Е.Ю. Смирнова
Содержание и направленность
социокультурной деятельности в сфере
физической культуры
Учебное пособие
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Содержание и направленность социокультурной деятельности
в сфере физической культуры
Великие Луки, 2022
3
Стр.3
УДК 316.7:796
ББК 75.1+71
С 50
Рецензенты:
— Ершова Н. Г., доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков
ФГБОУ ВО «ВЛГАФК»
— Стрелецкая Ю. В., кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой
физической культуры ФГБОУ ВО Великолукская государственная сельскохозяйственная
академия
Печатается по решению Ученого совета ФГБОУ ВО «Великолукская государственная
академия физической культуры и спорта», протокол № 08 от 24 марта 2022 года.
Смирнова Е.Ю. Содержание и направленность социокультурной
деятельности в сфере физической культуры / Учебное пособие / Е.Ю. Смирнова.
- Москва: Постер-М, 2022. - 124 с.
ISBN 978-5-6047612-5-0
В учебном пособии «Содержание и направленность социокультурной деятельности в
сфере физической культуры» раскрыты теоретические основы социально-культурной и
социокультурной деятельности, ее функции, принципы и место в системе культурных
ценностей, раскрыты социокультурные особенности в сфере физической культуры, в том
числе при организации социокультурной деятельности в образовательной организации
высшего образования.
Учебное пособие предназначено для обучающихся по направлению подготовки 49.03.01
«Физическая культура» по профилю подготовки - спортивная подготовка в избранном виде
спорта: легкая атлетика, спортивные игры, лыжный спорт, единоборства, гимнастика,
спортивное ориентирование и 43.03.01 - «Сервис», по профилю подготовки - социальнокультурный
сервис (уровень бакалавриат).
А также может быть полезно широкому кругу читателей, в том числе руководителям
и специалистам, интересующимся изучением теории и практики социокультурной
деятельности.
ISBN 978-5-6047612-5-0
© Смирнова Е.Ю., 2022. © ФГБОУ ВО «Великолукская государственная академия
физической культуры и спорта»
4
Стр.4
Содержание
Введение ..............................................................................................................................................6
Глава 1. Теоретические основы социокультурной деятельности ..................................................7
1.1. Понятийно-категориальный аппарат социально-культурной деятельности. ....................7
1.2. Теория становления социально-культурной деятельности ...............................................12
1.2. Функции социально-культурной деятельности ..................................................................19
1. 3. Принципы социально-культурной деятельности ..............................................................25
1. 4. Методы социально-культурной деятельности ...................................................................31
1.5. Основные концепции, сферы и технологии социально-культурной деятельности ........33
Зачѐт по 1 главе «Теоретические основы социокультурной деятельности» ..............................37
Глава 2. Методическое обеспечение социально-культурной деятельности ...............................41
2.1. Методология социально-культурной деятельности ...........................................................41
2.2. Становление и развитие теоретических взглядов на научно-методическую службу
социально-культурной деятельности ..........................................................................................46
2.3. Зарождение методической деятельности в России ............................................................51
2.4. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности .....................................55
Зачѐт по 2 главе «Методическое обеспечение социально-культурной деятельности» .............61
Глава 3. Организация социально-культурной деятельности ........................................................64
3.1. Структура теории и методики организации социально-культурной деятельности ........64
3.2 Основные формы социально-культурной деятельности .....................................................70
3.3 Средства социально-культурной деятельности ...................................................................74
Зачѐт по 3 главе «Методическое обеспечение социально-культурной деятельности» .............78
Глава 4 Содержание и направленность социокультурной деятельности в сфере физической
культуры ............................................................................................................................................80
4.1 Физическая культура как социокультурный феномен ........................................................80
4.2 Физическая культура как сфера социокультурной деятельности ......................................83
4.3 Фестиваль как форма социокультурной деятельности в сфере физической культуры в
образовательном учреждении высшего образования ................................................................90
Зачѐт по 4 главе «Содержание и направленность социокультурной деятельности в сфере
физической культуры» ...................................................................................................................102
Словарь форм проведения мероприятий социально-культурной деятельности ......................105
Список литературы .........................................................................................................................120
5
Стр.5
Введение
Культуру необходимо вывести из периферийной
зоны внимания государства в приоритетную.
В. В. Путин
В современных условиях, когда, поглощѐнные Сетью люди утрачивают самосознание,
разрывают социальные связи с живыми людьми, заменяя их виртуальными, обретение
культурной идентичности человеком приобретает судьбоносное значение.
Социально-культурная деятельность – отражение и изменение существующих
социальных отношений людей средствами культуры и искусства. Конкретное содержание
социально-культурной деятельности зависит от имеющегося социального заказа. В
большинстве случаев социально-культурная деятельность представляет собой культурную
активность индивидуумов, социальных групп, организаций, органов власти по созданию и
распространению культурных ценностей, формированию у людей определенного
мировоззрения, удовлетворению культурных потребностей, развитию творческих
способностей и созданию комфортной социальной среды.
Возникновение в конце XX – начале XXI века на арене российского общества нового
динамичного, не поддающегося прежним методам управления субъекта культурного
воздействия существенно изменило функционирование социально-культурной деятельности.
В переживаемый нами период модернизации общественных отношений возникла не только
реальная потребность, но и возможность перехода от субъектно-объектных к субъектносубъектным
принципам взаимоотношений в сфере культуры. Возросла общественная
потребность в создании максимального количества новых зон для удовлетворения
социальной и культурной активности россиян. Это нашло свое отражение, в том числе, и в
появлении множества принципиально новых учреждений, предприятий, организаций
социально-культурной сферы, что позволило расширить диапазон содержания, форм и видов
культурно-досуговых занятий, а также обеспечивающих их технологий.
Отечественными учеными разработаны различные концепции социально-культурной
и культурно-досуговой деятельности, появление которых в современной научной литературе
во многом обусловлено действием объективных механизмов свободного проявления
культуры многочисленных субъектов в соответствующих инфраструктурах социокультурной
сферы Российской Федерации.
Темы изучаемого курса сгруппированы в четырех разделах. Учебный материал в
каждом из разделов содержит общие данные о социально-культурной и социокультурной
деятельности и особенностях еѐ осуществления в сфере физической культуры и спорта.
Данное учебное пособие позволяет глубже освоить учебный курс по следующим
дисциплинам: «Социально-культурная деятельность» и
массовых мероприятий и соревнований в избранном виде спорта», понять место теории
социокультурной деятельности в системе современного гуманитарного знания, узнать о
функциях, принципах и сферах деятельности, ее формах и участниках, особенностях в
современных условиях.
«Организация физкультурно6
Стр.6
Глава 1. Теоретические основы социокультурной деятельности
1.1. Понятийно-категориальный аппарат социально-культурной деятельности
Cоциально-культурная деятельность - это сознательная,
преднамеренная, организованная, даже планируемая
аккультурация, противостоящая методам слепой
и анархичной социально-культурной обусловленности
Ж.Р. Дюмазедье
Исходные теоретические основы любой науки – это, прежде всего, первичные
фактографические знания, включающие понятийно-категориальный аппарат, множество
первичных определений и терминов.
Понятийный аппарат социально-культурной деятельности - это совокупность
смысловых единиц, выражающих еѐ сущность и содержание осуществления.
Социально-культурная деятельность при выполнении своих социальных функций
оперирует, в первую очередь, культурологическими понятиями. Их принято считать
основными. Вспомогательные понятия социально-культурной деятельности были
привнесены в неѐ из других областей науки и практики. Они расширяют и уточняют
основные понятия, связывают культурные аспекты деятельности с еѐ социальным
содержанием.
В «Основах законодательства Российской Федерации о культуре»1 чѐтко определѐн
понятийный аппарат (тезаурус), который постоянно используется в современной теории и
практике социально-культурной деятельности. Раскрываемые там понятия (термины) имеют
принципиальное значение для культурологического аспекта социально-культурной
деятельности.
Основные термины социально-культурной деятельности.
Культурная деятельность – действия по выявлению, сохранению, формированию,
распространению и освоению культурных ценностей.
Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы
поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические
топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремѐсла, произведения культуры и
искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие
историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные
в историко-культурном отношении территории и объекты.
Культурные блага - условия и услуги, предоставляемые организациями, другими
юридическими и физическими лицами гражданам для удовлетворения их культурных
потребностей.
Творческая деятельность - создание культурных ценностей и их интерпретация.
Творческий работник - физическое лицо, участвующее в процессе выявления,
сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей.
Культурное наследие - материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а
также историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития
самобытности народов, для мировой цивилизации.
1Основы законодательства Российской Федерации о культуре: утверждены ВС РФ 09.10.1992 N 3612: редакция от
01.04.2020 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения 15.09.2021). – Режим доступа: локальная
сеть ВЛГАФК, по договору.
7
Стр.7