципах единства человека и окружающей его природной среды, биоцентризма, экологической этики. В научных исследованиях отмечается, что результатом обучения должно стать «формирование профессионально-экологических знаний, умений, экологического сознания и профессиональной ответственности». Категория «эколого-правовая ответ188 Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года: утв. Президентом Российской Федерации от 30 апреля 2012 года. Текст: электронный. URL: http://ecopalata.ru/wp-content/uploads/2015/02/%D0%9E%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1 %8B _2030.pdf (дата обращения: 01.02.2021). 80
Стр.81
ственность» включает проспективный и ретроспективный аспекты. Проспективная ответственность как сознательное отношение лица к своему будущему правомерному поведению может также рассматриваться как этическое, профессионально значимое качество личности, появляющееся в свободном выборе экологически целесообразной и безопасной деятельности будущего специалиста в системе «человек–общество–природа»189. Продолжающаяся модернизация высшего образования предполагает опору профессионально ориентированного обучения на компетентностный подход. Выбор именно компетентностного подхода обусловлен пониманием того, что перманентные реформы высшей школы так и не смогли решить ряд задач. В их числе подготовка квалифицированных, конкурентоспособных кадров, готовых к решению профессиональных практических задач, сохранение культурного и научного потенциала страны, предотвращение «утечки мозгов» в зарубежные страны, изменение имиджа российского образования и расширение возможностей научного сотрудничества. Компетентностный подход рассматривался как инструмент, который позволит преодолеть неумение высшей школы формировать профессиональные компетенции. Не углубляясь в дискуссию о целесообразности внедрения компетентностного подхода и обоснованности Болонского процесса, так как это является свершившимся фактом, отметим, что методологический потенциал компетентностного подхода не раскрыт в полной мере. Зачастую преподаватели сталкиваются со сложностями при использовании матрицы компетенций, не в полной мере понимают, что подразумевается под их формированием, а «объект обучения» пришел бы в изумление, узнав, какой перечень компетенций был сформирован в процессе изучения дисциплины. Рассмотрим содержание термина и систему компетенций, формируемых в процессе изучения дисциплины «Экологическое право Российской Федерации». Сама идея использования термина «компетенция» в сфере образования не нова, он был введен в научный оборот ещё в шестидесятых годах XX века. В одной из первых фундаментальных работ по данной теме Р. Уайт содержательно наполняет рассматриваемое понятие личностными составляющими и рассматривает компетенцию как «способность организма эффективно взаимодействовать с окружающей его средой»190. Термин 189 Бахтин Н.А. Формирование эколого-правовой ответственности у студентов в вузе: дис... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2008. 216 с. 190White, R. Motivation reconsidered: The concept of competence / Psychological Review. № 66. P. 297. 81
Стр.82
прочно закрепился в научном аппарате исследований в различных сферах, в том числе экологическом праве. Неоднократно отмечалось, что компетенция включает знание предмета, опыт решения предметно-познавательных задач и применение знаний в практической деятельности. В программных документах по внедрению компетентностного подхода в образовании компетенция определялась как «комбинация знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения задачи в заданном контексте»191. В соотношении понятий «компетенция» – «компетентность» последнее является более широким и отражает результат образовательного процесса, характеризуя сформированный «личностный ресурс», качества специалиста, его соответствие установленным требованиям. В свою очередь компетентность специалиста становится итогом формирования набора соответствующих компетенций. ФГОС высшего образования по направлению подготовки «Юриспруденция» устанавливает требования по формированию системы общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Процесс изучения дисциплины «Экологическое право» должен основываться на системном подходе и иметь целью формирование компетенций на всех трёх уровнях192. Несомненно важен ценностный компонент, предполагающий получение философских знаний, необходимых для формирования мировоззренческой позиции и отказа от этики потребления, изменения антропоцентричной парадигмы; содержательный компонент дисциплины в различной степени связан с формированием на ценностной основе общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Необходимо уйти от фрагментарного подхода к внедрению компетентностного подхода, когда учебный предмет соотносится в искусственно созданной «матрице компетенций» с одной-двумя общепрофессиональными и профессиональными компетенциями193. 191 Jones E., Voorhees R., Paulson K. Defining and Assessing Learning: Exploring Competency. NCES. Washington, DC: 2002. Текст: электронный. URL: https://nces.ed.gov/pubs2002/2002159.pdf (дата доступа: 15.12.2018). 192Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 13 августа 2020 г. № 1011 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция» // Официальный интернет-портал правовой информации. 7 сентября 2020 г. № 0001202009070039. 193За рамками настоящего пособия останутся системные проблемы высшего образования в Российской Федерации, когда в условиях критического сокращения объемов учебной нагрузки необходимо эти компетенции сформировать. 82
Стр.83
В процессе профессионального обучения студентов-юристов следует учитывать следующие факторы. 1. Особенности предмета экологического права предполагают обязательное сопоставление в процессе преподавания нормативного правового регулирования и правоприменительной практики на международном, федеральном, региональном и местном уровнях. Нельзя не учитывать процессы «экологизации» норм иных отраслей права и «конституционализации» самого экологического права. Парадигма устойчивого развития охватывает взаимосвязанные процессы экологического, экономического, политического, социального, технического развития, следовательно, рассмотрение и анализ проблемных эколого-правовых аспектов проводится с учетом экстраправовых факторов; 2. Обеспечение качества обучения предполагает своевременный учёт изменений, вносимых в нормативные правовые акты, при этом обучающиеся могут разработать и предложить свои варианты изменений, альтернативные модели регулирования правовых институтов (например, регламентацию благоустройства и озеленения конкретного муниципального образования); 3. Особые требования предъявляются к преподавателю дисциплин эколого-правового цикла. Он должен обладать минимумом собственно экологических знаний, ориентироваться в вопросах экологической политики, знать социальную практику общественного экологического движения194. Необходимо формировать «среду обучения», мотивировать обучающихся к самостоятельному углублённому изучению отдельных проблем; 4. Особую роль играет выбор методических подходов обучения экологическому праву и соответствующих образовательных технологий. Именно от выбора подхода зависит успешное формирование компетенций обучающихся, их заинтересованность в изучении предмета. Необходимость изменения традиционных методических подходов справедливо обосновывается в научных публикациях тем, что юридическое образование зачастую не способствует формированию профессиональной идентичности студента и пониманию роли юриста в представлении интересов клиента. 194Олейникова А.Я. О факторах влияния на преподавание экологического права // Проблемы высшего образования. 2004. № 1. С. 81. 83
Стр.84
Проанализируем методы активного обучения, которые могут быть использованы в процессе преподавания дисциплины и предполагают вовлечение студента в процесс принятия решений и проведения обучающих мероприятий. 1. В рамках коммуникативного метода распространёнными являются: - техника «мозгового штурма», предполагающего выработку ответа/вариантов ответа на поставленный вопрос в ограниченный период времени; - дискуссия, которая может проводиться для обсуждения значимых проблемных вопросов, представления позиций «за и против». Техника «дискуссия» не предполагает иерархии, студенты могут предложить свои идеи, мнения, рассказать об имеющемся опыте, в процессе дискуссии студент сталкивается с различными точками зрения на проблему. Дискуссия предполагает двустороннюю коммуникацию, поэтому студентам также должна быть предоставлена возможность задать преподавателю вопросы. Стоит поощрять участие студента в дискуссии, если возможно и уместно отметить его вклад в обсуждение. Необходимо учитывать и возможные риски: дискуссия не должна уходить от заявленной темы, должна быть хорошо спланирована, преподаватель должен стимулировать развитие дискуссии, но не позволить ей слишком затянуться195; - работа в малых группах, подразумевающая коллективное решение сформулированной самостоятельно или предложенной проблемы. 2. Проектный метод зачастую позиционируется в публикациях как «инновационный»196, хотя теоретико-педагогические основы данного метода были заложены Дж. Дьюи ещё в начале XX века. Обратимся к первоисточнику: «на первом этапе учитель изучает возможности, потребности и прошлый опыт своих учеников и на втором вносит предложение, которое в ходе его обсуждения, внесения новых идей и организации всего в единое целое членами группы превращается в план, а затем и в проект. Составление плана станет совместным предприятием, а не записью под диктовку. Предложение учителя не изложница для отливки конечного результата, а 195 Более подробно о рекомендациях по проведению дискуссии см.: Stuckey R. Best practices for legal education. A vision and a road map. Текст: электронный. URL: https://www.cleaweb.org/ Resources/Documents/best_practices-full.pdf (дата обращения: 05.02.2021). 196См., например: Васильева А.М. Проектное обучение как инновационная педагогическая технология // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 2. С. 22–25; Борискова И.В. Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций // Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 4. С. 51–53. 84
Стр.85
отправная идея, которая будет развернута в план в процессе обсуждения ее всеми учениками, занятыми в проекте, каждый из которых вносит свою лепту опыта. Развитие предусматривает взаимный обмен, в котором учитель принимает предложения и не стесняется вносить их»197. В процессе реализации проекта обучающиеся не только получают новые знания, развивают умения и творческие способности, но и создают итоговый продукт, который должен быть востребован целевой аудиторией. Обязательной стадией реализации проекта является рефлексия: обучающийся анализирует ход и результаты реализации проекта, сравнивает свой проект с существующими аналогами (при наличии) и определяет пути дальнейшего развития проекта, его корректировки. Обязательно необходимо учесть пожелания целевой аудитории проекта. Проектный метод наряду с другими может быть применен в процессе преподавания экологического права. Например, обучающийся может вне рамок основного курса реализовывать при содействии преподавателя проект в сфере экологического просвещения либо проект, направленный на решение конкретной экологической проблемы на территории муниципального образования198. 3. Игровой метод предполагает создание смоделированной ситуации, в которой игроки стремятся в соответствии с правилами к достижению целей и решению задач за установленный период времени. Игра позволяет улучшить настроение студентов, создать дружественную, конкурентную и располагающую к усвоению нового материала атмосферу. Игра обеспечивает наглядное представление изучаемых проблем, позволяет увидеть в режиме реального времени результаты своих действий. В процессе преподавания дисциплины «Экологическое право» возможно проведение ролевых, имитационных, ансамблевых, инновационных игр199. Стоит отдельно упомянуть об игровых судебных процессах. Командам участников предлагается вымышленное дело, в котором они представляют одну из сторон и заранее готовят необходимые процессуальные документы. Участие в подобном процессе позволяет получить опыт обосно197 Дьюи Дж. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс, 2000. С. 360. 198 Опыт преподавания дисциплины «Экологическое право Российской Федерации» в Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова свидетельствует, что студентам интересны реформы, проводимые в сфере охраны окружающей среды и природопользования, решение экологических проблем на муниципальном уровне (например, вопросы озеленения городских территорий). 199 Шубин Ю.П. Об опыте использования имитационно-обучающих программ (деловых игр) в преподавании дисциплины «Экологическое право» // Вестн. Барнаул. юрид. ин-та МВД России. 2010. № 16. С. 82–83. 85
Стр.86
вания собственной позиции, работы в команде, выступления в судебном заседании. В схожем формате проводятся переговоры по проблемам экологического права, особенностью которых является возможность, а иногда и необходимость, приводить в обоснование своей позиции не только юридические, но и естественнонаучные, этические аргументы. Интересен опыт проведения игр-симуляций в течение всего семестра. Данный тип игр предполагает максимально приближенные к реальным условия. Каждый участник получает/выбирает роль и в течение семестра строит свои ответы, принимает правоприменительные решения, готовит и представляет акты в соответствии со статусными характеристиками своего персонажа. В общих рамках обучающей игры могут проводиться публичные слушания, игровые процессы, подготовка и обсуждение законопроектов, дискуссии по актуальным проблемам экологического права. Стоит отметить объективные ограничения применения метода игры-симуляции в течение всего семестра: вполне возможно распределить роли для вовлечения в процесс всех обучающихся, если речь идет о преподавании специального курса200, посвященного отдельному виду природопользования, но задачу сбалансировать роли чрезвычайно сложно разрешить, если речь идет о преподавании комплексной дисциплины «Экологическое право». Кроме того, преподаватель должен обеспечить необходимое сопровождение и поддержку для того, чтобы студент достиг успеха в решении обучающих задач. 4. Анализ кейса предполагает поиск и изучение социальных, экономических, этических, правовых и научных проблем, связанных с описанной реальной ситуацией201. Существуют также разновидности данного метода: 1) в течение семестра студенты получают задание изучить проблему (например, размещение токсичных отходов, образуемых в процессе деятельности конкретного завода). В течение учебного семестра они участвуют в общественном обсуждении существующих проблем, беседуют с гражданами и специалистами; 200Подготовка и проведение подобной игры в процессе преподавания курса «Охрана водных ресурсов» продемонстрирована в исследовании: Coplan K.S. Teaching Substantive Environmental Law and Practice Skills Through Interest Group RolePlaying. Текст: электронный. URL: https://digitalcommons. pace.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=2048&context=lawfaculty (дата обращения: 04.02.2021). 201 Прекрасный пример применения метода case study представлен на сайте Стэнфордского университета, см.: Case studies. Stanford law school Текст: электронный. URL: https://law.stanford.edu/environmental-andnatural-resources-law-policy-program-enrlp/case-studies/ (дата обращения: 04.02.2021). 86
Стр.87
2) можно распределить студентов на группы, которые заинтересованы в определённом исходе представленной ситуации и после её изучения должны представить собственную позицию. После анализа кейса может следовать задание по составлению соответствующих письменных документов (жалобы, ходатайства и др.). Рекомендуется применение метода «сократического диалога», который предполагает, что преподаватель задает студенту ряд кратких вопросов, последовательный ответ на которые приводит к формированию умений быстро и емко формулировать ответ, заранее внимательно анализировать кейс. 5. Метод «проблемного обучения»: преподаватель предлагает ситуацию, с которой юридическое лицо, государственный орган или иной потенциальный клиент может столкнуться в реальной жизни. Задача студента может заключаться в консультировании клиента о том, что делать с определённым видом и количеством опасных отходов, являющихся побочным продуктом производства. Преподавателю отводится роль помощника, который направляет студента в процессе решения проблемы. Ещё одним примером может стать написание руководства по соблюдению требований к охране атмосферного воздуха для мусоросжигательного завода. Применение метода способствует практико-ориентированному, углублённому, гибкому изучению вопроса202. Методы анализа кейсов и проблемного обучения требуют значительной предварительной подготовки преподавателя, поэтому затраты времени можно отнести к числу относительных недостатков. 3.2. Применение методов активного обучения в процессе проведения практических занятий по дисциплине «Экологическое право Российской Федерации» С учетом проанализированных в пособии методов и технологий преподавания дисциплины «Экологическое право» можно предложить комплекс интерактивных упражнений для использования в учебном процессе. 202Robertson H.G. Methods for Teaching Environmental Law: Some Thoughts on Providing Access to the Environmental Law System // Columbia Journal of Environmental Law. 1998. № 23. P. 260–262. 87
Стр.88

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ