Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 638282)
Контекстум
Электро-2024

Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии : учебное пособие (999,60 руб.)

0   0
Первый авторГабова
ИздательствоМ.: Директ-Медиа
Страниц535
ID780286
АннотацияВ учебном пособии представлены теоретические основы и методические подходы к развитию математических представлений у детей дошкольного возраста. Раскрыты дидактические основы математического развития, вопросы формирования пространственных, количественных, геометрических, временных представлений у детей, проектирования работы педагога. Особое внимание уделено современным технологиям математического развития детей. Представлены задания для самостоятельной работы студентов. Пособие предназначено для студентов факультетов дошкольного и начального образования педагогических университетов, институтов, колледжей, бакалавров, магистров, аспирантов, преподавателей, слушателей системы повышения квалификации. Текст публикуется в авторской редакции.
ISBN978-5-4499-0123-1
УДК373.29(075.8)
ББК74.102.414я73
Габова, М.А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии : учебное пособие / М.А. Габова .— Москва : Директ-Медиа, 2019 .— 535 с. — ISBN 978-5-4499-0123-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/780286 (дата обращения: 08.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Математическое_развитие_детей_дошкольного_возраста_теория_и_технологии__учебное_пособие.pdf
УДК 373.29(075.8) ББК 74.102.414я73 Г12 Герасимова М. П., канд. пед. наук, заместитель директора по научно-методической работе Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа имени И. А. Куратова Г12 Габова, М. А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии : учебное пособие / М. А. Габова. – 2-е изд., стер. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 534 с. ISBN 978-5-4499-0123-1 В учебном пособии представлены теоретические основы и методические подходы к развитию математических представлений у детей дошкольного возраста. Раскрыты дидактические основы математического развития, вопросы формирования пространственных, количественных, геометрических, временных представлений у детей, проектирования работы педагога. Особое внимание уделено современным технологиям математического развития детей. Представлены задания для самостоятельной работы студентов. Пособие предназначено для студентов факультетов дошкольного и начального образования педагогических университетов, институтов, колледжей, бакалавров, магистров, аспирантов, преподавателей, слушателей системы повышения квалификации. Текст печатается в авторской редакции. УДК 373.29(075.8) ББК 74.102.414я73 ISBN 978-5-4499-0123-1 © Габова М. А., текст, 2019 © Издательство «Директ-Медиа», оформление, 2019 Рецензент
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ.........................................................................11 МОДУЛЬ 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.........14 Тема 1.1. Методологические, психофизиологические и психологопедагогические основы математического образования детей ............................................................. 14 § 1. Математика в системе наук. оль математических знаний в обществе ..................... 14 § 2. Психофизиологические основы математического образования................................ 22 § 3. Методологические основы математического образования детей дошкольного возраста.............................................. 31 § 4. Психолого-педагогические основы математического образования детей дошкольного возраста.............................................. 34 Тема 1.2. Задачи и содержание математического развития детей дошкольного возраста......................... 45 § 1. Дидактическая система формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.............................................. 45 § 2. Дидактические принципы обучения детей дошкольного возраста математике ....................... 46 § 3. Задачи предматематической подготовки детей дошкольного возраста .................................. 52
Стр.4
§ 4. Содержание предматематической подготовки детей дошкольного возраста.............56 Тема 1.3. Формы, методы и средства работы по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста ........................................61 § 1. Методы математического развития детей дошкольного возраста ..............................................61 § 2. Средства математического развития детей дошкольного возраста ..............................................70 § 3. Формы организации работы по математическому развитию детей дошкольного возраста ..............................................82 МОДУЛЬ 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ И СВОЙСТВАХ ОБЪЕКТОВ.......................................99 Тема 2.1. Развитие представлений детей о свойствах и качествах предметов. Освоение представлений о форме предметов и геометрических фигурах...............................................99 § 1. Свойства, признаки, качества и отношения объектов..............................................99 § 2. Познание свойств и отношений детьми дошкольного возраста ........................................... 103 § 3. Генезис представлений о форме и геометрических фигурах у детей......................... 106 § 4. Технологии формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста ........................................... 109 4
Стр.5
Тема 2.2. Освоение пространственных представлений и умений ориентироваться в пространстве в дошкольном возрасте..................... 127 § 1. Соотношение понятий: пространственная ориентация, пространственные представления, пространственное мышление .............................. 127 § 2. Генезис пространственных представлений у детей дошкольного возраста...................................................................... 134 § 3. Развитие ориентировок в пространстве у детей дошкольного возраста ............................. 138 § 4. Содержание и организация развития пространственных ориентировок у детей......... 140 § 5. Моделирование пространственных отношений................................................................ 146 § 6. Формирование основ конструктивного мышления у детей ................................................... 153 МОДУЛЬ 3. ОСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНАХ И ОВЛАДЕНИЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ..................................................... 178 Тема 3.1. Особенности освоения детьми представлений о величинах и овладения измерительной деятельностью.................................... 178 § 1. Понятие величины. Свойства величин. Измерение величин................................................ 178 § 2. Генезис представлений детей о величинах............................................................... 181 5
Стр.6
§ 3. Система работы по формированию представлений о величинах у детей................... 183 § 4. Формирование представлений о величинах у детей младшего и среднего дошкольного возраста............................................ 185 § 5. Развитие представлений о величинах и их измерении в старшем дошкольном возрасте...................................................................... 191 Тема 3.2. Формирование представлений о временных отношениях у детей............................... 198 § 1. Время как величина. Свойства времени..... 198 § 2. Особенности восприятия времени ............. 200 § 3. Технологии развития представлений о времени у детей........................................................ 203 МОДУЛЬ 4. ФОРМИРОВАНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ........................................................................... 214 Тема 4.1. Теоретические основы методики формирования количественных представлений у детей................................................................................. 214 § 1. Концептуальные подходы к формированию количественных представлений у детей ........................................... 214 § 2. Теоретические основы методики формирования количественных представлений.......................................................... 220 § 3. Развитие представлений о множествах и натуральных числах у детей.............................. 234 6
Стр.7
Тема 4.2. Общая характеристика технологий развития представлений о множествах, натуральных числах и действиях над ними у детей дошкольного возраста. Развитие представлений о множестве и натуральном числе ................................................................................... 246 § 1. Содержание развития количественных и числовых представлений у детей..................... 246 § 2. Общая характеристика технологий развития у детей количественных представлений.......................................................... 251 § 3. Технологии формирования представлений о множестве ................................ 252 § 4. Технологии формирования представлений о числе ......................................... 263 Тема 4.3. Технологии развития представлений о натуральных числах, действиях над ними и счетной деятельности у детей дошкольного возраста .............................................................................. 269 § 1. Технологии формирования счетной деятельности............................................................. 269 § 2. Обучение делению предметов на равные части. Знакомство с дробями ............................... 272 § 3. Формирование представления о сохранении количества ...................................... 275 § 4. Моделирование количественных отношений................................................................ 276 7
Стр.8
МОДУЛЬ 5. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....................................................................... 282 Тема 5.1. Современные технологии математического развития детей дошкольного возраста .............................................................................. 282 § 1. Проблема совершенствования математического образования детей дошкольного возраста............................................ 282 § 2. Современные образовательные технологии: теоретические аспекты................... 285 § 3. Экспертиза технологий .................................. 296 § 4. Проектирование технологии........................ 300 § 5. Современные технологии математического развития детей ......................... 304 § 6. Игровые технологии математического развития детей.......................................................... 305 § 7. Проблемно-игровые технологии математического развития детей ......................... 322 § 8. Проблемно-игровые технологии с использованием рабочих тетрадей..................... 336 § 9. Проблемно-игровые технологии с элементами моделирования.................................. 339 § 10. Учебно-игровые технологии математического развития детей ......................... 351 § 11. Комбинированные технологии математического развития детей ......................... 361 § 12. Интегрированные технологии ................... 368 8
Стр.9
Тема 5.2. Технологии работы над элементами математической логики и комбинаторики................ 401 § 1. Особенности освоения элементов логики детьми дошкольного возраста .............. 401 § 2. Освоение детьми представлений об алгоритмах........................................................... 407 § 3. Методика работы над элементами математической логики.......................................... 409 § 4. Обучение детей решению комбинаторных задач............................................ 424 § 5. Логико-математические игры ....................... 433 Самостоятельная работа студента ....................... 438 МОДУЛЬ 6. ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА................................. 441 Тема 6.1. Диагностика математического развития как основа целеполагания и проектирования работы по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста ........ 441 § 1. Педагогическая диагностика: теоретические аспекты........................................... 441 § 2. Технологические аспекты диагностики математического развития детей ......................... 448 Тема 6.2. Планирование работы по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста................................................... 460 § 1. Планирование работы по математическому развитию детей в ДОУ ... 460 9
Стр.10
Тема 6.3. Индивидуальный и дифференцированный подход в математическом образовании детей. Разноуровневая и коррекционная работа с детьми.............................................................................. 473 § 1. Реализация принципов личностноориентированного обучения в процессе математического развития ребенка дошкольного возраста............................................ 473 § 2. Индивидуально-психологические особенности детей и их учет в проектировании образовательного процесса..................................................................... 484 § 3. Работа со способными к математике дошкольниками как методическая проблема... 499 § 4. Математика как средство коррекции недостатков развития ребенка дошкольного возраста...................................................................... 506 Тема 6.4. Преемственность в работе ДОУ и школы по математическому развитию детей........ 514 § 1. Сущность преемственности в работе ДОУ и школы........................................................... 514 § 2. Готовность к обучению математике в школе как компонент общей и специальной готовности к школьному обучению ................. 518 § 3. Программа развития универсальных учебных действий.................................................... 524 Самостоятельная работа студента ....................... 531
Стр.11

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Периодика по подписке
Антиплагиат система Руконтекст