УДК 372.851
ББК 74.262.21
С41
C41
Ситникова Т.Н.
Поурочные разработки по математике. 4 класс : пособие
для учителя / Т.Н. Ситникова. – 5-е изд., эл. – 1 файл pdf :
465 с. – Москва : ВАКО, 2021. – (В помощь школьному учителю).
– Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe
Digital Editions 4.5 ; экран 10″. – Текст : электронный.
ISBN 978-5-408-05330-8
В пособии представлены поурочные разработки по математике для
4 класса к УМК Г.В. Дорофеева и др. («Перспектива»). Предлагаемые
сценарии уроков разработаны в соответствии с требованиями ФГОС
и содержат все, что необходимо учителю для подготовки к урокам и
их проведения.
Подходит к учебникам «Математика» в составе УМК Г.В. Дорофеева,
Т.Н. Миракова, Т.Б. Буки 2014–2018 гг. выпуска.
Адресовано учителям начальных классов, студентам педагогических
вузов и колледжей.
УДК 372.851
ББК 74.262.21
Электронное издание на основе печатного издания: Поурочные разработки по
математике. 4 класс : пособие для учителя / Т.Н. Ситникова. – 4-е изд. –
Москва : ВАКО, 2021. – 464 с. – (В помощь школьному учителю). –
ISBN 978-5-408-05046-8. – Текст : непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных
техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель
вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты
компенсации.
ISBN 978-5-408-05330-8
© ООО «ВАКО», 2017
Стр.3
От автора
Уважаемые коллеги!
Издание представляет собой подробные поурочные планы
по математике для 4 класса, составленные в соответствии с требованиями
ФГОС. Пособие ориентировано, прежде всего, на учителей,
работающих по УМК «Перспектива» и использующих в комплексе
учебник и рабочую тетрадь:
• Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б. Математика.
с 4 класс: Учебник для общеобразовательных организаций
приложением на электронном носителе: В 2 ч. М.: Про•
свещение.
4 Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б. Математика.
класс. Рабочая тетрадь: Учебное пособие для общеобразовательных
организаций: В 2 ч. М.: Просвещение.
Задача методического пособия состоит в том, чтобы максимально
облегчить учителю как подготовку к уроку, так и работу
на уроке. Включены уроки знакомства с новым материалом, закрепления,
повторения и самоконтроля.
Педагог может использовать предлагаемые сценарии уроков
как полностью, так и частично, включая в собственный план урока
их элементы.
Начальный курс математики – интегрированный, он содержит
арифметический, алгебраический и геометрический материалы,
поэтому каждый урок построен так, чтобы максимально
адекватно подать информацию такого объема и содержания.
Уроки строятся на принципах деятельностного обучения
Сстоятельную работу с и включают практическую работу, работу в группах и парах, само- использованием различных форм проверки.
самого начала обучения используются приемы само- и взаимопроверки.
Само-
и взаимооценка могут осуществляться с помощью самооценочной
ленты «Светофор», представляющей собой полосу
бумаги, на которой, как на светофоре, есть три цвета: красный,
Стр.4
Содержание
От автора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Тематическое планирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
ЧИСЛА ОТ 100 ДО 1000
УУПовторениер о к 1. Натуральный ряд . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
У р о к 2. Устные приемы сложения и вычитания . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
У р о к 3. Устные приемы умножения и деления . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
У р о к 4. Письменные приемы сложения и вычитания . . . . . . . . . . . . 20
У р о к 5. Письменное умножение трехзначных чисел . . . . . . . . . . . . . 24
У р о к 6. Письменное умножение трехзначных чисел . . . . . . . . . . . . . 26
У р о к 7. Письменное деление трехзначных чисел . . . . . . . . . . . . . . . . 30
У р о к 8. Умножение и деление трехзначных чисел . . . . . . . . . . . . . . . 33
У р о к 9. Числовые выражения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
У р о к 1 0. Числовые выражения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
У р о к 1 1. Числовые выражения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
У р о к 1 2. Диагональ многоугольника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
У р о к 1 3. Диагональ многоугольника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
У р о к 1 4. Диагональ многоугольника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
У р о к 1 5. Диагональ многоугольника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
р о к 1 6. Диагональ многоугольника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
УУПриемы рациональных вычисленийр о к 1 7. Группировка слагаемых . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
У р о к 1 8. Группировка слагаемых . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
У р о к 1 9. Округление слагаемых . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
У р о к 2 0. Округление слагаемых . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
У р о к 2 1. Контрольная работа № 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
р о к 2 2. Анализ контрольной работы. Умножение чисел на 10
и на 100 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
УУ р о к 2 3. Умножение чисел на 10 и на 100 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
У р о к 2 4. Умножение числа на произведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
У р о к 2 5. Умножение числа на произведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
У р о к 2 6. Окружность и круг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
У р о к 2 7. Среднее арифметическое . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
У р о к 2 8. Среднее арифметическое . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
р о к 2 9. Умножение двузначного числа на круглые десятки . . . . . 92
Стр.461
Содержание
УУ р о к 3 0. Умножение двузначного числа на круглые десятки . . . . . 95
У р о к 3 1. Скорость. Время. Расстояние . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
У р о к 3 2. Скорость. Время. Расстояние . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
У р о к 3 3. Скорость. Время. Расстояние . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
461
р о к 3 4. Умножение двузначного числа на двузначное
(письменные вычисления) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
У р о к 3 5. Умножение двузначного числа на двузначное
(письменные вычисления) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
УУ р о к 3 6. Контрольная работа № 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
У р о к 3 7. Анализ контрольной работы. Виды треугольников . . . . . 120
У р о к 3 8. Виды треугольников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124
У р о к 3 9. Виды треугольников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128
У р о к 4 0. Деление круглых чисел на 10 и на 100 . . . . . . . . . . . . . . . . 130
У р о к 4 1. Деление круглых чисел на 10 и на 100 . . . . . . . . . . . . . . . . 133
У р о к 4 2. Деление числа на произведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
У р о к 4 3. Цилиндр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
У р о к 4 4. Задачи на нахождение неизвестного по двум суммам . . . 145
У р о к 4 5. Задачи на нахождение неизвестного по двум суммам . . . 149
У р о к 4 6. Деление круглых чисел на круглые десятки . . . . . . . . . . . 153
У р о к 4 7. Деление круглых чисел на круглые десятки . . . . . . . . . . . 157
р о к 4 8. Деление на двузначное число (письменные
вычисления) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
р о к 5 1. Анализ контрольной работы.Повторение
и самоконтроль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
У р о к 4 9. Деление на двузначное число (письменные
вычисления) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
УУ р о к 5 0. Контрольная работа № 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 1000
УУНумерацияр о к 5 2. Тысяча. Счет тысячами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170
У р о к 5 3. Тысяча. Счет тысячами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
У р о к 5 4. Тысяча. Счет тысячами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
У р о к 5 5. Десяток тысяч. Счет десятками тысяч . . . . . . . . . . . . . . . . 179
У р о к 5 6. Десяток тысяч. Счет десятками тысяч . . . . . . . . . . . . . . . . 181
У р о к 5 7. Сотня тысяч. Счет сотнями тысяч . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185
У р о к 5 8. Виды углов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188
У р о к 5 9. Разряды и классы чисел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191
У р о к 6 0. Конус . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
У р о к 6 1. Миллиметр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198
У р о к 6 2. Миллиметр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202
р о к 6 3. Задачи на нахождение неизвестного по двум
разностям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
р о к 6 5. Анализ контрольной работы . Алгоритм письменного
сложения и вычитания многозначных чисел . . . . . . . . . . . . . . . . . 211
У р о к 6 4. Контрольная работа № 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 209
УСложение и вычитание
Стр.462
462
Содержание
У р о к 6 6. Алгоритм письменного сложения и вычитания
многозначных чисел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214
УУ р о к 6 7. Центнер и тонна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218
У р о к 6 8. Центнер и тонна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221
У р о к 6 9. Доли и дроби . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224
У р о к 7 0. Доли и дроби . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 227
У р о к 7 1. Секунда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 231
У р о к 7 2. Секунда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235
У р о к 7 3. Сложение и вычитание величин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238
У р о к 7 4. Сложение и вычитание величин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241
У р о к 7 5. Контрольная работа № 5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244
р о к 7 6. Анализ контрольной работы . Повторение
и самоконтроль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246
УУмножение и деление
р о к 7 7. Умножение многозначного числа на однозначное
число (письменные вычисления) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 247
У р о к 7 8. Умножение многозначного числа на однозначное
число (письменные вычисления) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251
УУ р о к 7 9. Умножение и деление на 10, 100, 1000, 10 000 и 100 000 . . . 254
У р о к 8 0. Нахождение дроби от числа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257
У р о к 8 1. Нахождение дроби от числа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 261
У р о к 8 2. Умножение на круглые десятки, сотни и тысячи . . . . . . . 264
У р о к 8 3. Умножение на круглые десятки, сотни и тысячи . . . . . . . 268
У р о к 8 4. Таблица единиц длины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 271
У р о к 8 5. Контрольная работа № 6 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 274
р о к 8 6. Анализ контрольной работы . Задачи на встречное
движение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 275
У р о к 8 7. Задачи на встречное движение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 278
У р о к 8 8. Задачи на встречное движение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282
УУ р о к 8 9. Таблица единиц массы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 286
У р о к 9 0. Таблица единиц массы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 289
р о к 9 1. Задачи на движение в противоположных
направлениях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 293
У р о к 9 2. Задачи на движение в противоположных
направлениях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 297
У р о к 9 3. Задачи на движение в противоположных
направлениях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 301
У р о к 9 4. Умножение на двузначное число . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 305
У р о к 9 5. Умножение на двузначное число . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 309
У р о к 9 6. Задачи на движение в одном направлении . . . . . . . . . . . . 313
У р о к 9 7. Задачи на движение в одном направлении . . . . . . . . . . . . 317
У р о к 9 8. Задачи на движение в одном направлении . . . . . . . . . . . . 321
У р о к 9 9. Контрольная работа № 7 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 325
У р о к 1 0 0. Анализ контрольной работы. Повторение
и самоконтроль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 326
УУ р о к 1 0 1. Время. Единицы времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 328
р о к 1 0 2. Время. Единицы времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 334
Стр.463
Содержание
УУ р о к 1 0 3. Время. Единицы времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 338
463
У р о к 1 0 4. Время. Единицы времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 341
У р о к 1 0 5. Умножение величины на число . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 345
У р о к 1 0 6. Таблица единиц времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 349
Урокр о к 1 0 7. Деление многозначного числа на однозначное число . . . 353
108. Шар . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 356
УУ р о к 1 0 9. Нахождение числа по его дроби . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 359
У р о к 1 1 0. Нахождение числа по его дроби . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 363
р о к 1 1 1. Деление чисел, которые оканчиваются нулями ,
на круглые десятки, сотни и тысячи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 366
У р о к 1 1 2. Деление чисел, которые оканчиваются нулями ,
на круглые десятки, сотни и тысячи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 370
УУ р о к 1 1 3. Задачи на движение по реке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 374
У р о к 1 1 4. Задачи на движение по реке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 378
У р о к 1 1 5. Контрольная работа № 8 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 382
р о к 1 1 6. Анализ контрольной работы . Деление многозначного
числа на двузначное число . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 384
У р о к 1 1 7. Деление величины на число. Деление величины
на величину . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 387
У р о к 1 1 8. Деление величины на число . Деление величины
на величину . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 392
УУ р о к 1 1 9. Ар и гектар . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 395
У р о к 1 2 0. Ар и гектар . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 399
У р о к 1 2 1. Таблица единиц площади . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 402
р о к 1 2 2. Умножение многозначного числа
на трехзначное число . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 407
У р о к 1 2 3. Деление многозначного числа на трехзначное число . . . 411
У р о к 1 2 4. Деление многозначного числа на трехзначное число . . . 415
У р о к 1 2 5. Деление многозначного числа с остатком . . . . . . . . . . . 418
У р о к 1 2 6. Деление многозначного числа с остатком . . . . . . . . . . . 423
УУ р о к 1 2 7. Прием округления делителя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 426
р о к 1 2 8. Особые случаи умножения и деления
многозначных чисел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 430
У р о к 1 2 9. Особые случаи умножения и деления
многозначных чисел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 433
У р о к 1 3 0. Особые случаи умножения и деления
многозначных чисел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 437
У р о к 1 3 1. Особые случаи умножения и деления
многозначных чисел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 440
У р о к 1 3 2. Особые случаи умножения и деления
многозначных чисел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 444
У р о к 1 3 3. Контрольная работа № 9 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 448
У р о к 1 3 4. Анализ контрольной работы . Повторение
и самоконтроль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 449
УУ р о к 1 3 5. Итоговая контрольная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 451
Список литературыр о к 1 3 6. Обобщающий урок. Игра «В поисках клада» . . . . . . . . . 452 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 458
Стр.464