ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Г. И. БЕЛОШАПКА
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Учебно-методическое пособие
Направление подготовки
51.04.03 Социально-культурная деятельность
Направленность:
Менеджмент социально-культурных проектов и программ
Уровень магистратуры
Сургут, 2021
Стр.1
УДК 37.013.42(075.8)
Печатается по решению
ББК 74.66я73-9
Б 43
Редакционно-издательского совета
БУ «Сургутский Государственный
Педагогический Университет»
Учебно-методическое пособие утверждено на заседании
кафедры социально-художественного образования
протокол № 3 от 29.11.2019 г.
Рецензенты:
Кормина Е. Я., кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-художественного
образования Сургутского государственного педагогического университета.
Кобякова М. А., к.п.н., доцент кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования
Сургутского государственного университета
Б 43
Белошапка, Г. И.
Социальная педагогика : учебно-методическое пособие : направление подготовки 51.04.03
Социально-культурная деятельность, направленность «Менеджмент социально-культурных проектов
и программ», уровень магистратуры / Г. И. Белошапка ; Департамент образования и молодежной
политики ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры
«Сургутский государственный педагогический университет». – Сургут : РИО БУ «Сургутский
государственный педагогический университет», 2021. – 83, [1] с. – Текст: непосредственный.
Учебно-методическое пособие представляет собой комплект учебно-методических материалов по курсу
«Социальная педагогика» (учебно-тематический план курса, методическое сопровождение модулей, содержание,
формы и виды контроля самостоятельной работы обучающихся). Теоретико-практическая направленность
курса соответствует целям и требованиям компетентностного подхода в системе высшего образования и позволяет
создать условия для формирования профессиональных умений и навыков у обучающихся.
Учебные материалы и методические рекомендации предназначены для использования в процессе обучения,
подготовке к производственной практике, написанию дипломных исследований, обучающихся направления
подготовки «Социально-культурная деятельность».
УДК 37.013.42(075.8)
ББК 74.66я73-9
© Белошапка Г.И., 2021
© БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2021
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие .......................................................................................................................................... 4
РАЗДЕЛ 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ..... 6
У.Э.1.1. Социальная педагогика: предмет, прикладные задачи, функции и принципы
социальной педагогики ........................................................................................................... 6
У.Э.1.2. Профессиональная деятельность социального педагога .................................................... 14
У.Э.1.3. Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике .................................. 25
У.Э.1.4. Методика и технологии социально-педагогической деятельности .................................. 34
У.Э.1.5. Проектирование и планирование социально-педагогической деятельности ................... 47
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ УЧАСТНИКОВ
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ..................................................... 53
У.Э.2.1. Технология работы социального педагога с семьёй ........................................................... 53
У.Э.2.2. Методика работы социального педагога в школе с обучающимися,
нуждающимися в социальной поддержке .......................................................................... 60
У.Э.2.3. Организация культурно-досуговых мероприятий в работе социального педагога ......... 69
Заключение .......................................................................................................................................... 76
Список рекомендуемой литературы ............................................................................................... 78
Приложения ......................................................................................................................................... 81
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Организация социально-культурной деятельности представляет собой сложную разноуровневую
систему планирования, реализации, анализа проблем и выявления перспектив развития
социально-культурной сферы. Будущая деятельность менеджеров социально-культурной деятельности
может соприкасаться с социальными и культурными проблемами различных слоёв
населения, а, следовательно, владение знаниями и навыками социально-педагогической деятельности
является профессиональной необходимостью специалиста, работающего в социальнокультурной
сфере.
Настоящее пособие составлено для курса «Социальная педагогика», который тесным образом
коррелирует с такими гуманитарными науками, как педагогика, социология, культурология, философия.
Учебный курс отличает междисциплинарная направленность, то есть по ходу освоения дисциплины
используется многообразие и специфика следующих подходов: педагогического, социологического,
культурологического, философского.
Цель учебного пособия – освоение магистрантами научно-теоретических основ социальной
педагогики и технологии организации социально-педагогической работы с различными категориями
участников, которая определяет формы, принципы, методы изучения практической деятельности,
условия ее реализации на основе норм социально-педагогической ответственности.
Задачи:
сформировать у магистрантов теоретические знания о предмете социальной педагогики;
сформировать умения организации социально-педагогической работы в рекреационных
объектах и индустрии досуга.
В соответствии с целью и задачами курс разделён на теоретический и операционный модули.
В теоретическом разделе 1 «Научно-теоретические основы социальной педагогики» формируются
теоретические знания о предмете социальной педагогики – основные понятия, правила, законы,
принципы и т.д. Результатом может служить сформированность теоретических знаний о системе
понятий, утверждений, законов и закономерностей, раскрывающих процесс социального становление
личности, социального управления группой (массой) с учетом влияния на них факторов среды,
сформулированных в совокупности учений и концепций и подтвержденных общественной и педагогической
практикой.
Операциональный раздел 2 «Методика и технология социально-педагогической работы с различными
категориями участников социально-культурной деятельности» предполагает формирование
умений и навыков организации социально-педагогической работы в рекреационных объектах и
индустрии досуга, где раскрываются способы и методы использования теоретического содержания.
Формируются следующие специальные умения:
управленческие – планирование, организация, управление, контроль;
прогностические (прогнозирование решения детских возрастных групп посредством вовлечения
их в специально организованную социально-педагогическую деятельность с учетом возникшей
проблемы);
проективные (определение конкретного содержания деятельности, осуществление которой
обеспечит планируемый результат с учетом специфики потребностно-мотивационной, личностной
сферы детей и отбора содержания, методов и средств достижения поставленных задач; создание
программы деятельности для конкретной группы детей);
рефлексивные (самоанализ собственной деятельности менеджера социально-культурной
сферы на каждом из ее этапов; осмысление ее положительных и отрицательных сторон и степени
влияния полученных результатов на личность ребенка и решение его проблемы);
коммуникативные (владение культурой межличностного общения).
Учебный курс «Социальная педагогика» относится к базовой части блока Б1.О.03.06 и осваивается
обучающимися в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 51.04.03 Социальнокультурная
деятельность, уровень магистратуры.
Данный курс связан с другими дисциплинами базовой части: «Методика преподавания специальных
дисциплин по направлению подготовки», «Теория и практика социокультурного проектирования
(научный семинар)», «Инновационные процессы в образовании». Также связан с дисциплинами
вариативной части: «Технология разработки инновационных проектов и программ», «Информационные
и коммуникационные технологии в науке и профессиональной деятельности».
4
Стр.4
Изучение курса является основой для прохождения практик: «Технологической (проектнотехнологическая)
практики», «Преддипломной практики», «Научно-исследовательской работы», которые
направлены на отработку практических умений в организации и реализации профессиональной
социально-культурной деятельности.
Процесс освоения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
ОПК-3 – способен руководить коллективом в сфере профессиональной и педагогической деятельности
на основе норм социальной и этической ответственности.
ПК-2 – способен к осуществлению на научной основе организации творческо-производственной
деятельности учреждений культуры, рекреационных объектов и индустрии досуга.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен овладеть следующими компонентами
компетенций:
знать:
специфику профессиональной деятельности социального педагога на основе норм социальной
и этической ответственности;
основы взаимодействия работы социального педагога в школе и семье на основе норм социальной
и этической ответственности;
особенности работы социального педагога в организации праздничной культурно-досуговой
деятельности;
уметь:
выделять и анализировать основные проблемы, функции и принципы социальной педагогики
на основе норм социальной и этической ответственности;
анализировать и обосновывать свою позицию о современных подходах, задачах, функциях и
принципах социальной педагогики;
применять современные методы профессиональной компетентности социального педагога
как субъекта профессиональной деятельности на основе норм социальной и этической ответственности;
анализировать проблемы профессиональной деятельности социального педагога с учётом
профессиональных стандартов;
осуществлять выбор определенного направления деятельности социального педагога работы
с семьёй на основе профессиональных стандартов и исходя из этого разработать план работы с семьёй
в учебных учреждениях;
составлять характеристику семьи и осуществлять линейное планирование работы с семьей;
проводить диагностику комплексного изучения ситуаций в школе для оказания квалифицированной
помощи социального педагога обучающимся;
применять методы и формы социальной работы в школе с детьми и подростками, нуждающихся
в социальной поддержке;
организовывать культурно-досуговое мероприятие для детей и подростков, нуждающихся в
социальной поддержке;
владеть:
методами решения современных проблем в социальной педагогике;
методами методы профессиональной компетентности социального педагога как субъекта
профессиональной деятельности на основе норм социальной и этической ответственности;
основами организации праздничной культурно-досуговой деятельности в различных театрализованных
формах в работе социального педагога;
алгоритмом организации культурно-досугового мероприятия для детей и подростков, нуждающихся
в социальной поддержке;
иметь опыт:
организации культурно-досуговых программ в различных театрализованных формах;
применения методики организации семейного досуга и методику работы социального педагога
в школе, рекреационных объектов и индустрии досуга;
применения методов и форм социальной работы в школе с детьми и подростками, нуждающихся
в социальной поддержке;
применения форм организации по формированию гражданско-правового сознания обучающихся
в школе.
5
Стр.5