УДК 378
ББК 74.480.26
Ч41
Рецензенты:
А. В. Федоров, доктор педагогических наук, профессор;
Т. Д. Скуднова, доктор философских наук, профессор
Челышева, И. В.
Ч41
Философские и антропологические проблемы медиакультуры :
монография / И. В. Челышева. — Москва ; Берлин : Директ-Медиа,
2020. — 140 с.
ISBN 978-5-4499-1544-3
В монографии рассматриваются проблемы теоретического осмысления исторического
и социально-культурного феномена медиакультуры, его взаимосвязи с
коммуникационными, информационными аспектами жизни современного человека.
Не только наблюдение, но и конструирование образов медиакультуры существенно
меняет представление современного человека о мире, в который
вплетаются понятия виртуальных вещей, виртуального познания, виртуальных
смыслов, виртуальных ценностей и т. д. Иллюзорные модели медиареальности,
предлагаемые современным масскультом, не в состоянии воссоздать целостной
картины мира, способствующей духовно-культурному росту людей, обогащению
их эмоционального мира впечатлениями и переживаниями высшего порядка.
Поэтому в современных условиях определяющее значение для человека получает
не столько владение знанием, информацией, сколько способами ее реализации и
творческого освоения, актуализируется проблема духовных, нравственных детерминант
личности.
Монография предназначена для исследователей, преподавателей высшей
школы, студентов и магистрантов, а также для широкого круга читателей, которые
интересуются проблемами культуры, медиакультуры и медиаобразования.
УДК 378
ББК 74.480.26
ISBN 978-5-4499-1544-3 © Челышева И. В., текст, 2020
© Издательство «Директ-Медиа», оформление, 2020
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................................................ 3
Глава 1. МЕДИА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН ................................................. 5
1.1. Медиа в пространстве культуры .................................................................................. 5
1.2. Сущность основных понятий медиакультуры ...................................................20
1.3. Медиареальность как новый тип социокультурного
пространства ..................................................................................................................................31
Глава 2. АНТРОПОЛОГИЯ МЕДИАКУЛЬТУРЫ ...................................................................45
2.1. Исторические аспекты развития визуальной
и аудиовизуальной медиакультуры .................................................................................45
2.2. Развитие виртуальной медиакультуры и проблемы
информационного общества .................................................................................................68
2.3. Проблемы создания и восприятия произведений
медиакультуры .............................................................................................................................80
Глава 3. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ МЕДИАКУЛЬТУРЫ ..................................................................94
3.1. Социализация и творчество в медиасреде ...........................................................94
3.2. Социокультурная среда медиакультуры и медиаобразования ............ 105
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................................................... 117
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ................................................................................................................. 119
Стр.140