ISSN 1680-1709 (print)
ISSN 2713-0630 (online)
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
ВЕСТНИК
ЧУВАШСКОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА
ИМ. И. Я. ЯКОВЛЕВА
Научный журнал
№ 2(119)
июнь – сентябрь 2023 г.
Учредитель
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Чувашский государственный
педагогический университет
им. И. Я. Яковлева»
Издается с ноября 1997 г.
Периодичность выхода –
4 номера в год
Зарегистрирован в Федеральной
службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(свидетельство о регистрации
ПИ № ФС77-58093 от 20.05.2014)
Включен в Перечень рецензируемых
научных журналов и изданий,
в которых должны быть
опубликованы основные
научные результаты диссертаций
на соискание ученых степеней
доктора и кандидата наук
Подписной индекс в каталоге
«Пресса России» 39898
Адрес издателя:
428000, г. Чебоксары,
ул. К. Маркса, 38
Адрес редакции:
428000, г. Чебоксары,
Президентский бульвар, 19А
Тел.: (8352) 22-28-71, доб. 1182
E-mail: redak_vestnik@chgpu.edu.ru
www: http://vestnik.chgpu.edu.ru
© Чувашский государственный
педагогический университет
им. И. Я. Яковлева, 2023
Главный редактор В. Н. Иванов, д-р пед. наук, профессор
Ответственный редактор Л. Н. Улюкова
Редакционная коллегия:
редакционный совет:
Адягаши К., д-р филол. наук, профессор (г. Дебрецен, Венгрия);
Автухович Т. Е., д-р филол. наук, профессор (г. Гродно, Беларусь);
Байрам Б., д-р филол. наук, доцент (г. Кыркларэли, Турция);
Болбас В. С., д-р пед. наук, профессор (г. Мозырь, Беларусь);
Дыбо А. В., д-р филол. наук, профессор (г. Москва);
Катермина В. В., д-р филол. наук, профессор (г. Краснодар);
Кожанов И. В., д-р пед. наук, доцент (г. Чебоксары);
Кусаль К. Ч., д-р филол. наук, профессор (г. Лодзь, Польша);
Луутонен Й., PhD, адъюнкт-профессор (г. Турку, Финляндия);
Мотова Г. Н., д-р пед. наук, доцент (г. Йошкар-Ола);
Мухтарова Ш. М., д-р пед. наук, доцент (г. Караганда, Казахстан);
Сааринен С., PhD, профессор (г. Турку, Финляндия);
Тер-Минасова С. Г., д-р филол. наук, профессор (г. Москва);
Хрисанова Е. Г., д-р пед. наук, профессор (г. Чебоксары);
Шаклеин В. М., д-р филол. наук, профессор (г. Москва);
члены редакционной коллегии:
Гурьев А. С., PhD, постдокторант (г. Женева, Швейцария);
Драндров Г. Л., д-р пед. наук, профессор (г. Чебоксары);
Дурмуш О., д-р филол. наук, доцент (г. Эдирне, Турция);
Жамсаранова Р. Г., д-р филол. наук, доцент (г. Чита);
Закиев М. З., д-р филол. наук, профессор (г. Казань);
Зиновьева Е. И., д-р филол. наук, профессор (г. Санкт-Петербург);
Иванова А. М., д-р филол. наук, доцент (г. Чебоксары);
Кельмаков В. К., д-р филол. наук, профессор (г. Ижевск);
Ломакина О. В., д-р филол. наук, профессор (г. Москва);
Масалимова А. Р., д-р пед. наук, доцент (г. Казань);
Мудрак О. А., д-р филол. наук, профессор (г. Москва);
Мышкина А. Ф., д-р филол. наук, профессор (г. Чебоксары);
Пьянзин А. И., д-р пед. наук, профессор (г. Чебоксары);
Сарбаш Л. Н., д-р филол. наук, профессор (г. Чебоксары);
Старыгина Н. Н., д-р филол. наук, профессор (г. Йошкар-Ола);
Фахрутдинова Г. Ж., д-р пед. наук, профессор (г. Казань);
Янурик С., PhD, старший преподаватель (г. Будапешт, Венгрия).
Стр.3
Content / Содержание
Киселев Г. М.,
Червова А. А.
Кожанов И. В.,
Коршунова Н. М.,
Харитонов М. Г.
Левина Е. Ю.,
Калимуллина О. А.,
Стукалова О. В.
Левина Е. Ю.,
Шибанкова Л. А.
Романова Т. Н.,
Федорова Н. А.,
Евдокимова О. К.
Рязанова З. Б.
Ситнова А. А.
Смирнова Н. В.
Соловова Н. В.,
Калмыкова Д. А.,
Суханкина Н. В.
Стукалова О. В.,
Прокофьева Е. Н.
Трофимова И. Г.,
Агафонова Г. З.,
Васильева Л. Н.
Федорова С. Н.,
Волкова А. Б.
Фоминых С. О.,
Софронова Е. Ю.
Фортова Л. К.,
Фабриков М. С.
Харитонов М. Г.,
Кожанов И. В.
Шимичев А. С.
Формирование информационной культуры бакалавров психолого-педагогического
образования средствами лабораторного
практикума …………………………………...………………….. 92
Этнокультурная социализация будущих учителей иностранных
языков в период обучения в вузе ………………………….. 100
Человекосообразное образование: новое видение и пути реализации
концепта …………………………………...…………… 107
Эволюция трендов образования и новые шаги развития российских
университетов ………………………...……………….. 117
Лингвокультурологический аспект изучения лексики в профессиональной
подготовке иностранных студентов – будущих специалистов
по русской филологии ……………………………… 127
Организация занятий по образовательной робототехнике как
средство формирования основ инженерно-технического мышления
у детей дошкольного возраста …………………………... 135
Детские общественные объединения: от пионерии к Российскому
движению детей и молодежи «Движение первых». История
становления и развития ………………………………….. 142
Педагогические условия формирования гражданской идентичности
младших школьников в культурно-образовательной среде 152
Индивидуальные образовательные траектории: конструирование
и образовательные результаты ………………………….. 160
Развитие коммуникационной среды университета как условие
создания образовательной экосистемы ………………………... 170
Студенческая научно-практическая конференция на иностранном
языке на техническом факультете как компонент профессиональной
подготовки будущего инженера ………………….. 179
Профессиональная подготовка будущих логопедов в условиях
цифровой образовательной среды вуза ………………………... 186
Некоторые аспекты подготовки будущего учителя физики
к работе по развитию познавательных интересов школьников 194
Модель воспитания правовой культуры студентов …………... 200
Просветительская деятельность И. Я. Яковлева ………………. 207
Надпрофессиональные компетенции учителя иностранного
языка при организации межкультурного взаимодействия …… 213
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ ………………………………………………………… 220
227
Стр.228