УДК 530.1
ББК 22.31
Ц61
Ц61 Джеймс Цимринг
Что такое наука, и как она работает / пер. с англ. В. С. Яценкова. –
М.: ДМК Пресс, 2021. – 326 с.: ил.
ISBN 978-5-97060-915-6
Научно-технический прогресс до неузнаваемости изменил образ жизни
людей. От того, относится ли знание к категории «наука», зависит возможность
преподавать его в школах. Слово «научный» придает вес любому
выска зыванию и заставляет его казаться более правдоподобным, чем
утверждения ненаучного характера. Но что мы имеем в виду под научным
фактом и что внушает особое доверие к нему?
Автор книги – профессиональный врач и академический ученый, который
проводит независимые исследования и активно участвует в обучении студентов,
изучающих естественные науки на уровне аспирантуры, – задается
целью определить, что отличает науку от лженауки, выявить сильные и
слабые стороны научного мышления, а также оценить естественные пределы
полета научной мысли. В своей работе он раскрывает философские, логические
и социальные аспекты, которые формируют современную научную
картину мира.
Издание адресовано как непрофессионалам, изучающим естественные
науки, так и профессиональным ученым, интересующимся науковедением
в широком смысле этого слова.
Original English language edition published by Cambridge University Press is part of
the University of Cambridge. Copyright © 2020 by James C. Zimring. Russian-language
edition copyright © 2021 by DMK Press. All rights reserved.
Все права защищены. Любая часть этой книги не может быть воспроизведена
в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного
разрешения владельцев авторских прав.
Материал, изложенный в данной книге, многократно проверен. Но, поскольку
вероятность технических ошибок все равно существует, издательство не может гарантировать
абсолютную точность и правильность приводимых сведений. В связи
с этим издательство не несет ответственности за возможные ошибки, связанные с
использованием книги.
ISBN 978-1-108-70164-8 (англ.) © James C. Zimring, 2020
ISBN 978-5-97060-915-6 (рус.)
© Оформление, перевод на русский язык, издание,
ДМК Пресс, 2021
Стр.5
Оглавление
Вступление от издательства ................................................................................. 10
Благодарности от автора ...................................................................................... 11
Введение ................................................................................................................. 13
Почему так важно разобраться с определениями ......................................... 13
Назначение и структура этой книги .............................................................. 15
Факты против мнений: история нелепого противостояния ........................ 17
Иллюзия науки: легенда еще жива................................................................. 19
Лес, не видимый за деревьями ....................................................................... 20
Наука расширяет и отвергает традиционные способы мышления ............. 22
Как приблизить науку к реальности и сохранить лицо ................................ 23
Часть I
Глава 1. Проблема знаний, или Что мы действительно можем «знать»? ..... 26
В чем заключается проблема знания ............................................................. 26
Предсказание неизведанного ......................................................................... 27
Индукция как основа мышления ................................................................... 30
Проецирование частных случаев на популяцию .......................................... 36
Почему вероятностное мышление не помогает индукции .......................... 38
Дедукция как основа мышления .................................................................... 40
Действительно ли проблема знаний является проблемой? ......................... 45
Глава 2. Инструменты человеческого мышления и проблема знания ......... 47
Ретродукция как еще один инструмент мышления ...................................... 47
Ошибка обоснования причины следствием .................................................. 49
Сочетание индукции, дедукции и ретродукции ........................................... 53
Как загнать себя в угол: классический пример повседневного мышления ... 57
Гипотетико-дедуктивное мышление как характерное свойство науки ...... 59
Призрачные сущности науки.......................................................................... 61
Глава 3. Согласованность научного мышления как системы рассуждений .... 65
Проблема подтверждения гипотезы .............................................................. 65
Опровержение идей и гипотез ....................................................................... 69
Почему гипотезы не могут быть полностью опровергнуты ......................... 73
Опасность опровержения подтвержденной теории ..................................... 76
Неопределенность теорий .............................................................................. 77
Проверка дополнительных гипотез как норма человеческого мышления ... 79
Изменение исходных представлений влияет на общие выводы ................. 81
Спасение гипотетико-дедуктивной логики ................................................... 83
Стр.7
Оглавление 7
Как выбрать способы сохранения согласованности ..................................... 89
Логическая согласованность как фильтр для окружающего мира ............... 90
Как вернуть науке реалистичный образ ........................................................ 92
Часть II
Глава 4. Как научное мышление отличается от других рассуждений .......... 96
Ловушка ошибочного гипотетико-дедуктивизма ......................................... 99
Почему постижение сверхъественных знаний не может быть наукой .....104
Заблуждения человеческого разума (ученые – тоже люди) ........................109
Роль эвристики в ошибочном отказе от дедуктивизма ..............................112
Скрытые преимущества эвристики и когнитивные ошибки .....................114
Глава 5. Мир, полный правил, или Почему ученые изучают
одни вещи, а не другие .......................................................................................117
Наблюдение за окружающим миром как критерий научных знаний .......117
Наука как итеративный, самоисправляемый и самоуправляемый
процесс .....................................................................................................120
Возможность проверки и перепроверки явлений природы ......................123
Данные всегда объективны и неумолимы ...................................................126
Воспроизводимость и повторяемость как обязательное условие
наблюдений .............................................................................................130
Sine qua non науки: Вселенная играет по правилам ...................................134
Глава 6. В чем мир глазами человека отличается от реальности ................137
Человеческое наблюдение и восприятие: созданный опыт .......................138
Чрезмерная тяга к закономерностям: видеть то, чего нет .........................144
Разрывы восприятия: не видеть того, что есть ...........................................146
Человеческая память не заслуживает доверия ............................................149
Заблуждения органов чувств ........................................................................152
Наблюдения «нагружены теорией» и подвержены влиянию фоновых
убеждений ................................................................................................153
Общая проблема любого опыта – в опоре на другие знания .....................156
Людям свойственно не признавать недостатки своего восприятия .........157
Как пропустить результаты наблюдений через фильтр науки ..................159
Глава 7. Обнаружение закономерностей и ассоциаций .................................162
Люди ошибаются в оценке вероятности ......................................................163
Последствия пренебрежения априорной вероятностью ............................164
«Ошибка лотереи» в повседневной жизни ..................................................166
Статистическая база в медицинской диагностике .....................................168
Преднамеренное манипулирование людьми с помощью
статистической базы ...............................................................................170
На что случайность похожа на самом деле ..................................................171
Иллюзия кластеризации ...............................................................................173
Стр.8
8 Оглавление
Регрессия к среднему значению ...................................................................176
Опасность ложных шаблонов в сочетании с регрессией к среднему ........179
Глава 8. Ассоциации, причинность и наука ......................................................181
Наблюдение за ассоциациями как источник убеждения ............................181
Ошибочные корреляции в причинно-следственных отношениях ............184
Ассоциации между явлениями: корреляция или причинность? ...............186
Путаница между причинностью и последовательностью ..........................189
Проблема наблюдения причинности ...........................................................190
Оценка причинности: изоляция переменных ............................................191
Оценка причины как показатель научной практики .................................192
Избыточность экспериментальных систем .................................................194
Научные подходы к оценке причинности ...................................................195
Борьба с предвзятостью и искажающими факторами как отличительная
черта науки ..............................................................................................199
Когда истина слишком очевидна, чтобы нуждаться в проверке ................203
Часть III
Глава 9. Как наука исправляет склонность людей к ошибкам .....................208
Обнаружение ложной корреляции из-за ошибки извлечения данных .....211
Устранение предубеждений и искажающих факторов ...............................212
Устранение неоднозначности путем оценки ошибки ................................215
Различие между научной практикой и другими видами наблюдательной
деятельности ............................................................................................224
Самообман и искажение восприятия в большой науке ..............................230
Несколько путей возврата к логической согласованности .........................237
Глава 10. Изучение фантома, или Наука как предмет науковедения .........239
Разочарованный молодой ученый ...............................................................239
Исследования – нелогичный процесс, скрытый от чужих глаз ..................241
Описания научных работ не отражают реальный процесс ........................244
Наука под наблюдением: обзор научной практики в целом ......................247
Ошибочная фокусировка на «великих» ученых ..........................................249
Глава 11. Социальный фактор, или Как групповое поведение влияет
на науку .................................................................................................................256
Отношения личности и общества в научной практике ..............................258
Компенсация фактора человеческой ошибки научным обществом .........259
Как и для каких целей научное сообщество использует байесовское
мышление ................................................................................................261
Как предубеждения научного сообщества препятствуют прогрессу .........263
Общественное мнение как источник и усилитель человеческих ошибок ...268
Опасности авторитетного мнения ...............................................................271
Важность маргинальных убеждений, раздвигающих границы .................279
Стр.9
Оглавление 9
Роль власти в науке ........................................................................................280
Вероятность разрушения науки самой научной властью ...........................282
Глава 12. Целостный мир науки, или Лес и деревья вместе .........................286
Практические последствия единства мира природы .................................288
Система убеждений и пассивное наблюдение как научный метод ...........295
Различные системы убеждений и проблема деления на категории ..........296
Глава 13. Подводим итог: что такое наука, и как она работает ...................301
Наука компенсирует ошибки человеческого мышления ...........................301
Роль свойств объекта исследования в определении науки ........................305
Наука, ненаука и лженаука ...........................................................................307
Может ли наука обойтись без проверяемых предсказаний? ......................318
Реалистический взгляд на науку ..................................................................320
Об авторе ..............................................................................................................324
Предметный указатель .......................................................................................325
Стр.10