УДК 340+342
ББК 67.0+67.400
Х15
Учредитель: В. Завадников
Редактор: Ю. Кузнецов
Издатель: А. Куряев
Перевод с английского:
Б. Пинскер (гл. 1—11), А. Кустарев (гл. 12—18)
Научный редактор: А. Куряев
Х15
Хайек, Фридрих фон.
Право, законодательство и свобода. Современное понимание либеральных
принципов справедливости и политики / Ф. Хайек ; пер. с англ. Б. Пинскера,
А. Кустарева. — Эл. изд. — 1 файл pdf : 645 с. — Москва ; Челябинск : Социум,
2020. — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions
4.5; экран 10". — Текст : электронный.
ISBN 978-5-91603-729-6
Фридрих Август фон Хайек (1899—1992), лауреат Нобелевской премии по экономике
1974 г., был одним из наиболее ярких представителей классического либерализма.
В настоящее время он считается классиком не только экономической, но и политической
мысли и в таком качестве пользуется признанием не только классических либералов, но
и консерваторов, а также представителей других политических течений. Книга «Право,
законодательство и свобода» является наиболее развернутым изложением идей Хайека
относительно эволюции социальных норм и институтов. Существующие правила и обычаи,
институты собственности и контракта, а также такие ценности, как честность и мир, укоренились
в обществе в силу своей целесообразности. Но мы не вполне понимаем, как они
работают; они установились сами, а не благодаря сознательным усилиям людей. Именно
потому, что связь между индивидуальным поведением и всеобъемлющим порядком так
трудно поддается предсказанию, не следует думать, что, заставляя людей действовать
определенным образом, можно создать действительно жизнеспособное общество. На
социально-политической концепции автора основывается его доктрина конституционализма,
весьма оригинальная и при этом критическая по отношению к существующим
институтам либерально-демократического государства.
Книга рассчитана на философов, экономистов, политологов, правоведов — как теоретиков,
так и практиков. Она также будет неоценимым пособием для всех изучающих
современную политическую мысль.
УДК 340+342
ББК 67.0+67.400
Электронное издание на основе печатного издания: Право, законодательство и свобода.
Современное понимание либеральных принципов справедливости и политики / Ф. Хайек;
пер. с англ. Б. Пинскера, А. Кустарева. — Москва ; Челябинск : Социум, 2020. — 644 с. —
ISBN 978-5-91603-128-7 — Текст : непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими
средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя
возмещения убытков или выплаты компенсации.
ISBN 978-5-91603-729-6
© АНО «Институт распространения
информации по социальным
и экономическим наукам», 2007
Стр.5
содержАние
ОТ ИзДАТеля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Книга I. ПРАВиЛА и ПОРЯДОК
ПРеДИСлОВИе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
ВВеДеНИе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Глава 1. РАзУМ И ЭВОлЮцИя . . . . . . . . . . . . . 27
Конструирование и эволюция . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Принципы картезианского рационализма. . . . . . . . . . . . . 28
Постоянные ограничения нашего знания фактов. . . . . . . . . . 31
Знание фактов и наука . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Одновременная эволюция ума и общества: роль правил. . . . . . . 36
Ложная дихотомия «естественное»/«искусственное» . . . . . . . 39
Возникновение эволюционного подхода . . . . . . . . . . . . . . 40
Живучесть конструктивизма в современной научной мысли . . . . 43
Наш антропоморфный язык . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
Разум и абстракция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Почему крайние формы конструктивистского реализма регулярно
приводят к бунту против разума . . . . . . . . . . . . . . 50
Глава 2. КОСМОС И ТАКСИС . . . . . . . . . . . . . . 53
Концепция порядка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
Два источника порядка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Отличительные свойства стихийного порядка . . . . . . . . . . 56
Стихийные порядки в природе . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
В обществе доверие к стихийному порядку одновременно
и умножает, и ограничивает возможности управления . . . . . 59
Стихийный порядок возникает благодаря тому, что его
элементы подчиняются определенным правилам поведения . . . 61
Стихийный порядок общества создается людьми
и организациями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
Правила стихийного порядка и правила организации . . . . . . . 66
Термины «организм» и «организация» . . . . . . . . . . . . . . 70
Глава 3. ПРИНцИПы И целеСООБРАзНОСТь . . . . . 73
Личные цели и коллективные выгоды . . . . . . . . . . . . . . . 73
Свободу можно сохранить, только следуя принципам, а подчинение
требованиям целесообразности ее разрушает . . . . . . . . . 74
В политике «необходимость» — это, как правило,
результат прошлых решений . . . . . . . . . . . . . . . . 77
Содержание
Стр.10
Опасность придания большего значения предсказуемым,
а не просто возможным последствиям наших действий . . . . . 79
Ложный реализм и мужество, требующееся,
чтобы размышлять об утопии . . . . . . . . . . . . . . . . 81
Роль юриста в политической эволюции . . . . . . . . . . . . . . 83
Современное развитие права направлялось, главным образом,
ложной экономической теорией. . . . . . . . . . . . . . . . 85
Глава 4. МеНяЮщАяСя КОНцеПцИя зАКОНА . . . . . 91
Право старше законодательства . . . . . . . . . . . . . . . . 91
Уроки этологии и культурной антропологии . . . . . . . . . . . 93
Процесс облечения установившихся практик в слова . . . . . . . . 95
Правила фактические и нормативные . . . . . . . . . . . . . . 98
Закон в древности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
Классическая и средневековая традиция . . . . . . . . . . . . .101
Отличительные свойства закона, возникающего
на основе обычая и прецедента . . . . . . . . . . . . . . . 104
Почему зрелый закон нуждается в корректировке
со стороны законодателя . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
Происхождение законодательных органов. . . . . . . . . . . . 109
Лояльность и суверенитет . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
Глава 5. NomoS: зАКОН СВОБОДы . . . . . . . . . . 113
Функции судьи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .113
Чем задача судьи отличается от задачи главы организации . . . . .116
Цель судопроизводства — поддержание существующего
порядка действий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .117
«Действия по отношению к другим» и защита ожиданий. . . . . 120
В динамичном порядке действий могут быть защищены
лишь некоторые ожидания . . . . . . . . . . . . . . . . . .121
Максимальное совпадение ожиданий достигается
при установлении границ защищенной сферы интересов . . . 125
Общая проблема влияния ценностей на факты . . . . . . . . . 128
«Цель» закона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
Формулирование закона и предсказуемость судебных решений . . 133
Функция судьи ограничена стихийным порядком . . . . . . . . .137
Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
Глава 6. THESIS: зАКОН зАКОНОДАТельНОй
ДеяТельНОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . 143
Законотворчество возникло из необходимости
установления правил организации . . . . . . . . . . . . . 143
Закон и статут: проведение закона в жизнь
и исполнение приказов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
Законодательство и теория разделения властей . . . . . . . . 147
10
Право, законодательство и свобода
Стр.11
Правительственные функции представительных органов . . . . 148
Частное право и публичное право . . . . . . . . . . . . . . . 150
Конституционное право . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
Финансовое законодательство . . . . . . . . . . . . . . . . . .155
Административное право и охрана правового порядка . . . . . . 156
«Меры» экономической политики . . . . . . . . . . . . . . . . 158
Трансформация частного права в публичное с помощью
«социального» законодательства . . . . . . . . . . . . . . 160
Интеллектуальный перекос законодательного собрания,
поглощенного делами правительства . . . . . . . . . . . . 162
Книга II. МиРАж сОциАЛьнОй сПРАВЕДЛиВОсТи
ПРеДИСлОВИе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
Глава 7. ОБщее БлАГОСОСТОяНИе
И чАСТНые зАДАчИ . . . . . . . . . . . . . 169
В общем случае для свободного общества благо,
если его граждане могут беспрепятственно
стремиться к собственным целям . . . . . . . . . . . . . 169
Общий интерес и коллективные блага . . . . . . . . . . . . . 173
Правила и неведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .176
Значимость абстрактных правил как ориентиров
в мире со многими неизвестными . . . . . . . . . . . . . . 179
Воля и мнение, цели и ценности, распоряжения и правила,
и другие терминологические вопросы . . . . . . . . . . . . 180
Абстрактные правила выступают в качестве
основных ценностей, потому что служат
неустановленным особым целям . . . . . . . . . . . . . . 183
Конструктивисткое заблуждение утилитаризма . . . . . . . . 185
Правила поведения следует серьезно критиковать
или улучшать только в рамках данной системы правил. . . . .191
«Обобщение», или проверка на универсализуемость . . . . . . . 195
Правила могут выполнять свои функции только
при длительном применении . . . . . . . . . . . . . . . . 196
Глава 8. В ПОИСКАХ СПРАВеДлИВОСТИ . . . . . . . 199
Справедливость — свойство человеческого поведения . . . . . . . 199
Справедливость и право . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202
В общем случае правила справедливого поведения
представляют собой запрет на несправедливое поведение . . . 203
Отрицательны не только правила справедливого поведения,
но и критерий их справедливости . . . . . . . . . . . . . 207
Значение отрицательного характера критерия
несправедливости. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .211
Содержание
11
Стр.12
Идеология правового позитивизма . . . . . . . . . . . . . . . 213
«Чистая теория права» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217
Право и нравственность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225
«Естественное право» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 227
Закон и суверенитет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 229
Глава 9. «СОцИАльНАя», ИлИ
РАСПРеДелИТельНАя,СПРАВеДлИВОСТь . 231
Концепция «социальной справедливости». . . . . . . . . . . . 231
Завоевание воображения общества идеей
«социальной справедливости» . . . . . . . . . . . . . . . 234
Неприложимость концепции справедливости
к результатам стихийного процесса . . . . . . . . . . . . 237
Логическое обоснование экономической игры,
в которой справедливым может быть
только поведение игроков, но не результат . . . . . . . . . 239
Сомнительная необходимость верить
в справедливость вознаграждения. . . . . . . . . . . . . . 242
Не существует «ценности для общества» . . . . . . . . . . . 243
Что означает «социальный»? . . . . . . . . . . . . . . . . . 247
«Социальная справедливость» и равенство . . . . . . . . . . . 248
«Равенство возможностей» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 253
«Социальная справедливость» и свобода в рамках закона . . . . . 254
Пространственный предел «социальной справедливости» . . . . 256
Требования компенсации за неприятную работу. . . . . . . . . 260
Негодование из-за утраты привычных позиций . . . . . . . . . 261
Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264
Приложение к главе 9. СПРАВеДлИВОСТь
И ПРАВА челОВеКА. . . . . . . . . 269
Глава 10. РыНОчНый ПОРяДОК,
ИлИ КАТАллАКТИКА . . . . . . . . . . . . . 275
Природа рыночного порядка . . . . . . . . . . . . . . . . . . 275
Свободное общество — это плюралистическое общество,
не имеющее общей иерархии отдельных целей . . . . . . . . 277
Не будучи единой экономикой, Великое общество объединено
главным образом тем, что обычно именуют
экономическими отношениями . . . . . . . . . . . . . . . 279
Целью политики в обществе свободных людей
может быть только абстрактный порядок,
но не максимизация задуманного . . . . . . . . . . . . . . 281
Каталлактическая игра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282
При оценке приспособления к изменившимся обстоятельствам
неуместно сопоставление нового положения с прежним . . . . 287
12
Право, законодательство и свобода
Стр.13
Правила справедливого поведения защищают только
личную собственность, но не рыночную стоимость. . . . . . 289
Соответствие ожиданий обеспечивается
неисполнением некоторых ожиданий . . . . . . . . . . . . 290
Абстрактные правила справедливого поведения могут определять
только возможности, но не конкретные результаты . . . . . 292
В каталлактике особые распоряжения («вмешательство»)
создают беспорядок и не могут быть справедливыми . . . . . 294
Целью закона должно быть равное улучшение
возможностей для всех. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 296
В хорошем обществе возможности
каждого случайно взятого человека велики,
насколько это возможно . . . . . . . . . . . . . . . . . . 298
Глава 11. ДИСцИПлИНА АБСТРАКТНыХ ПРАВИл
И ЭМОцИИ ПлеМеННОГО ОБщеСТВА . . . 299
Погоня за недосягаемыми целями может помешать
достижению возможного . . . . . . . . . . . . . . . . . . 299
Причины возрождения племенного организационного мышления . . 300
Аморальные последствия усилий, вдохновляемых моралью . . . . 301
В Великом обществе так называемая
«социальная справедливость» превращается
в разрушительную силу . . . . . . . . . . . . . . . . . . 303
От заботы о самых обездоленных к защите
эгоистических интересов . . . . . . . . . . . . . . . . . 305
Попытки «исправить» порядок рынка ведут к его разрушению . . 308
Восстание против дисциплины абстрактных правил . . . . . . 309
Этика открытого и закрытого общества. . . . . . . . . . . . 310
Старый конфликт между преданностью и справедливостью . . . 314
Малая группа в Открытом обществе . . . . . . . . . . . . . 315
Важность добровольных ассоциаций . . . . . . . . . . . . . . 316
Книга III. ОБщЕсТВО сВОБОДныХ
ПРеДИСлОВИе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .321
Глава 12. МНеНИе БОльШИНСТВА
И СОВРеМеННАя ДеМОКРАТИя . . . . . . . 325
Разочарование в демократии растет. . . . . . . . . . . . . . 325
Неограниченная власть — порок большинства
современных демократий . . . . . . . . . . . . . . . . . 327
Истинное содержание демократического идеала . . . . . . . . . 329
Слабость выборного органа с неограниченной властью . . . . . . 332
Коалиции интересов и околоправительственный аппарат . . . . 337
Соглашение об общих правилах и частных мерах . . . . . . . . 341
Содержание
13
Стр.14
Глава 13. РАзДелеНИе ДеМОКРАТИчеСКИХ
ИНСТИТУТОВ ВлАСТИ . . . . . . . . . . . . 345
Утрата первоначальной трактовки функций
законодательного органа. . . . . . . . . . . . . . . . . . 345
Существующие представительные институты
были созданы для нужд правления,
а не законодательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 346
Органы, наделенные правом решать частные задачи,
не годятся для принятия законов . . . . . . . . . . . . . . 349
Современные законодательные органы на самом деле
заняты правительственной работой . . . . . . . . . . . . 351
Партии в роли законодателей ведут к разложению
демократического общества . . . . . . . . . . . . . . . . 355
Конструктивистский предрассудок: суверенитет . . . . . . . 357
Необходимое разделение власти в представительном собрании . . 359
Демократия или демархия? . . . . . . . . . . . . . . . . . . 362
Глава 14. ОБщеСТВеННый И чАСТНый СеКТОРы . . 365
Двойная задача правительства . . . . . . . . . . . . . . . . 365
Коллективные блага . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 367
Границы общественного сектора . . . . . . . . . . . . . . . . 370
Независимый сектор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 372
Налоги и размеры общественного сектора. . . . . . . . . . . . 375
Безопасность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 377
Монополия правительства на общественные службы . . . . . . 380
Информация и образование . . . . . . . . . . . . . . . . . . 383
Другие важные проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 385
Глава 15. ПРАВИТельСТВО И РыНОК . . . . . . . . . 387
Конкуренция имеет преимущества, даже если
она не совершенна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 387
Конкуренция как процедура открытия . . . . . . . . . . . . . 389
В отсутствие условий «совершенной» конкуренции
фирмы не могут вести себя так, как если бы
эти условия наличествовали . . . . . . . . . . . . . . . . 391
Преимущества свободного рынка. . . . . . . . . . . . . . . . 395
Конкуренция и рациональность . . . . . . . . . . . . . . . . 397
Размеры производства, концентрация и власть . . . . . . . . . 399
Политические аспекты экономической власти . . . . . . . . . 401
Когда монополия становится вредной . . . . . . . . . . . . . 405
Проблема антимонопольного законодательства. . . . . . . . . 406
Главная угроза — не личный, а групповой эгоизм . . . . . . . . . 409
Политические методы распределения доходови их последствия . . 414
Интересы, поддающиеся и не поддающиеся организации . . . . . 417
14
Право, законодательство и свобода
Стр.15
Глава 16. ИзВРАщеНИе ДеМОКРАТИчеСКОГО ИДеАлА:
ВыВОДы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 419
Извращение демократического идеала . . . . . . . . . . . . . 419
Демократия как сделка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 420
Игрушка в руках групповых интересов . . . . . . . . . . . . . 420
Законы против директив . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 421
Закон и произвол . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 422
От пристрастности к произволу . . . . . . . . . . . . . . . 424
Разделение власти как средство против
не связанного законом правления . . . . . . . . . . . . . . 425
Глава 17. МОДель КОНСТИТУцИИ. . . . . . . . . . . 427
Развитие представительных институтов
идет неверным путем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 427
В чем ценность идеализированной модели конституции? . . . . 429
Основные принципы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 430
Два представительных органа с различными функциями . . . . . 433
Дополнительные замечания о представительстве
возрастных групп . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 438
Правительственное собрание . . . . . . . . . . . . . . . . . 440
Конституционный суд . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 441
Общая структура власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . 443
Чрезвычайное положение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 445
Разделение финансовых полномочий . . . . . . . . . . . . . . 446
Глава 18. СДеРЖИВАНИе ВлАСТИ
И РАзВеНчАНИе ПОлИТИКИ . . . . . . . . 449
Ограниченная и неограниченная власть . . . . . . . . . . . . . 449
Мир, свобода и справедливость: три великих отрицания. . . . . 451
Централизация и децентрализация . . . . . . . . . . . . . . 453
Верховенство большинства против верховенства закона,
одобренного большинством. . . . . . . . . . . . . . . . . 454
Моральная неразбериха и вырождение языка . . . . . . . . . . 457
Демократическая процедура и цели эгалитаризма . . . . . . . . 458
Государство и общество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 460
Игра по правилам никогда не ведет к одинаковым
для всех результатам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 463
Околоправительственная активность
групповых интересов
и гипертрофия правительства . . . . . . . . . . . . . . . 464
Неограниченная демократия и централизация . . . . . . . . . 466
Передача внутриполитических функций местным властям . . . 467
Отмена правительственной монополии на услуги . . . . . . . . 468
Развенчание политики .
.
Содержание
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. . . . . . 470
15
Стр.16
Эпилог. ТРИ ИСТОчНИКА
челОВечеСКИХ цеННОСТей . . . . . . . . 475
Ошибки социальной биологии . . . . . . . . . . . . . . . . . 475
Процесс культурной эволюции. . . . . . . . . . . . . . . . . 477
Эволюция самовоспроизводящихся сложных структур . . . . . . 480
Напластование правил поведения . . . . . . . . . . . . . . . 481
Привычные правила и экономический порядок . . . . . . . . . . 483
Дисциплина свободы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 485
Проявления подавленных первичных инстинктов . . . . . . . . 487
Эволюция, традиция и прогресс . . . . . . . . . . . . . . . . 490
Конструирование новой морали в угоду
старым инстинктам: Маркс . . . . . . . . . . . . . . . 491
Разрушение незаменимых ценностей в результате
научной ошибки: Фрейд . . . . . . . . . . . . . . . . . . 495
Поворот . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 497
ПРИМечАНИя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 499
ИМеННОй УКАзАТель . . . . . . . . . . . . . . . . . 611
ПРеДМеТНый УКАзАТель . . . . . . . . . . . . . . . 615
Стр.17