УДК 336.64
ББК 65.291.9-21
Г37
Редактор ?????
Герасименко А.
Г37
Финансовый менеджмент — это просто: Базовый курс для руководителей
и начинающих специалистов / Алексей Герасименко. — М.: Альпина
Паблишер, 2013. — 531 с.
ISBN 978-5-9614-4328-8
В книге рассматриваются все основные вопросы, ответы на которые необходимо
знать людям, работающим в сфере, связанной с корпоративными финансами,
в производственных компаниях, инвестиционных банках и консалтинге.
Из этой книги вы узнаете, каковы основные задачи финансового директора;
как выглядит организационная структура финансовой функции в компании;
как оценивать проекты вложений в оборудование и новые технологии; как оценивать
стоимость компании в целом; как определить оптимальную структуру
капитала компании и многое другое.
Книга написана на базе практического опыта работы с финансами и инвестициями.
Западные концепции изложены в сравнении с российской спецификой.
УДК 336.64
ББК 65.291.9-21
Все права защищены. Никакая часть этой книги
не может быть воспроизведена в какой бы
то ни было форме и какими бы то ни было средствами,
включая размещение в сети Интернет
и в корпоративных сетях, а также запись в память
ЭВМ для частного или публичного использования,
без письменного разрешения владельца авторских
прав. По вопросу организации доступа
к электронной библиотеке издательства обращайтесь
по адресу lib@alpinabook.ru.
ISBN 978-5-9614-4328-8
© Герасименко А.В., 2013
© ООО «Альпина Паблишер», 2013
Стр.3
Содержание
Вступление........................................................................................................................................................... 13
Благодарности ................................................................................................................................................. 15
Глава 1. Что такое финансы, и зачем они нужны.......................................................17
Финансы и финансовые менеджеры .......................................................................18
Глава 2. Денежные потоки, дисконтирование и NPV ............................................21
Инвестиционный проект — а что это такое? .................................................21
Принципы оценки инвестиционных проектов..............................................22
Прибыль и деньги ..............................................................................................................22
Время ...........................................................................................................................................23
Риск ...............................................................................................................................................24
Методы оценки инвестиционных проектов .....................................................24
Срок окупаемости ............................................................................................................25
Дисконтирование и NPV .............................................................................................26
Индекс прибыльности ...................................................................................................31
Внутренняя норма доходности ............................................................................31
Дисконтированный срок окупаемости ..........................................................32
Какие денежные потоки следует учитывать? .................................................33
Принцип релевантности (инкрементальности) .................................33
Стр.4
4
Финансовый менеджмент — это просто
Санк кост ................................................................................................................................34
Неизбежные издержки ..................................................................................................34
Косвенные денежные потоки ..................................................................................34
Финансовые расходы.......................................................................................................35
Пример проекта — компания «АБВ» ...............................................................35
Разбор полетов «АБВ» ...................................................................................................36
Оценка денежных потоков проектов на практике .....................................45
Категории денежных потоков ..............................................................................45
Учет налогов ........................................................................................................................48
Инфляция .................................................................................................................................49
Срок работы и остаточная стоимость проекта ..............................51
Pearl Propylene — модернизация завода..............................................................54
Pearl Propylene и производство полипропилена ......................................54
Проект модернизации ..................................................................................................55
Замечания транспортного дивизиона ...........................................................57
Замечания департамента сбыта дивизиона
«Промежуточные химические продукты» ..................................................58
Замечания директора по производству «Мерсисайд» .......................59
Замечания корпоративного центра ................................................................63
Главный вопрос ....................................................................................................................63
Разбор полетов Pearl Propylene ....................................................................................63
Техническая часть ............................................................................................................64
Организационная часть .............................................................................................69
Выводы .......................................................................................................................................76
Основные ошибки, возникающие
при проработке инвестиционных проектов ....................................................76
Ошибка № 1 — «Ошибка одной гайки» ..........................................................76
Ошибка № 2 — «Ошибка инфраструктуры» ............................................77
Ошибка № 3 — «Ошибка узкого места»........................................................78
Ошибка № 4 — «Ошибка вложенных проектов» ...................................81
Ошибка № 5 — «Ошибка косвенных эффектов» ....................................82
Стр.5
Содержание
5
Как инвестиционный процесс
работает на практике ...........................................................................................................83
Корпоративная структура .....................................................................................84
Инвестиционный процесс ..........................................................................................88
Подготовка инвестиционных проектов .......................................................89
Рассмотрение проекта и принятие решения по нему ......................95
Реализация и текущий мониторинг внедрения проекта ...........101
Анализ результатов проекта после его завершения ......................104
Связь проектов со стратегией ..........................................................................106
Глава 3. Ставка дисконтирования ............................................................................................109
Рынок ценных бумаг и бета .........................................................................................109
Рынок и индексы .............................................................................................................109
Риск на рынке ....................................................................................................................112
Портфель — зачем он нужен? ...........................................................................114
Знакомьтесь: бета — основа оценки риска ............................................117
Модель оценки капитальных активов (CAPM) ...........................................120
Стоимость капитала в Ameritrade ..........................................................................123
История Ameritrade .....................................................................................................123
Источники заработка Ameritrade ...................................................................125
Предполагаемые инвестиции и стоимость капитала .................126
Разбор полетов Ameritrade ............................................................................................129
Безрисковая доходность ...........................................................................................130
Риск-премия рынка .......................................................................................................130
Бета ..........................................................................................................................................132
Ну вот и стоимость капитала Ameritrade ............................................136
И всем вам настанет WACC! ........................................................................................136
Коллинсвилль — купить или не купить, вот в чем вопрос! ............143
Рынок хлората натрия ............................................................................................144
Завод в Коллинсвилле .................................................................................................158
Продажа завода Коллинсвилль ..........................................................................161
Стр.6
6
Финансовый менеджмент — это просто
Разбор полетов American Chemical ........................................................................165
Денежные потоки .........................................................................................................166
Структура капитала ...............................................................................................168
Стоимость заемного капитала .......................................................................172
Стоимость собственного капитала ............................................................172
Расчет WACC......................................................................................................................174
Расчет NPV ..........................................................................................................................174
Ламинатная технология ........................................................................................177
Подведем итоги ...............................................................................................................178
Ставка дисконтирования в реальности .............................................................179
Глава 4. Финансовый анализ и планирование ...........................................................183
Финансовый анализ ............................................................................................................183
Финансовое планирование — проформы .......................................................186
Пример — компания АВС ..............................................................................................188
Новые времена Bavaria Bier .........................................................................................200
Компания и ее история.............................................................................................201
Ланч с дядей Августом ..............................................................................................202
Разговор с Хайнриком Штейнером .................................................................207
Вечер перед заседанием совета ..........................................................................210
Разбор полетов Bavaria Bier..........................................................................................211
Текущая ситуация ........................................................................................................211
Кредитная политика .................................................................................................213
Оплата Штейнера .......................................................................................................221
Дивиденды ............................................................................................................................221
Бизнес-план на 1993–1994 годы .........................................................................221
Финансовое планирование на практике ..........................................................225
Бюджетирование ...................................................................................................................231
Что такое бюджет, и зачем он нужен ......................................................231
Ответственные лица и организация бюджетного
процесса ..................................................................................................................................232
Стр.7
Содержание
7
Управление денежными средствами
(краткосрочное финансовое планирование) ..........................................238
Глава 5. Структура капитала .........................................................................................................245
M&Ms финансов .....................................................................................................................245
Добавляем налоги .................................................................................................................246
Финансовые кризисы .........................................................................................................248
Нависание долга ..............................................................................................................249
Действия конкурентов .............................................................................................251
Проблемы с поставщиками ..................................................................................251
Потеря клиентов ..........................................................................................................252
Неэффективные менеджеры .................................................................................252
Подводя итоги теории .......................................................................................................254
Massey-Ferguson на грани безумия ........................................................................256
История компании .......................................................................................................259
Продукты Massey-Ferguson ....................................................................................259
Финансовые трудности Massey-Ferguson ...................................................261
Есть ли свет в конце тоннеля? .........................................................................263
Разбор полетов Massey-Ferguson ..............................................................................264
Структура капитала и теория последовательного выбора ...............273
Финансовая история и структура капитала Du Pont .............................278
История Du Pont .............................................................................................................278
Структура капитала 1965–1982 годов .....................................................278
Новая структура капитала ................................................................................282
Альтернативные варианты структуры капитала ......................286
Разбор полетов Du Pont ...................................................................................................288
Скрестить ежа с ужом .......................................................................................................296
Глава 6. Заемный капитал ...............................................................................................................299
Чем заемный капитал отличается от собственного? ............................299
Векселя ...........................................................................................................................................301
Стр.8
8
Финансовый менеджмент — это просто
Лизинг .............................................................................................................................................302
Банковские кредиты ...........................................................................................................302
Процесс получения кредита ..................................................................................302
Условия кредитов ..........................................................................................................305
Ковенанты ...........................................................................................................................307
Синдицированные кредиты .........................................................................................309
Облигации ...................................................................................................................................315
Кредитные ноты .....................................................................................................................324
Секьюритизация активов ..............................................................................................326
Выбор между вариантами заемных средств .................................................329
Глава 7. Венчурные фонды, IPO и прочие источники
собственного капитала.................................................................................................331
Личные сбережения основателей ...........................................................................331
Бизнес-ангелы ..........................................................................................................................332
Венчурные фонды .................................................................................................................333
Фонды прямых инвестиций .........................................................................................336
Получение денег
от венчурных фондов и фондов прямых инвестиций .....................338
Как пройти весь процесс ..........................................................................................341
Поиск фондов .....................................................................................................................341
Оценка компании ...........................................................................................................343
Инвестиционное предложение ............................................................................346
Работа с инвестиционным предложением ..............................................353
Due Diligence ........................................................................................................................354
Получение денег ...............................................................................................................355
Частное размещение акций .........................................................................................355
Размещение акций на бирже ......................................................................................355
Как проводить IPO ...............................................................................................................357
Выбор площадки (места листинга) ..............................................................359
Подготовка компании к IPO ................................................................................363
Выбор срока размещения .........................................................................................364
Стр.9
Содержание
9
Выбор партнеров ...........................................................................................................365
Определение структуры размещения ..........................................................368
Due Diligence ........................................................................................................................372
Подготовка и регистрация проспекта эмиссии .................................373
Презентация для инвестиционных банкиров .......................................375
Презентация для аналитиков ...........................................................................375
Роуд-шоу .................................................................................................................................377
Формирование книги заявок и цены отсечения ..................................379
Аллокация ............................................................................................................................384
Стабилизация в начальный период торговли .....................................385
Отношения с инвесторами ...................................................................................386
IPO интернет-аукциона eBay .......................................................................................387
История eBay ....................................................................................................................388
Конкуренция .......................................................................................................................390
Первичное размещение акций eBay .................................................................390
Решение ...................................................................................................................................391
Разбор полетов eBay ...........................................................................................................392
Сколько же «стоит» IPO?.................................................................................................395
Вторичные размещения ..................................................................................................397
Глава 8. Оценка компаний ...............................................................................................................399
Особенности оценки компаний по сравнению
с инвестиционными проектами...............................................................................399
Оценка с помощью мультипликаторов ..............................................................401
Скорректированная дисконтированная стоимость (APV) ...............405
Метод денежных потоков акционерам (FCFE) ...........................................414
Сравнительный анализ трех DCF-методов .....................................................418
Kmart — продажа Builders Square ...........................................................................420
История Kmart .................................................................................................................420
Индустрия продаж товаров
для строительства и ремонта ........................................................................422
Стр.10
10
Финансовый менеджмент — это просто
История Builders Square ...........................................................................................427
Предложение Leonard Green & Partners .........................................................430
Разбор полетов Kmart ........................................................................................................436
Продам компанию. Недорого ................................................................................439
Надо, чтобы работало! ...........................................................................................442
Решение Kmart ..................................................................................................................446
Глава 9. Слияния и поглощения ................................................................................................449
Что такое M&A? ......................................................................................................................449
Зачем покупать другие компании? .......................................................................450
Синергия ................................................................................................................................450
Финансовые синергии ..................................................................................................452
Налоговые синергии .....................................................................................................452
Диверсификация финансовых результатов ...........................................452
Неправильная оценка акций рынком ............................................................453
Ожидания рынка ............................................................................................................453
Неэффективность менеджеров .........................................................................453
Личные амбиции .............................................................................................................454
M&A как элемент стратегии компании .............................................................454
Покупка технологий ...................................................................................................454
Географическая экспансия ......................................................................................454
Ликвидация возможности выдавливания компании
из бизнеса ..............................................................................................................................455
Вертикальная интеграция ...................................................................................455
Изменение стратегического фокуса компании ....................................456
Создание более устойчивого к финансовым
трудностям гиганта .................................................................................................456
Механика M&A — как купить компанию ........................................................456
Поиск цели............................................................................................................................457
Предварительная оценка цели ...........................................................................459
Частные компании .......................................................................................................461
Публичные компании ..................................................................................................465
Стр.11
Содержание
11
Компании, продаваемые по принципу аукциона .................................475
Закрытие сделки ............................................................................................................476
Интеграция целевой компании .........................................................................476
Война за Nicholson File .....................................................................................................478
История Cooper Industries .......................................................................................478
История Nicholson File Company ........................................................................480
Тучи сгущаются, гроза начинается ..............................................................483
Возможность для Cooper? ......................................................................................486
Разбор полетов Cooper Industries ............................................................................488
Кто выигрывает от M&A? ...............................................................................................497
Структурирование предложений о поглощении .......................................498
Защита от поглощения .....................................................................................................500
Отравленные пилюли ................................................................................................502
Различные классы акций .........................................................................................503
Отпугиватели акул.....................................................................................................503
Выжженная земля .........................................................................................................504
Защитные поглощения .............................................................................................504
Защита пэкмэна ............................................................................................................505
Белый рыцарь ....................................................................................................................505
Макаронная оборона ...................................................................................................505
Выкуп акций и гринмейл .........................................................................................506
Судебные иски ...................................................................................................................506
Unilever — война за Pantene и Clearasil .............................................................507
История Richardson-Vicks ........................................................................................508
Защитные меры ..............................................................................................................511
Unilever и покупка Richardson-Vicks: и хочется, и колется ........512
Разбор полетов Richardson-Vicks..............................................................................516
Первый раунд сражения — тендерное предложение Unilever...519
Второй раунд сражения — скупка акций Richardson-Vicks ........520
Третий раунд сражения — выпуск привилегированных
акций ........................................................................................................................................520
Стр.12
12
Финансовый менеджмент — это просто
Четвертый раунд сражения — судебный иск .......................................521
Пятый раунд сражения — белый рыцарь ................................................521
Кто занимается M&A в компании? ........................................................................523
M&A по-русски .........................................................................................................................524
Заключение .....................................................................................................................................................527
Об ADE professional solutions .........................................................................................................529
Стр.13