Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Стилистическое оформление письменных научных текстов (110,00 руб.)

0   0
АвторыГаврилов Виктор Викторович
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц56
ID807609
АннотацияВ методических рекомендациях представлен материал для работы на практических занятиях по дисциплине «Стилистическое оформление письменных научных текстов». В них определено содержание работы студента по подготовке к занятиям, представлены планы практических занятий, учебно-методическое и программное обеспечение. Методические рекомендации предназначены прежде всего студентам направлений подготовки 44.04.01 Педагогическое образование; 44.04.02 Психолого-педагогическое образование. Материалы могут быть использованы преподавателями вуза для осуществления контроля самостоятельной работы студентов.
Стилистическое оформление письменных научных текстов : методические указания по изучению курса : направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, 44.04.02 Психолого-педагогическое образование / В.В. Гаврилов .— Сургут : РИО СурГПУ, 2022 .— 56 с. — URL: https://rucont.ru/efd/807609 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Стилистическое_оформление_письменных_научных_текстов.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стилистическое_оформление_письменных_научных_текстов.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Филологический факультет Кафедра филологического образования и журналистики СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПИСЬМЕННЫХ НАУЧНЫХ ТЕКСТОВ Методические рекомендации по изучению курса Направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование 44.04.02 Психолого-педагогическое образование УРОВЕНЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Магистратура Сургут, 2022 – 1 –
Стр.1
УДК 81'38(078)+ 811.161.1’38(078) ББК 81.055.5в683я81+81.411.2-55я81 С 80 Печатается по рекомендации отдела мониторинга качества обучения БУ «Сургутский государственный педагогический университет» на заседании кафедры филологического образования и журналистики 28 февраля 2022 года, протокол № 7 Методические рекомендации обсуждены Рецензент: Бреусова Е.И., кандидат филологических наук, доцент кафедры филологического образования и журналистики, БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Стилистическое оформление письменных научных текстов : методические указания по изучению курса : направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, 44.04.02 Психолого-педагогическое образование / Департамент образования и науки Ханты-Мансийского Автономного округа – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет» / составитель В. В. Гаврилов. – Сургут : РИО СурГПУ, 2022. – 55 [1] с. – Текст : непосредственный. В методических рекомендациях представлен материал для работы на практических занятиях по дисциплине «Стилистическое оформление письменных научных текстов». В них определено содержание работы студента по подготовке к занятиям, представлены планы практических занятий, учебно-методическое и программное обеспечение. Методические рекомендации предназначены прежде всего студентам направлений подготовки 44.04.01 Педагогическое образование; 44.04.02 Психолого-педагогическое образование. Материалы могут быть использованы преподавателями вуза для осуществления контроля самостоятельной работы студентов. УДК 81'38(078)+ 811.161.1’38(078) ББК 81.055.5в683я81+81.411.2-55я81 © БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2022 – 2 –
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ .......................................................................................... 4 ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................. 11 Учебный элемент I. Культура речи ............................................................ 13 Учебный элемент II. Научный стиль (общая характеристика) ................ 20 Учебный элемент III. Редактирование научного текста ........................... 25 Учебный элемент IV. Структура научного текста .................................... 31 Учебный элемент V. Оформление отдельных видов текстового материала .................................................................................. 36 Учебный элемент VI. Правила оформления цитат ................................... 41 Учебный элемент VII. Применение современных коммуникативных технологий для академического и профессионального взаимодействия ....................................................... 44 Учебный элемент VIII. Презентация научного проекта ........................... 49 Учебно-методическое и программное обеспечение ................................. 53 – 3 –
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ Курс «Стилистическое оформление письменных научных текстов» занимает важное место в практической подготовке будущих педагогов. Прослушав курс, они приобретают знания, которые содействуют формированию компетенций, необходимых для профессиональной педагогической деятельности. Курс дает толчок к дальнейшему развитию, мотивирует к совершенствованию своего мастерства, а значит, позволит успешно продвигаться по карьерной лестнице. Курс разработан с учетом ФГОС ВО 3++, относится к обязательной части учебного плана и призван не только содействовать формированию компетенций в соответствии с образовательным стандартом, но и показать обучающимся пути реализации в научной деятельности. Изучение названной дисциплины базируется на сформированных образовательных результатах, полученных обучающимися на предыдущих этапах обучения (в том числе и в бакалавриате) при изучении дисциплин «Современные проблемы науки и образования», «Методология и методы научного исследования», «Современные подходы в научных исследованиях в предметной области (научный семинар)» и прохождении научно-исследовательской практики. Изучение дисциплины «Стилистическое оформление письменных научных текстов» предшествует прохождению преддипломной практики, а также подготовке выпускной квалификационной работы. Студенты учатся формулировать вопросы, касающиеся собственного места в научной деятельности, определяют для себя приоритетные направления образовательных стандартов с точки зрения теории и практики. При подготовке указаний мы опирались на интернет-ресурсы, содержащие материалы, связанные с подготовкой научных текстов. Отличие настоящих указаний состоит в том, что они учитывают те требования к самостоятельной работе студентов и те формы контроля, которые используются в Сургутском государственном педагогическом университете. Цель курса – развитие у студентов навыков применения современных коммуникативных технологий для академического и профессионального взаимодействия. Задачи курса: 1. Углубить представление об основных особенностях научных текстов, структурно-композиционной специфике, требованиях по их созданию (применительно к магистерской ВКР). – 4 –
Стр.4
2. Способствовать развитию у студентов навыков подготовки собственных научных текстов в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к текстам такого рода. 3. Способствовать развитию навыков анализа, оценки и редактирования научных текстов, приведения их в соответствие с нормами, стандартами, технологическими требованиями. Процесс освоения дисциплины направлен на формирование следующей компетенции:  способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия (УК-4). В результате изучения дисциплины обучающийся должен овладеть следующими компонентами компетенций: знать:  основные характеристики научного стиля;  типы нормы;  особенности реализации норм русского языка в научном тексте;  основные элементы структуры текста. Уметь:  оформлять материалы собственного исследования в соответствии с нормами научного стиля и критериями качества научноисследовательского текста;  редактировать научный текст в соответствии с предъявляемыми требованиями;  использовать языковые средства (лексические, морфологические, синтаксические) при создании научных текстов. Владеть:  современными коммуникативными технологиями для академического и профессионального взаимодействия;  методами и способами изложения научной информации. Иметь опыт:  презентации результатов научного исследования;  создания оригинального научного текста. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, из них: – контактная работа (лекционные занятия, практические занятия, интерактивные формы занятий, текущий и рубежный контроль): 18 часов, самостоятельная работа: 54 часа. – 5 –
Стр.5
Курс дает возможность, опираясь на полученные теоретические сведения, попробовать себя в качестве исследователя. Формы организации учебного процесса Курс «Стилистическое оформление научного исследования» рекомендуется магистрантам первого года обучения, когда они активно и сознательно включаются в процесс научно-исследовательской работы. Работа курса предполагает предметное рассмотрение теоретического материала по функциональной стилистике в сочетании с интенсивной аналитической работой магистрантов по составлению и редактированию научных текстов. В соответствии с этим весь объем учебного материала рассредоточен по функционально-тематическим модулям, освоение каждого из которых осуществляется в режиме непрерывной аттестации, а завершается различными формами рубежного контроля. При этом любая форма самостоятельной работы магистранта (подготовка доклада, рецензирование, реферирование) подлежит балльной градуировке, оценивается на групповых и индивидуальных занятиях и складывается в индивидуальный рейтинг магистранта. В процессе освоения учебного материала предполагаются разнообразные формы организации учебной деятельности, направленные на развитие навыков оформления научного текста. На финальном этапе изучения всего курса проводится итоговый контроль в форме контрольной работы. Основными формами организации учебного процесса являются лекционные и практические занятия и самостоятельная работа студентов на занятии. Самостоятельная работа предполагает самостоятельное изучение небольших объемов теоретического материала, который базируется на ранее приобретенных знаниях, а также закрепление умений и навыков, приобретенных в ходе практических занятий (речевые упражнения, работа с кейсами, мультимедийные презентации, ролевые и деловые игры). Формы и виды контроля Текущий контроль: письменные работы, устный ответ на практических занятиях, дискуссия. Рубежный контроль: контрольная работа. Промежуточный контроль: зачет (контрольная работа). В ходе освоения материала предполагается индивидуальное консультирование магистрантов по проблемам, связанным с оформлением промежуточных результатов их собственной исследовательской деятельности. – 6 –
Стр.6
логии Образовательные и информационно-коммуникационные техноПри реализации различных видов учебной работы на занятиях используются различные, в том числе интерактивные формы учебных занятий, а именно: технология самостоятельной работы; технология развития критического мышления; учебная конференция; проблемная лекция и др. Описание материально-технической базы Компьютерный класс, мультимедийные средства, материалы методического кабинета, ресурсы библиотеки и образовательного портала и т.д. – 7 –
Стр.7
Компетенции Способность применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном (ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия (УК-4). Знание Умение Знать основные характеристики научного стиля. Знать типы нормы. Знать особенности реализации норм русского языка в научном тексте. Знать основные элементы структуры текста. Уметь редактировать научный текст в соответствии с предъявляемыми требованиями. Уметь использовать языковые средства (лексические, морфологические, синтаксические) при создании научных текстов. Уметь оформлять материалы собственного исследования в соответствии с нормами научного стиля и критериями качества научно-исследовательского текста. Опыт Владеть современными коммуникативными технологиями для академического и профессионального взаимодействия. Владеть методами и способами изложения научной информации. Владеть навыками создания презентации научных проектов. Иметь опыт создания оригинального научного текста. Учебные элементы УЭ 1.1.1. Основные характеристики научного стиля. УЭ 1.1.2. Описание основных характеристик научного стиля. УЭ 1.2.1. Понятия «культура речи», «нормы литературного языка». УЭ 1.2.2. Типы нормы. УЭ 1.2.3. Особенности реализации норм русского языка в научном тексте. УЭ 1.3.1. Термин «языковые средства» в научном тексте. УЭ 1.3.2. Языковые средства (лексические, морфологические, синтаксические), используемые в научных текстах. УЭ 1.3.3. Редактирование научного текста в соответствии с предъявляемыми требованиями УЭ 1.4.1. Структура научного текста. УЭ 1.4.2. Основные элементы структуры научного текста. УЭ 1.5.1. Правила написания количественных и порядковых числительных УЭ 1.5.2. Правила оформления таблиц. УЭ 1.6.1. Понятие «цитата» УЭ 1.6.2. Правила оформления цитат. – 8 –
Стр.8
Продолжение Компетенции Знание Умение Опыт Учебные элементы УЭ 1.7.1. Определения понятий «тезис», «аргумент», «доказательство», «опровержение». УЭ 1.7.2. Современные коммуникативные технологии для академического и профессионального взаимодействия. УЭ 1.7.3. Методы и способы изложения научной информации (индуктивный, дедуктивный методы, метод аналогии, ступенчатый, исторический, концентрический способы). УЭ 1.7.4. Создание оригинального научного текста. УЭ 1.8.1. Основные этапы презентации научного проекта. УЭ 1.8.2. Создание презентации научных проектов. – 9 –
Стр.9
Соотношение объема аудиторной и самостоятельной работы оценивается как 40% к 60%. При проведении аудиторных занятий используются различные активные методы обучения. Назовем некоторые из них: 1. Работа в группах. Этот вид занятия готовится и проводится с целью обобщения полученных знаний по теме. Студенты делятся на группы (от двух до четырех групп в зависимости от сложности задания). В качестве итогового задания студенты предлагают критерии оценки научного текста, описывают элементы алгоритма. 2. Группа-обсерватория (англ. observer – обозреватель) объединение студентов в рамках образовательного пространства университета при решении одной из поставленных педагогом исследовательской задачи. Данная работа связана с обозрением необходимого для выполнения задания научного материала. Объединения являются подвижными, незафиксированными образованиями. Акцент делается на инициативу студентов. Педагог выполняет консультирующую функцию. 3. Виртуальное проектирование («лаборатория на дому») – данная форма внеаудиторной самостоятельной работы предполагает высокую степень активности студента, который выступает как субъект обучения. В сети Интернет создается «учебная домашняя страница», на которой размещаются результаты практической деятельности студентов, происходит их обсуждение. На занятиях преподаватель оценивает устное выступление и работу в группах. Знания студентов оцениваются по результатам работы на занятиях и итоговой контрольной работе. Промежуточная аттестация по курсу осуществляется в форме подготовки анализа научного текста (текст предлагается преподавателем). Критерии оценки письменной работы: соблюдение требований к подготовке текста, аргументированность, четкая собственная позиция, умение ссылаться на факты, привлекать дополнительную информацию, раскрытие заявленной проблемы. На итоговой контрольной работе студенты должны продемонстрировать умение оформлять текст с учетом требований, видеть его формальные достоинства и недостатки. Критерии оценки: грамотный текст, понимание требований, предъявляемых к научному тексту. Изучив курс, студенты способны анализировать научный текст с точки зрения современных требований, грамотно оформлять собственный текст научного стиля, а также представлять его публично. – 10 –
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ