ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра Электроснабжения сельского хозяйства
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ
И СРЕДСТВ
МОНТАЖ
АВТОМАТИЗАЦИИ
учебно-методическое пособие
для бакалавров направлений 35.03.06 «Агроинженерия» и 13.03.02
«Электроэнергетика и электротехника»
Оренбург
Издательский центр ОГАУ
2017
Стр.1
ВВЕДЕНИЕ
В учебно-методическом пособии описаны базовые эксперименты,
выполняемые с использованием комплекта типового лабораторного
оборудования «Электромонтаж и наладка шкафов управления». В ходе
выполнения работ собираются и налаживаются наиболее часто используемые
схемы управления асинхронными двигателями с короткозамкнутым ротором.
Лабораторные работы являются одним из видов занятий для освоения
дисциплины. Основными задачами лабораторных занятий являются:
освоение техники эксперимента, обучение грамотному оформлению
результатов измерений, практическая проверка положений, изложенных в
теоретической части курса. Приобретение навыков работы при исследовании
и обработке результатов экспериментов.
1. Основные правила безопасной работы в лаборатории.
Согласно правилам устройства электроустановок (ПУЭ) для помещений
без повышенной опасности поражения током, к которым относятся учебные
лаборатории , безопасным считается напряжение до 42 В. Сопротивление
тела человека определяется главным образом сопротивлением кожного
покрова и равно 200 ч 500 кОм. Увлажнение или повреждение кожи снижает
сопротивление до 600 ч 800 Ом.
Большое влияние оказывает также общее состояние организма и
нервной системы. Таким образом, при указанном напряжении через человека,
находящегося в нормальном состоянии, протекает ток в 0,1 ч 0,3 мА. Ток 50
мА может привести к травме, а в 100 мА – к смертельному исходу. Следует
иметь в виду, что при токе даже менее 50 мА мышцы кистей рук
непроизвольно сокращаются, а токоведущая часть может остаться зажатой в
кулаке, тогда не удается разжать руку и прервать прохождение тока через
тело. Основные правила по технике безопасности следующие.
1.1. Перед началом сборки цепи следует убедиться в том, что
выключатель стенда находится в отключенном состоянии.
1.2. Не допускается использование приборов и аппаратов с
неисправными клеммами, проводов с поврежденной изоляцией, неисправных
реостатов, тумблеров и др.
1.3. Перед тем как присоединить конденсатор, его необходимо
предварительно разрядить, замкнув выводы накоротко проводником.
1.4. Собранная цепь должна быть проверена преподавателем и может
быть включена только по его разрешению.
1.5. Перед включением цепи следует убедиться, что никто не
прикасается к оголенным токоведущим частям.
1.6. Все необходимые переключения нужно производить только при
отключенном напряжении. Всякое изменение в цепи должно быть проверено
преподавателем.
3
Стр.3
1.7. Студентам не разрешается самостоятельно производить какие-либо
переключения на главном распределительном щите лаборатории.
1.8. Если во время работы возникает какое-либо повреждение, в
результате которого появляется дым, специфический запах или накаляются
провода, то надо быстро отключить напряжение и сообщить преподавателю о
случившемся.
1.9. Студенты допускаются к лабораторным работам после
ознакомления с правилами безопасности, что фиксируется в специальном
журнале под роспись.
Стр.4
Содержание
1. Лабораторная работа №1. Составление и чтение схем
электроустановок. Условные буквенно-цифровые обозначения в
электрических схемах
2. Лабораторная работа №2. Сборка и проверка схемы управления
асинхронным двигателем с обеспечением его пуска с помощью
автотрансформатора.
3. Лабораторная работа № 3-4. Оконцевание и соединение жил
проводов и кабелей. Разборные и неразборные контактные
соединения
4. Лабораторная работа № 5. Проводка в жилом помещении
5. Лабораторная работа № 6. Монтаж светильников с газоразрядными
лампами высокого и низкого давления
6. Лабораторная работа №7. Сборка и проверка схемы управления
асинхронным двигателем с обеспечением его прямого пуска
7. Лабораторная работа №8. Сборка и проверка схемы управления
асинхронным двигателем с обеспечением его пуска с
переключением обмотки статора со звезды на треугольник
8. Лабораторная работа №9. Сборка и проверка схемы управления
асинхронным двигателем с обеспечением его прямого пуска и
динамического торможения в функции времени
9. Лабораторная работа №10. Сборка и проверка схемы управления
асинхронным двигателем с обеспечением его прямого пуска и
реверса
10. Лабораторная работа №11. Настройка и проверка схемы тепловой
защиты асинхронного двигателя, основанной на использовании
электротеплового реле
11. Лабораторная работа №12. Сборка и проверка схемы максимальной
токовой защиты асинхронного двигателя, основанной на
использовании автоматического выключателя
12. Лабораторная работа №13. Определение зависимостей,
характеризующих явления при стекании тока в землю через
защитный заземлитель
13. Лабораторная работа №14. Натурное моделирование зануления
электрооборудования
14. Лабораторная работа №15. Измерение сопротивления заземления
15.
16.
Лабораторная работа № 16. Натурное моделирование защитного
заземления, самозаземления электрооборудования
Литература
6
23
36
57
75
90
104
120
131
144
155
163
172
180
189
200
Стр.5
Лабораторная работа №1. Составление и чтение схем
электроустановок. Условные буквенно-цифровые обозначения в
электрических схемах
Цель работы: Усвоить основные правила составления и чтения схем
электроустановок
1
Общие сведения
1.1 Виды и типы схем
Схемой называется специальный чертёж, на котором условными
графическими обозначениями показаны все электрические, гидравлические,
пневматические и другие составные части (элементы) устройств, цепи
взаимосвязей между элементами в устройствах и сведения о их монтаже и
эксплуатации.
В зависимости от вида элементов, входящих в устройство, различают
следующие виды схем:
- кинематические – К;
- пневматические – П;
- гидравлические – Г;
- электрические – Э;
- комбинированные – С.
В зависимости от назначения различают следующие типы схем:
- структурные - показывают основные функциональные части устройства,
их назначение и взаимосвязь, выполняются в стадиях, предшествующих
разработке схем других типов, и используются для ознакомления с
устройством;
- функциональные – показывают отдельные процессы, происходящие в
цепях устройств (установок), и используются при изучении их общего
принципа действия;
- принципиальные (полные) – служат основанием для разработки
конструкторской документации. На них приводятся все элементы и связи
между элементами и они дают детальное представление о принципе действия
устройства;
- соединений (монтажные) – показывают связи между элементами
устройства, чем они осуществляются (провода, жгуты, трубопроводы), а также
места присоединений и вводов. Схемы соединений используются при
разработке конструкторской документации, и в первую очередь
конструкторских чертежей, определяющих расположение и способы крепления
проводов, жгутов, кабелей, трубопроводов, аппаратов и др.;
- подключения – показывают внешнее подключение устройств;
- общие – показывают составные части комплексов и соединения их
между собой на месте эксплуатации;
6
Стр.6