УДК 336.64
ББК 65.291.9-21
Г37
Редактор Михаил Белоголовский
Герасименко А.
Г37 Финансовый менеджмент для практиков: Полный курс МВА по корпоративным
финансам ведущих бизнес-школ мира / Алексей Герасименко. — М. : Альпина
Паблишер, 2021. — 1011 с.
ISBN 978-5-9614-3716-4
Книга раскрывает все основные темы современного финансового менеджмента.
Среди них — оптимальная организационная структура финансовой функции в компании,
оценка стоимости компании, определение оптимальной структуры капитала,
источники финансирования, проектное финансирование, реальные опционы,
реструктуризация задолженности и банкротства, управление валютными, процентными
и прочими финансовыми рисками и многое другое. В книге есть не только
теория, но и многочисленные кейсы из опыта работы российских компаний. Показано,
как классические западные подходы и концепции адаптируются в российской
бизнес-практике.
Книга ориентирована на специалистов финансовых подразделений и топ-менеджеров.
Данное
издание представляет собой существенно расширенную и дополненную
книгу «Финансовый менеджмент — это просто».
УДК 336.64
ББК 65.291.9-21
Все права защищены. Никакая часть этой книги
не может быть воспроизведена в какой бы то ни было
форме и какими бы то ни было средствами, включая
размещение в сети интернет и в корпоративных сетях,
а также запись в память ЭВМ для частного или публичного
использования, без письменного разрешения владельца
авторских прав. По вопросу организации доступа
к электронной библиотеке издательства обращайтесь
по адресу mylib@alpina.ru.
ISBN 978-5-9614-3716-4
© Алексей Герасименко, 2021
© ООО «Альпина Паблишер», 2021
Стр.3
Содержание
Вступление ................................................................................................................... 19
Благодарности ........................................................................................................... 23
Глава 1. Что такое финансы изачемонинужны .................................... 25
Финансы и финансовые менеджеры .................................................... 26
Глава 2. Оценка инвестиционныхпроектов ............................................. 29
Инвестиционный проект — а что это такое? ..................................... 29
Принципы оценки инвестиционных проектов .................................. 30
Прибыль и деньги .................................................................................. 30
Время ...................................................................................................... 31
Риск ......................................................................................................... 31
Методы оценки инвестиционных проектов ....................................... 32
Срок окупаемости ................................................................................. 32
Дисконтирование и NPV ...................................................................... 33
Индекс прибыльности ........................................................................... 38
Внутренняя норма доходности ........................................................... 39
Дисконтированный срок окупаемости ............................................... 40
Какие денежные потоки следует учитывать? ..................................... 41
Принцип релевантности (инкрементальности) ............................... 41
Санк кост ............................................................................................... 41
Неизбежные издержки .......................................................................... 42
Косвенные денежные потоки ................................................................ 42
Финансовые расходы ............................................................................. 42
Пример: проект компании «АБВ» ....................................................... 42
Разбор полетов «АБВ» .......................................................................... 43
Оценка денежных потоков проектов на практике............................ 52
Стр.4
Категории денежных потоков ............................................................ 52
Учет налогов .......................................................................................... 54
Инфляция ............................................................................................... 55
Срок работы и остаточная стоимость проекта ............................. 57
Pearl Propylene — модернизация завода ............................................. 60
Pearl Propylene и производство полипропилена .................................. 60
Проект модернизации .......................................................................... 61
Замечания транспортного дивизиона ................................................ 66
Замечания департамента сбыта дивизиона
«Промежуточные химические продукты» ......................................... 67
Замечания директора по производству Merseyside ............................ 67
Замечания корпоративного центра .................................................... 68
Главный вопрос ....................................................................................... 69
Разбор полетов Pearl Propylene .............................................................. 69
Техническая часть................................................................................. 69
Организационная часть ....................................................................... 76
Выводы ................................................................................................... 80
Основные ошибки, возника ющие при проработке
инвестиционных проектов ..................................................................... 81
Ошибка №1 — «Ошибка одной гайки» ............................................... 81
Ошибка №2 — «Ошибка инфраструктуры» ..................................... 82
Ошибка №3 — «Ошибка узкого места» ............................................. 82
Ошибка №4 — «Ошибка вложенных проектов» ............................... 85
Ошибка №5 — «Ошибка косвенных эффектов» ................................ 86
Как инвестиционный процесс работает на практике ....................... 87
Корпоративная структура ................................................................. 88
Инвестиционный процесс ..................................................................... 92
Подготовка инвестиционных проектов ............................................. 93
Рассмотрение проекта и принятие решения по нему ....................... 99
Реализация и текущий мониторинг внедрения проекта ................ 105
Анализ результатов проекта после его завершения ....................... 107
Связь проектов со стратегией .......................................................... 110
Глава 3. Ставка дисконтирования ................................................................ 113
Рынок ценных бумаг и бета ................................................................. 113
Рынок и индексы .................................................................................. 113
Риск на рынке....................................................................................... 116
Стр.5
Портфель — зачем он нужен? .......................................................... 118
Знакомьтесь: бета — основа оценки риска ...................................... 121
Модель оценки капитальных активов (CAPM) ............................... 126
Стоимость капитала в Ameritrade ....................................................... 128
История Ameritrade ............................................................................ 128
Источники заработка Ameritrade..................................................... 130
Предполагаемые инвестиции и стоимость капитала .................... 131
Разбор полетов Ameritrade ................................................................... 134
Безрисковая доходность ..................................................................... 134
Риск-премия рынка ............................................................................. 135
Бета ...................................................................................................... 136
И наконец, стоимость капитала Ameritrade .................................. 140
И всем вам настанет WACC! ................................................................ 140
Коллинсвилль: купить иль не купить, вот в чем вопрос! .............. 147
Рынок хлората натрия ...................................................................... 147
Завод в Коллинсвилле .......................................................................... 159
Продажа завода ................................................................................... 162
Разбор полетов American Chemical .................................................... 166
Денежные потоки ............................................................................... 167
Структура капитала ........................................................................ 169
Стоимость заемного капитала ........................................................ 172
Стоимость собственного капитала ................................................. 173
Расчет WACC ...................................................................................... 174
Расчет NPV ......................................................................................... 174
Ламинатная технология ................................................................... 176
Подведем итоги ................................................................................... 177
Ставка дисконтирования в реальности.............................................. 178
Глава 4. Финансовый анализ ипланирование ...................................... 183
Финансовый анализ ............................................................................... 183
Финансовое планирование — проформы......................................... 186
Пример: компания «АВС» ..................................................................... 188
Новые времена Bavaria Bier .................................................................. 200
Компания и ее история ....................................................................... 200
Ланч с дядей Августом ....................................................................... 201
Разговор с Хайнриком Штейнером ................................................... 206
Вечер перед заседанием совета ........................................................... 209
Стр.6
Разбор полетов Bavaria Bier .................................................................. 209
Текущая ситуация ............................................................................... 210
Кредитная политика .......................................................................... 211
Оплата Штейнера ............................................................................. 218
Дивиденды ............................................................................................ 218
Бизнес-план на 1993–1994 годы .......................................................... 218
Финансовое планирование на практике ............................................ 222
Бюджетирование ..................................................................................... 226
Что такое бюджет и зачем он нужен .............................................. 226
Ответственные лица и организация бюджетного процесса .......... 227
Управление денежными средствами
(краткосрочное финансовое планирование) ..................................... 233
Глава 5. Структура капитала .......................................................................... 239
M&M’s финансов ..................................................................................... 239
Добавляем налоги ................................................................................... 241
Финансовые кризисы ............................................................................. 243
Нависание долга ...................................................................................244
Действия конкурентов ....................................................................... 245
Проблемы с поставщиками ................................................................ 246
Потеря клиентов ................................................................................ 246
Неэффективные менеджеры .............................................................. 247
Подводя итоги теории ........................................................................... 248
Massey-Ferguson на грани безумия ..................................................... 251
История компании ............................................................................. 253
Продукты Massey-Ferguson ................................................................ 254
Финансовые трудности Massey-Ferguson.......................................... 255
Есть ли свет в конце тоннеля? .......................................................... 258
Разбор полетов Massey-Ferguson ......................................................... 259
Структура капитала и теория последовательного выбора ............ 266
Финансовая история и структура капитала DuPont ....................... 272
История DuPont.................................................................................. 272
Структура капитала 1965–1982 годов............................................. 273
Новая структура капитала .............................................................. 276
Альтернативные варианты структуры капитала ....................... 280
Разбор полетов DuPont ......................................................................... 281
Скрестить ежа с ужом ........................................................................... 289
Стр.7
Глава 6. Заемный капитал................................................................................ 291
Чем заемный капитал отличается от собственного? ...................... 291
Векселя ...................................................................................................... 293
Лизинг ....................................................................................................... 294
Банковские кредиты ............................................................................... 294
Процесс получения кредита ................................................................ 294
Условия кредитов ................................................................................. 297
Ковенанты ........................................................................................... 298
Синдицированные кредиты ................................................................. 300
Облигации ................................................................................................ 306
Кредитные ноты ...................................................................................... 313
Секьюритизация активов ..................................................................... 316
Выбор между вариантами заемных средств ..................................... 319
Amtrak и финансирование скоростных поездов ............................. 321
История Amtrak ................................................................................. 321
Проект Acela ....................................................................................... 324
Оборудование ....................................................................................... 324
Варианты финансирования ............................................................... 325
Разбор полетов Amtrak .......................................................................... 327
Стратегическая точка зрения .......................................................... 328
Техническая точка зрения .................................................................. 329
Глава 7. Венчурные фонды, IPO ипрочие источники
собственного капитала .................................................................... 337
Личные сбережения основателей ....................................................... 337
Бизнес-ангелы .......................................................................................... 338
Венчурные фонды ................................................................................... 339
Фонды прямых инвестиций ................................................................. 342
Получение денег от венчурных фондов и фондов
прямых инвестиций ............................................................................ 344
Как пройти весь процесс ..................................................................... 346
Поиск фондов ....................................................................................... 347
Оценка компании ................................................................................ 348
Инвестиционное предложение ........................................................... 351
Работа с инвестиционным предложением ....................................... 358
Процедура дью-дилидженс .................................................................. 359
Получение денег ................................................................................... 360
Стр.8
Новый проект Sierra Ventures .............................................................. 361
История Sierra Ventures, Питера Венделла и Джеффа Дразана ......361
На горизонте появляется Centex ...................................................... 362
Джефф Дразан и Centex Telemanagement ......................................... 364
Sierra Ventures и Centex Telemanagement ........................................... 365
Проблемы ............................................................................................. 369
Разбор полетов Sierra Ventures ............................................................ 371
Частное размещение акций .................................................................. 376
Размещение акций на бирже ............................................................... 376
Как проводить IPO ................................................................................. 377
Выбор площадки (места листинга) .................................................. 378
Подготовка компании к IPO .............................................................. 381
Выбор срока размещения .................................................................... 382
Выбор партнеров ................................................................................. 383
Определение структуры размещения ............................................... 385
Процедура дью-дилидженс .................................................................. 387
Подготовка и регистрация проспекта эмиссии ............................... 389
Презентация для инвестиционных банкиров ................................... 390
Презентация для аналитиков ........................................................... 391
Роуд-шоу ............................................................................................... 392
Формирование книги заявок и цены отсечения ................................ 393
Аллокация ............................................................................................ 398
Стабилизация в начальный период торговли .................................. 399
Отношения с инвесторами ................................................................ 400
IPO интернет-аукциона eBay ................................................................ 402
История eBay ...................................................................................... 402
Конкуренция ........................................................................................ 404
Первичное размещение акций eBay .................................................... 404
Решение ................................................................................................ 405
Разбор полетов eBay ............................................................................... 407
Сколько же «стоит» IPO? ....................................................................... 410
Вторичные размещения ........................................................................ 411
Глава 8. Гибридные инструменты финансирования ........................... 413
Посигналим? ............................................................................................ 413
MCI Communications и AT&T — затишье перед схваткой ........... 418
American Telephone & Telegraph (AT&T): история ........................... 418
AT&T: разделение ................................................................................ 420
Стр.9
MCI Communications: история ........................................................... 422
AT&T: историческая финансовая политика .................................... 425
MCI Communications: историческая финансовая политика ........... 426
MCI и AT&T: ситуация в 1983 году ................................................... 428
AT&T: возможности финансирования .............................................. 430
MCI Communications: возможности финансирования .................... 431
Разбор полетов AT&T и MCI ............................................................. 432
Выбор AT&T ........................................................................................ 434
Выбор MCI Communications ............................................................... 435
Глава 9. Проектное финансирование ........................................................ 439
Что такое проектное финансирование .............................................. 439
Эволюция финансирования Calpine Corporation ............................444
Электроэнергетика в США ...............................................................444
Финансирование новых станций ....................................................... 445
Calpine Corporation.............................................................................. 447
Электростанция в Пасадене .............................................................. 449
Новая стратегия ................................................................................ 450
Финансирование новой стратегии .................................................... 451
Разбор полетов Calpine Corporation ................................................... 459
Проектное финансирование ............................................................... 461
Корпоративное финансирование ....................................................... 462
Гибридная структура CCFC .............................................................. 462
Проектное финансирование и управление рисками ...................... 463
Проект европейского Диснейленда .................................................... 466
Проект европейского Диснейленда .................................................... 467
Walt Disney Company .......................................................................... 467
Структура проекта ........................................................................... 468
Соглашение с правительством Франции .......................................... 470
Финансовые прогнозы ......................................................................... 471
Финансовая трансформация ............................................................. 474
Разбор полетов Euro Disneyland .......................................................... 474
Что произошло дальше? ....................................................................... 479
Глава 10. Дивиденды, рекапитализация ибай-бэки—
каквозвращать деньги акционерам ......................................... 481
Деньги на бочку! Теоретическая основа............................................ 481
Дивиденды ............................................................................................... 482
Стр.10
Сигнализация дивидендами ................................................................ 485
Формирование «клиентской базы» акционеров компании ............... 486
Дивидендная политика Twister Machine Parts Corporation ........... 491
История Twister Machine Parts .......................................................... 492
Корпоративные задачи ....................................................................... 496
Дивидендная политика ....................................................................... 498
Проект изменения корпоративного имиджа ................................... 501
Разбор полетов Twister Machine Parts ................................................ 502
Сочетание дивидендной и финансовой политики ............................ 503
Сигналы рынку .................................................................................... 508
Состав акционеров .............................................................................. 509
Рекламная кампания .......................................................................... 510
Рекомендация совету директоров ...................................................... 510
Выкуп собственных акций (repurchases и buybacks) ...................... 511
Налоговый эффект ............................................................................. 514
Сигналы рынку .................................................................................... 514
Teledyne, Inc.: выкупать — не выкупать? .......................................... 517
История Teledyne ................................................................................. 517
Разбор полетов Teledyne ....................................................................... 525
Рекапитализация — в чем смысл? ..................................................... 529
Налоговый щит ................................................................................... 532
Дисциплина долга ................................................................................ 533
Рекапитализация Sealed Air .................................................................. 535
История Sealed Air ............................................................................. 535
Подготовка .......................................................................................... 537
Изменение мотивации работников и менеджеров .......................... 538
Реакция инвесторов............................................................................. 539
Разбор полетов Sealed Air ..................................................................... 539
Повышение дивидендов — все как прежде ......................................... 540
Новые проекты .................................................................................... 540
Выкуп акций ........................................................................................ 540
И все-таки рекапитализация! ........................................................... 541
Чем же все закончилось? ..................................................................... 542
Глава 11. Оценка компаний ............................................................................... 547
Особенности оценки компаний
по сравнению с инвестиционными проектами ................................ 547
Стр.11
Оценка с помощью мультипликаторов ............................................. 550
Скорректированная дисконтированная стоимость (APV) ............ 553
Метод денежных потоков акционерам (FCFE) ............................... 562
Сравнительный анализ трех DCF-методов ....................................... 566
Kmart: продажа Builders Square ........................................................... 568
История Kmart .................................................................................... 568
Индустрия продаж товаров для строительства и ремонта ......... 569
История Builders Square ..................................................................... 574
Предложение Leonard Green & Partners ............................................. 576
Разбор полетов Kmart ............................................................................ 581
К черту это гиблое дело! .................................................................... 581
Продам компанию. Недорого ............................................................. 584
Надо, чтобы работало!...................................................................... 588
Решение Kmart ..................................................................................... 591
Глава 12. Слияния ипоглощения .................................................................... 593
Что такое M&A? ...................................................................................... 593
Зачем покупать другие компании? ..................................................... 594
Синергия ............................................................................................... 594
Финансовые синергии .......................................................................... 596
Налоговые синергии ............................................................................. 596
Диверсификация финансовых результатов ..................................... 596
Неправильная оценка акций рынком ................................................. 597
Ожидания рынка ................................................................................. 597
Неэффективность менеджеров ......................................................... 597
Личные амбиции ................................................................................. 598
Феномен Home Shopping Network ..................................................... 599
История Home Shopping Network...................................................... 600
Конкуренты тут как тут................................................................. 603
Финансовые результаты — продайте мне эти акции! .................. 605
Куда идти дальше? .............................................................................. 605
Разбор полетов Home Shopping Network .......................................... 606
M&A как элемент стратегии компании ............................................. 610
Покупка технологий ........................................................................... 610
Географическая экспансия .................................................................. 611
Ликвидация возможности выдавливания компании из бизнеса ..... 611
Вертикальная интеграция ................................................................ 611
Стр.12
Изменение стратегического фокуса компании ................................ 612
Создание более устойчивого к финансовым трудностям гиганта .... 612
Большое спутниковое противостояние .............................................. 614
Технология спутникового вещания .................................................... 615
История British Satellite Broadcasting ............................................... 616
Вход Sky Television ............................................................................... 617
Противостояние начинается ............................................................ 619
Первый год Sky Television .................................................................... 620
Проблемы с запуском BSB .................................................................. 621
Взгляд в будущее .................................................................................. 622
Разбор полетов британского телевидения ........................................ 623
Механика M&A — как купить компанию ........................................ 632
Поиск цели ............................................................................................ 632
Предварительная оценка цели ........................................................... 634
Частные компании .............................................................................. 636
Публичные компании .......................................................................... 639
Компании, продаваемые по принципу аукциона .............................. 649
Закрытие сделки ................................................................................. 650
Интеграция целевой компании .......................................................... 650
Война за Nicholson File .......................................................................... 652
История Cooper Industries .................................................................. 652
История Nicholson File Company ....................................................... 654
Тучи сгущаются, гроза начинается .................................................. 657
Возможность для Cooper? .................................................................. 659
Разбор полетов Cooper Industries ....................................................... 661
Кто выигрывает от M&A? ..................................................................... 670
Структурирование предложений о поглощении ............................. 670
Защита от поглощения .......................................................................... 672
«Отравленные пилюли» ...................................................................... 674
Различные классы акций ..................................................................... 675
«Отпугиватели акул» ......................................................................... 675
«Выжженная земля» ........................................................................... 676
Защитные поглощения ....................................................................... 676
«Защита пэкмэна» .............................................................................. 677
«Белый рыцарь» ................................................................................... 677
«Макаронная оборона» ........................................................................ 677
Выкуп акций и гринмейл .................................................................... 677
Судебные иски ...................................................................................... 678
Стр.13
Unilever: война за Pantene и Clearasil ................................................ 679
История Richardson-Vicks .................................................................. 679
Защитные меры .................................................................................. 683
Unilever и покупка Richardson-Vicks:
и хочется, и колется ........................................................................... 684
Разбор полетов Richardson-Vicks ......................................................... 687
Первый раунд сражения — тендерное предложение Unilever ......... 689
Второй раунд сражения — скупка акций Richardson-Vicks ............ 690
Третий раунд сражения —
выпуск привилегированных акций ..................................................... 691
Четвертый раунд сражения — судебный иск ................................... 691
Пятый раунд сражения — «белый рыцарь» ..................................... 692
Кто занимается M&A в компании? .................................................... 693
M&A по-русски ....................................................................................... 694
Глава 13. Карвауты, спин-оффы, бай-ауты ипрочие сделки
«наоборот» ........................................................................................... 697
Брейкапные транзакции ........................................................................ 697
Продажа ............................................................................................... 702
Карвауты ............................................................................................. 702
Спин-оффы .......................................................................................... 704
Сплит-оффы ....................................................................................... 706
Трекинговые акции .............................................................................. 707
DuPont: что делать с Conoco? .............................................................. 709
История DuPont.................................................................................. 709
Разбор полетов Conoco .......................................................................... 715
Бай-ауты .................................................................................................... 720
Суть LBO ............................................................................................. 721
Предложение Southland Corporation .................................................. 725
История Southland ............................................................................. 725
Слухи о поглощении ............................................................................ 729
Предложение Томпсонов...................................................................... 730
Разбор полетов Southland Corporation ............................................... 732
Структура финансирования LBO ........................................................ 737
Моделирование сделки LBO ................................................................ 741
Российская специфика LBO .................................................................. 746
Трансформация Congoleum Corporation ........................................... 749
История Congoleum Corporation ....................................................... 749
Предварительные переговоры о сделке .............................................. 753
Стр.14
Условия предложения к совету директоров Congoleum ................... 755
Рассмотрение предложения советом директоров ............................ 760
Разбор полетов Congoleum ................................................................... 761
Глава 14. Реструктуризации ибанкротства............................................... 771
Варианты решения проблем ................................................................ 771
Банкротство .............................................................................................. 773
Банкротство в США .......................................................................... 778
Банкротство в Швеции ...................................................................... 781
Банкротство в России......................................................................... 781
Банкротство National Convenience Stores .......................................... 784
История NCS ...................................................................................... 784
Изменения в маркетинговой стратегии .......................................... 786
Кризис ликвидности ............................................................................ 787
Жизнь в состоянии банкротства ...................................................... 788
Финансовая модель оценки NCS ........................................................ 791
Заинтересованные стороны ............................................................... 797
Разбор полетов National Convenience Stores .................................... 799
Реструктуризация — чем она полезна?............................................. 809
Проведение реструктуризации задолженности ............................... 811
Оценка стоимости компании ............................................................ 812
Согласование мер по реструктуризации .......................................... 814
Подписание соглашений ...................................................................... 819
Реструктуризация долга Southland Corporation после LBO .......... 821
Большая распродажа .......................................................................... 821
Кризис наступает ............................................................................... 822
Планы реструктуризации.................................................................. 822
Подготовка упакованного банкротства ........................................... 828
Финальный раунд предложений ......................................................... 833
Разбор полетов Southland ..................................................................... 833
Реструктуризация в России .................................................................. 841
Глава 15. Корпоративные рейдеры ипрочие механизмы
защиты акционеров .......................................................................... 845
Зачем вообще защищать акционеров? .............................................. 845
«Выравнивание» интересов ................................................................... 846
Другие защитные механизмы .............................................................. 849
Стр.15
Дисциплина долга .................................................................................. 850
Крупные акционеры ............................................................................... 850
Требования к раскрытию информации ............................................. 852
Советы директоров ................................................................................ 853
Обязанности и ответственность членов совета директоров ....... 855
Система мотивации членов советов директоров ............................ 858
Аудиторы .................................................................................................. 859
Суды ........................................................................................................... 860
Поглощения ............................................................................................. 861
Поглощение Gulf Oil: откуда взялось столько денег? .................... 863
История Буна Пикенса ....................................................................... 863
Gulf Oil в 1974–1983 годах .................................................................. 868
Поглощение Gulf Oil ............................................................................ 869
Разбор полетов Gulf Oil ......................................................................... 871
Кто лучше разбирается в бизнесе? .................................................... 872
Рейдеры а la Russe .................................................................................. 874
Обобщение: работают ли механизмы защиты? .............................. 874
Kennecott Copper: строительство империи
и феодальные войны .............................................................................. 876
Альтернатива на горизонте ............................................................. 879
Антракт: разбор первой части истории Kennecott Copper ............ 882
Второе действие пьесы: заседание совета директоров .................. 884
Реакция инвесторов............................................................................. 886
Curtiss-Wright: война за контроль над советом директоров
Kennecott ............................................................................................... 886
Новый генеральный директор ............................................................ 887
«Мирная» жизнь Kennecott ................................................................. 889
Война до победного конца ................................................................... 890
Разбор второго действия ....................................................................... 892
Постскриптум .......................................................................................... 894
Глава 16. Управление рисками ........................................................................ 895
Что такое риски и как ими управлять ............................................... 895
Какие риски беспокоят финансовых менеджеров .......................... 896
Зачем управлять финансовыми рисками? ........................................ 896
Валютные риски ...................................................................................... 902
Паритет кросс-курсов валют ............................................................ 904
Паритет процентных ставок (Interest Rate Parity) ....................... 904
Стр.16
Влияние инфляции .............................................................................. 905
Лучший предсказатель валютных курсов в будущем —
форвардные курсы, в ближайшем будущем — текущие курсы ...... 907
Трансляционные валютные риски ..................................................... 908
Транзакционные валютные риски ..................................................... 909
Операционные валютные риски......................................................... 911
Финансовые инструменты управления валютными рисками ....... 916
Jaguar: молимся на доллар? .................................................................. 926
История Jaguar ................................................................................... 926
Разворот 1980-х .................................................................................. 927
Конкурентная позиция Jaguar в 1984 году ........................................ 929
Ситуация с валютными курсами ..................................................... 931
Разбор полетов Jaguar ............................................................................ 933
Оценка Jaguar ...................................................................................... 933
Нужно ли хеджироваться? ................................................................ 938
Процентные риски ................................................................................. 940
Свопы .................................................................................................... 941
Кредитные риски .................................................................................... 943
Традиционные методы управления кредитными рисками ............. 946
Современность: CDO, CDS и другие кредитные деривативы ........ 947
Печальная история американского ипотечного кризиса
2008 года ................................................................................................... 951
Ипотечный бум и взрыв пузыря ........................................................ 952
Подавиться собственной жадностью ............................................... 954
Риски ликвидности................................................................................. 956
Риски изменения цен на биржевые товары ..................................... 957
Операционные риски и внутренний контроль ................................ 957
Кто занимается рисками в компании ................................................ 959
Глава 17. Реальные опционы ............................................................................ 961
Опционы в реальной жизни ................................................................ 961
Опцион получения новой информации .............................................. 963
Опцион изменения масштабов работы ............................................ 966
Опцион переключения видов используемых ресурсов ....................... 967
Опцион дополнительного бонуса ....................................................... 967
Как оценить реальный опцион ............................................................ 968
Сценарный анализ ............................................................................... 969
Стр.17
Деревья решений .................................................................................. 969
Симуляции с помощью метода Монте-Карло ................................. 973
Формула Блэка‒Шоулза ..................................................................... 979
Антамина: новая волна перуанской приватизации ........................ 982
Суть вопроса ....................................................................................... 982
Цены на медь и цинк ........................................................................... 985
Структура аукциона по приватизации лицензии
на разработку Антамины ................................................................. 986
Разбор полетов Антамины .................................................................... 987
Вопрос распределения переменных .................................................... 987
Стоимость опциона ........................................................................... 990
Наша заявка ........................................................................................ 991
Что же произошло в реальности....................................................... 993
Послесловие: сага о реальных опционах ........................................... 994
Глава 18. Кто занимается финансамивкомпании .................................. 995
Финансовый директор во главе угла .................................................. 995
Финансовая стратегия............................................................................ 997
Организационная структура финансовой дирекции ...................... 998
Финансирование компании .................................................................. 999
Инвестиции, слияния и поглощения................................................ 1001
Планирование, бюджетирование
и управленческая отчетность ............................................................. 1002
Финансовая отчетность и налоги ...................................................... 1004
Отношения с инвесторами ................................................................. 1005
Что делать, если в компании несколько
уровней управления? ........................................................................... 1006
Стр.18