Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637035)
Контекстум
Электро-2024

Право, законодательство и свобода. Современное понимание либеральных принципов справедливости и политики (1980,00 руб.)

0   0
Первый авторХайек Фридрих фон
ИздательствоМ.: Социум
Страниц645
ID800037
АннотацияФридрих Август фон Хайек (1899—1992), лауреат Нобелевской премии по экономике 1974 г., был одним из наиболее ярких представителей классического либерализма. В настоящее время он считается классиком не только экономической, но и политической мысли и в таком качестве пользуется признанием не только классических либералов, но и консерваторов, а также представителей других политических течений. Книга «Право, законодательство и свобода» является наиболее развернутым изложением идей Хайека относительно эволюции социальных норм и институтов. Существующие правила и обычаи, институты собственности и контракта, а также такие ценности, как честность и мир, укоренились в обществе в силу своей целесообразности. Но мы не вполне понимаем, как они работают они установились сами, а не благодаря сознательным усилиям людей. Именно потому, что связь между индивидуальным поведением и всеобъемлющим порядком так трудно поддается предсказанию, не следует думать, что, заставляя людей действовать определенным образом, можно создать действительно жизнеспособное общество. На социально-политической концепции автора основывается его доктрина конституционализма, весьма оригинальная и при этом критическая по отношению к существующим институтам либерально-демократического государства.
Кому рекомендованоКнига рассчитана на философов, экономистов, политологов, правоведов — как теоретиков, так и практиков. Она также будет неоценимым пособием для всех изучающих современную политическую мысль.
ISBN978-5-91603-729-6
УДК340+342
ББК67.0+67.400
Хайек, Ф. . Право, законодательство и свобода. Современное понимание либеральных принципов справедливости и политики / Ф. . Хайек .— пер. с англ. Б. Пинскера, А. Кустарева. — Эл. изд. — Москва : Социум, 2020 .— 645 с. — 1 файл pdf : 645 с. — Москва ; Челябинск : Соци- ум, 2020. — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5; экран 10". — Текст : электронный. — ISBN 978-5-91603-729-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/800037 (дата обращения: 29.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Право,_законодательство_и_свобода._Современное_понимание_либеральных_принципов_справедливости_и_политики.pdf
УДК 340+342 ББК 67.0+67.400 Х15 Учредитель: В. Завадников Редактор: Ю. Кузнецов Издатель: А. Куряев Перевод с английского: Б. Пинскер (гл. 1—11), А. Кустарев (гл. 12—18) Научный редактор: А. Куряев Х15 Хайек, Фридрих фон. Право, законодательство и свобода. Современное понимание либеральных принципов справедливости и политики / Ф. Хайек ; пер. с англ. Б. Пинскера, А. Кустарева. — Эл. изд. — 1 файл pdf : 645 с. — Москва ; Челябинск : Социум, 2020. — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5; экран 10". — Текст : электронный. ISBN 978-5-91603-729-6 Фридрих Август фон Хайек (1899—1992), лауреат Нобелевской премии по экономике 1974 г., был одним из наиболее ярких представителей классического либерализма. В настоящее время он считается классиком не только экономической, но и политической мысли и в таком качестве пользуется признанием не только классических либералов, но и консерваторов, а также представителей других политических течений. Книга «Право, законодательство и свобода» является наиболее развернутым изложением идей Хайека относительно эволюции социальных норм и институтов. Существующие правила и обычаи, институты собственности и контракта, а также такие ценности, как честность и мир, укоренились в обществе в силу своей целесообразности. Но мы не вполне понимаем, как они работают; они установились сами, а не благодаря сознательным усилиям людей. Именно потому, что связь между индивидуальным поведением и всеобъемлющим порядком так трудно поддается предсказанию, не следует думать, что, заставляя людей действовать определенным образом, можно создать действительно жизнеспособное общество. На социально-политической концепции автора основывается его доктрина конституционализма, весьма оригинальная и при этом критическая по отношению к существующим институтам либерально-демократического государства. Книга рассчитана на философов, экономистов, политологов, правоведов — как теоретиков, так и практиков. Она также будет неоценимым пособием для всех изучающих современную политическую мысль. УДК 340+342 ББК 67.0+67.400 Электронное издание на основе печатного издания: Право, законодательство и свобода. Современное понимание либеральных принципов справедливости и политики / Ф. Хайек; пер. с англ. Б. Пинскера, А. Кустарева. — Москва ; Челябинск : Социум, 2020. — 644 с. — ISBN 978-5-91603-128-7 — Текст : непосредственный. В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации. ISBN 978-5-91603-729-6 © АНО «Институт распространения информации по социальным и экономическим наукам», 2007
Стр.5
содержАние ОТ ИзДАТеля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5 Книга I. ПРАВиЛА и ПОРЯДОК ПРеДИСлОВИе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 ВВеДеНИе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20 Глава 1. РАзУМ И ЭВОлЮцИя . . . . . . . . . . . . . 27 Конструирование и эволюция . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27 Принципы картезианского рационализма. . . . . . . . . . . . . 28 Постоянные ограничения нашего знания фактов. . . . . . . . . . 31 Знание фактов и наука . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34 Одновременная эволюция ума и общества: роль правил. . . . . . . 36 Ложная дихотомия «естественное»/«искусственное» . . . . . . . 39 Возникновение эволюционного подхода . . . . . . . . . . . . . . 40 Живучесть конструктивизма в современной научной мысли . . . . 43 Наш антропоморфный язык . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45 Разум и абстракция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47 Почему крайние формы конструктивистского реализма регулярно приводят к бунту против разума . . . . . . . . . . . . . . 50 Глава 2. КОСМОС И ТАКСИС . . . . . . . . . . . . . . 53 Концепция порядка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53 Два источника порядка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54 Отличительные свойства стихийного порядка . . . . . . . . . . 56 Стихийные порядки в природе . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57 В обществе доверие к стихийному порядку одновременно и умножает, и ограничивает возможности управления . . . . . 59 Стихийный порядок возникает благодаря тому, что его элементы подчиняются определенным правилам поведения . . . 61 Стихийный порядок общества создается людьми и организациями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64 Правила стихийного порядка и правила организации . . . . . . . 66 Термины «организм» и «организация» . . . . . . . . . . . . . . 70 Глава 3. ПРИНцИПы И целеСООБРАзНОСТь . . . . . 73 Личные цели и коллективные выгоды . . . . . . . . . . . . . . . 73 Свободу можно сохранить, только следуя принципам, а подчинение требованиям целесообразности ее разрушает . . . . . . . . . 74 В политике «необходимость» — это, как правило, результат прошлых решений . . . . . . . . . . . . . . . . 77 Содержание
Стр.10
Опасность придания большего значения предсказуемым, а не просто возможным последствиям наших действий . . . . . 79 Ложный реализм и мужество, требующееся, чтобы размышлять об утопии . . . . . . . . . . . . . . . . 81 Роль юриста в политической эволюции . . . . . . . . . . . . . . 83 Современное развитие права направлялось, главным образом, ложной экономической теорией. . . . . . . . . . . . . . . . 85 Глава 4. МеНяЮщАяСя КОНцеПцИя зАКОНА . . . . . 91 Право старше законодательства . . . . . . . . . . . . . . . . 91 Уроки этологии и культурной антропологии . . . . . . . . . . . 93 Процесс облечения установившихся практик в слова . . . . . . . . 95 Правила фактические и нормативные . . . . . . . . . . . . . . 98 Закон в древности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100 Классическая и средневековая традиция . . . . . . . . . . . . .101 Отличительные свойства закона, возникающего на основе обычая и прецедента . . . . . . . . . . . . . . . 104 Почему зрелый закон нуждается в корректировке со стороны законодателя . . . . . . . . . . . . . . . . . 107 Происхождение законодательных органов. . . . . . . . . . . . 109 Лояльность и суверенитет . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110 Глава 5. NomoS: зАКОН СВОБОДы . . . . . . . . . . 113 Функции судьи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .113 Чем задача судьи отличается от задачи главы организации . . . . .116 Цель судопроизводства — поддержание существующего порядка действий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .117 «Действия по отношению к другим» и защита ожиданий. . . . . 120 В динамичном порядке действий могут быть защищены лишь некоторые ожидания . . . . . . . . . . . . . . . . . .121 Максимальное совпадение ожиданий достигается при установлении границ защищенной сферы интересов . . . 125 Общая проблема влияния ценностей на факты . . . . . . . . . 128 «Цель» закона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130 Формулирование закона и предсказуемость судебных решений . . 133 Функция судьи ограничена стихийным порядком . . . . . . . . .137 Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140 Глава 6. THESIS: зАКОН зАКОНОДАТельНОй ДеяТельНОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . 143 Законотворчество возникло из необходимости установления правил организации . . . . . . . . . . . . . 143 Закон и статут: проведение закона в жизнь и исполнение приказов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145 Законодательство и теория разделения властей . . . . . . . . 147 10 Право, законодательство и свобода
Стр.11
Правительственные функции представительных органов . . . . 148 Частное право и публичное право . . . . . . . . . . . . . . . 150 Конституционное право . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153 Финансовое законодательство . . . . . . . . . . . . . . . . . .155 Административное право и охрана правового порядка . . . . . . 156 «Меры» экономической политики . . . . . . . . . . . . . . . . 158 Трансформация частного права в публичное с помощью «социального» законодательства . . . . . . . . . . . . . . 160 Интеллектуальный перекос законодательного собрания, поглощенного делами правительства . . . . . . . . . . . . 162 Книга II. МиРАж сОциАЛьнОй сПРАВЕДЛиВОсТи ПРеДИСлОВИе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167 Глава 7. ОБщее БлАГОСОСТОяНИе И чАСТНые зАДАчИ . . . . . . . . . . . . . 169 В общем случае для свободного общества благо, если его граждане могут беспрепятственно стремиться к собственным целям . . . . . . . . . . . . . 169 Общий интерес и коллективные блага . . . . . . . . . . . . . 173 Правила и неведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .176 Значимость абстрактных правил как ориентиров в мире со многими неизвестными . . . . . . . . . . . . . . 179 Воля и мнение, цели и ценности, распоряжения и правила, и другие терминологические вопросы . . . . . . . . . . . . 180 Абстрактные правила выступают в качестве основных ценностей, потому что служат неустановленным особым целям . . . . . . . . . . . . . . 183 Конструктивисткое заблуждение утилитаризма . . . . . . . . 185 Правила поведения следует серьезно критиковать или улучшать только в рамках данной системы правил. . . . .191 «Обобщение», или проверка на универсализуемость . . . . . . . 195 Правила могут выполнять свои функции только при длительном применении . . . . . . . . . . . . . . . . 196 Глава 8. В ПОИСКАХ СПРАВеДлИВОСТИ . . . . . . . 199 Справедливость — свойство человеческого поведения . . . . . . . 199 Справедливость и право . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202 В общем случае правила справедливого поведения представляют собой запрет на несправедливое поведение . . . 203 Отрицательны не только правила справедливого поведения, но и критерий их справедливости . . . . . . . . . . . . . 207 Значение отрицательного характера критерия несправедливости. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .211 Содержание 11
Стр.12
Идеология правового позитивизма . . . . . . . . . . . . . . . 213 «Чистая теория права» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217 Право и нравственность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225 «Естественное право» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 227 Закон и суверенитет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 229 Глава 9. «СОцИАльНАя», ИлИ РАСПРеДелИТельНАя,СПРАВеДлИВОСТь . 231 Концепция «социальной справедливости». . . . . . . . . . . . 231 Завоевание воображения общества идеей «социальной справедливости» . . . . . . . . . . . . . . . 234 Неприложимость концепции справедливости к результатам стихийного процесса . . . . . . . . . . . . 237 Логическое обоснование экономической игры, в которой справедливым может быть только поведение игроков, но не результат . . . . . . . . . 239 Сомнительная необходимость верить в справедливость вознаграждения. . . . . . . . . . . . . . 242 Не существует «ценности для общества» . . . . . . . . . . . 243 Что означает «социальный»? . . . . . . . . . . . . . . . . . 247 «Социальная справедливость» и равенство . . . . . . . . . . . 248 «Равенство возможностей» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 253 «Социальная справедливость» и свобода в рамках закона . . . . . 254 Пространственный предел «социальной справедливости» . . . . 256 Требования компенсации за неприятную работу. . . . . . . . . 260 Негодование из-за утраты привычных позиций . . . . . . . . . 261 Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264 Приложение к главе 9. СПРАВеДлИВОСТь И ПРАВА челОВеКА. . . . . . . . . 269 Глава 10. РыНОчНый ПОРяДОК, ИлИ КАТАллАКТИКА . . . . . . . . . . . . . 275 Природа рыночного порядка . . . . . . . . . . . . . . . . . . 275 Свободное общество — это плюралистическое общество, не имеющее общей иерархии отдельных целей . . . . . . . . 277 Не будучи единой экономикой, Великое общество объединено главным образом тем, что обычно именуют экономическими отношениями . . . . . . . . . . . . . . . 279 Целью политики в обществе свободных людей может быть только абстрактный порядок, но не максимизация задуманного . . . . . . . . . . . . . . 281 Каталлактическая игра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282 При оценке приспособления к изменившимся обстоятельствам неуместно сопоставление нового положения с прежним . . . . 287 12 Право, законодательство и свобода
Стр.13
Правила справедливого поведения защищают только личную собственность, но не рыночную стоимость. . . . . . 289 Соответствие ожиданий обеспечивается неисполнением некоторых ожиданий . . . . . . . . . . . . 290 Абстрактные правила справедливого поведения могут определять только возможности, но не конкретные результаты . . . . . 292 В каталлактике особые распоряжения («вмешательство») создают беспорядок и не могут быть справедливыми . . . . . 294 Целью закона должно быть равное улучшение возможностей для всех. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 296 В хорошем обществе возможности каждого случайно взятого человека велики, насколько это возможно . . . . . . . . . . . . . . . . . . 298 Глава 11. ДИСцИПлИНА АБСТРАКТНыХ ПРАВИл И ЭМОцИИ ПлеМеННОГО ОБщеСТВА . . . 299 Погоня за недосягаемыми целями может помешать достижению возможного . . . . . . . . . . . . . . . . . . 299 Причины возрождения племенного организационного мышления . . 300 Аморальные последствия усилий, вдохновляемых моралью . . . . 301 В Великом обществе так называемая «социальная справедливость» превращается в разрушительную силу . . . . . . . . . . . . . . . . . . 303 От заботы о самых обездоленных к защите эгоистических интересов . . . . . . . . . . . . . . . . . 305 Попытки «исправить» порядок рынка ведут к его разрушению . . 308 Восстание против дисциплины абстрактных правил . . . . . . 309 Этика открытого и закрытого общества. . . . . . . . . . . . 310 Старый конфликт между преданностью и справедливостью . . . 314 Малая группа в Открытом обществе . . . . . . . . . . . . . 315 Важность добровольных ассоциаций . . . . . . . . . . . . . . 316 Книга III. ОБщЕсТВО сВОБОДныХ ПРеДИСлОВИе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .321 Глава 12. МНеНИе БОльШИНСТВА И СОВРеМеННАя ДеМОКРАТИя . . . . . . . 325 Разочарование в демократии растет. . . . . . . . . . . . . . 325 Неограниченная власть — порок большинства современных демократий . . . . . . . . . . . . . . . . . 327 Истинное содержание демократического идеала . . . . . . . . . 329 Слабость выборного органа с неограниченной властью . . . . . . 332 Коалиции интересов и околоправительственный аппарат . . . . 337 Соглашение об общих правилах и частных мерах . . . . . . . . 341 Содержание 13
Стр.14
Глава 13. РАзДелеНИе ДеМОКРАТИчеСКИХ ИНСТИТУТОВ ВлАСТИ . . . . . . . . . . . . 345 Утрата первоначальной трактовки функций законодательного органа. . . . . . . . . . . . . . . . . . 345 Существующие представительные институты были созданы для нужд правления, а не законодательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 346 Органы, наделенные правом решать частные задачи, не годятся для принятия законов . . . . . . . . . . . . . . 349 Современные законодательные органы на самом деле заняты правительственной работой . . . . . . . . . . . . 351 Партии в роли законодателей ведут к разложению демократического общества . . . . . . . . . . . . . . . . 355 Конструктивистский предрассудок: суверенитет . . . . . . . 357 Необходимое разделение власти в представительном собрании . . 359 Демократия или демархия? . . . . . . . . . . . . . . . . . . 362 Глава 14. ОБщеСТВеННый И чАСТНый СеКТОРы . . 365 Двойная задача правительства . . . . . . . . . . . . . . . . 365 Коллективные блага . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 367 Границы общественного сектора . . . . . . . . . . . . . . . . 370 Независимый сектор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 372 Налоги и размеры общественного сектора. . . . . . . . . . . . 375 Безопасность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 377 Монополия правительства на общественные службы . . . . . . 380 Информация и образование . . . . . . . . . . . . . . . . . . 383 Другие важные проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 385 Глава 15. ПРАВИТельСТВО И РыНОК . . . . . . . . . 387 Конкуренция имеет преимущества, даже если она не совершенна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 387 Конкуренция как процедура открытия . . . . . . . . . . . . . 389 В отсутствие условий «совершенной» конкуренции фирмы не могут вести себя так, как если бы эти условия наличествовали . . . . . . . . . . . . . . . . 391 Преимущества свободного рынка. . . . . . . . . . . . . . . . 395 Конкуренция и рациональность . . . . . . . . . . . . . . . . 397 Размеры производства, концентрация и власть . . . . . . . . . 399 Политические аспекты экономической власти . . . . . . . . . 401 Когда монополия становится вредной . . . . . . . . . . . . . 405 Проблема антимонопольного законодательства. . . . . . . . . 406 Главная угроза — не личный, а групповой эгоизм . . . . . . . . . 409 Политические методы распределения доходови их последствия . . 414 Интересы, поддающиеся и не поддающиеся организации . . . . . 417 14 Право, законодательство и свобода
Стр.15
Глава 16. ИзВРАщеНИе ДеМОКРАТИчеСКОГО ИДеАлА: ВыВОДы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 419 Извращение демократического идеала . . . . . . . . . . . . . 419 Демократия как сделка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 420 Игрушка в руках групповых интересов . . . . . . . . . . . . . 420 Законы против директив . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 421 Закон и произвол . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 422 От пристрастности к произволу . . . . . . . . . . . . . . . 424 Разделение власти как средство против не связанного законом правления . . . . . . . . . . . . . . 425 Глава 17. МОДель КОНСТИТУцИИ. . . . . . . . . . . 427 Развитие представительных институтов идет неверным путем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 427 В чем ценность идеализированной модели конституции? . . . . 429 Основные принципы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 430 Два представительных органа с различными функциями . . . . . 433 Дополнительные замечания о представительстве возрастных групп . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 438 Правительственное собрание . . . . . . . . . . . . . . . . . 440 Конституционный суд . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 441 Общая структура власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . 443 Чрезвычайное положение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 445 Разделение финансовых полномочий . . . . . . . . . . . . . . 446 Глава 18. СДеРЖИВАНИе ВлАСТИ И РАзВеНчАНИе ПОлИТИКИ . . . . . . . . 449 Ограниченная и неограниченная власть . . . . . . . . . . . . . 449 Мир, свобода и справедливость: три великих отрицания. . . . . 451 Централизация и децентрализация . . . . . . . . . . . . . . 453 Верховенство большинства против верховенства закона, одобренного большинством. . . . . . . . . . . . . . . . . 454 Моральная неразбериха и вырождение языка . . . . . . . . . . 457 Демократическая процедура и цели эгалитаризма . . . . . . . . 458 Государство и общество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 460 Игра по правилам никогда не ведет к одинаковым для всех результатам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 463 Околоправительственная активность групповых интересов и гипертрофия правительства . . . . . . . . . . . . . . . 464 Неограниченная демократия и централизация . . . . . . . . . 466 Передача внутриполитических функций местным властям . . . 467 Отмена правительственной монополии на услуги . . . . . . . . 468 Развенчание политики . . Содержание . . . . . . . . . . . . . . . . . . 470 15
Стр.16
Эпилог. ТРИ ИСТОчНИКА челОВечеСКИХ цеННОСТей . . . . . . . . 475 Ошибки социальной биологии . . . . . . . . . . . . . . . . . 475 Процесс культурной эволюции. . . . . . . . . . . . . . . . . 477 Эволюция самовоспроизводящихся сложных структур . . . . . . 480 Напластование правил поведения . . . . . . . . . . . . . . . 481 Привычные правила и экономический порядок . . . . . . . . . . 483 Дисциплина свободы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 485 Проявления подавленных первичных инстинктов . . . . . . . . 487 Эволюция, традиция и прогресс . . . . . . . . . . . . . . . . 490 Конструирование новой морали в угоду старым инстинктам: Маркс . . . . . . . . . . . . . . . 491 Разрушение незаменимых ценностей в результате научной ошибки: Фрейд . . . . . . . . . . . . . . . . . . 495 Поворот . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 497 ПРИМечАНИя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 499 ИМеННОй УКАзАТель . . . . . . . . . . . . . . . . . 611 ПРеДМеТНый УКАзАТель . . . . . . . . . . . . . . . 615
Стр.17

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ