Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636046)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Средства общения и обучения слепоглухих (200,00 руб.)

0   0
Первый авторСутырина М. П.
АвторыВолкова К. А., Елфимова С. В.
ИздательствоИзд-во НГТУ
Страниц175
ID774835
АннотацияВ учебном пособии излагаются теоретические и практические вопросы обучения общению и коммуникативному поведению слепоглухих детей и взрослых. Раскрыты типология слепоглухоты и причины ее возникновения, представлены классификации разных авторов, средства общения слепоглухих и их специфические формы, а также социально-педагогические технологии, которые используются при организации учебно-педагогического процесса; представлены нормативно-правовые документы и материалы из жизни слепоглухих.
Кому рекомендованоПособие адресовано психологам, студентам дефектологических, психологических и педагогических факультетов вузов, слушателям курсов повышения квалификации и переподготовки. Может использоваться в системе среднего и высшего образования при чтении курсов «Специальная психология», «Специальная педагогика», «Организация и содержание специальной психологической помощи», «Психология лиц со сложными недостатками развития», «Комплексные, сенсорные и интеллектуальные нарушения в развитии детей», «Педагогические технологии и методика воспитания и обучения детей с комплексными нарушениями (слуха и зрения)», «Социальные аспекты реабилитации лиц с проблемами слуха».
ISBN978-5-7782-4199-2
УДК376-056.262/.263(075.8)
ББК74.5я73
Сутырина, М.П. Средства общения и обучения слепоглухих : учеб. пособие / К.А. Волкова, С.В. Елфимова; М.П. Сутырина .— Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2020 .— 175 с. : ил. — ISBN 978-5-7782-4199-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/774835 (дата обращения: 17.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Средства_общения_и_обучения_слепоглухих.pdf
ББК 74.5я73 С 907 Рецензенты: Новосибирского государственного педагогического университета Р.О. Агавелян д-р психол. наук, профессор, директор Института детства сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Новосибирского государственного педагогического университета О.Ю. Пискун канд. психол. наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и психологии Института детства, руководитель Ресурсного центра С 907 Сутырина М.П. Средства общения и обучения слепоглухих: учебное пособие / М.П. Сутырина, К.А. Волкова, С.В. Елфимова. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2020. – 175 с. ISBN 978-5-7782-4199-2 В учебном пособии излагаются теоретические и практические вопросы обучения общению и коммуникативному поведению слепоглухих детей и взрослых. Раскрыты типология слепоглухоты и причины ее возникновения, представлены классификации разных авторов, средства общения слепоглухих и их специфические формы, а также социально-педагогические технологии, которые используются при организации учебно-педагогического процесса; представлены нормативно-правовые документы и материалы из жизни слепоглухих. Пособие адресовано психологам, студентам дефектологических, психологических и педагогических факультетов вузов, слушателям курсов повышения квалификации и переподготовки. Может использоваться в системе среднего и высшего образования при чтении курсов «Специальная психология», «Специальная педагогика», «Организация и содержание специальной психологической помощи», «Психология лиц со сложными недостатками развития», «Комплексные, сенсорные и интеллектуальные нарушения в развитии детей», «Педагогические технологии и методика воспитания и обучения детей с комплексными нарушениями (слуха и зрения)», «Социальные аспекты реабилитации лиц с проблемами слуха». ББК 74.5я73 ISBN 978-5-7782-4199-2 © Сутырина М.П., Волкова К.А., Елфимова С.В., 2020 © Новосибирский государственный технический университет, 2020
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение .................................................................................................................. 5 Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОЖНЫХ СЕНСОРНЫХ НАРУШЕНИЙ СЛУХА И ЗРЕНИЯ ............................ 7 1.1. Понятия «сложные нарушения развития», «двойной дефект», «бисенсорный дефект», «комплексные нарушения», «слепоглухота», «слепоглухонемые» ......................................................... 7 1.2. Причины возникновения слепоглухоты .................................................... 10 1.3. Классификации слепоглухоты ................................................................... 13 1.4. Наследственные формы слепоглухоты ..................................................... 28 1.5. Особенности психического развития слепоглухих детей ....................... 36 Вопросы для самопроверки ............................................................................... 49 Практические задания для самостоятельной работы ...................................... 50 Библиографический список .............................................................................. 50 Раздел 2. СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИКАЦИИ С ДЕТЬМИ И ВЗРОСЛЫМИ, ИМЕЮЩИМИ СОЧЕТАННЫЕ НАРУШЕНИЯ СЛУХА И ЗРЕНИЯ ....................... 55 2.1. Дактилология и дактильно-контактное общение ..................................... 62 2.3. Азбука Лорма .............................................................................................. 68 2.4. Дермография – письмо на ладони ............................................................. 70 2.5. Азбука для слепых – шрифт Брайля .......................................................... 73 2.6. Рекомендации по организации коммуникации со слепоглухими людьми ......................................................................................................... 81 Вопросы для самопроверки ............................................................................... 83 Практические задания для самостоятельной работы ...................................... 83 Библиографический список .............................................................................. 85 Раздел 3. ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ СЛЕПОГЛУХИХ ............................ 87 3.1. Историческая справка об организации обучения и воспитания слепоглухих в России и за рубежом .......................................................... 87 3
Стр.3
3.2. Учебно-образовательные и реабилитационные учреждения для слепоглухих ........................................................................................ 104 3.3. Роль социально-средового ориентирования в обучении и воспитании слепоглухих детей ............................................................. 114 3.4. Технологии, методы, методики в обучении и воспитании слепоглухих детей .................................................................................... 118 3.4.1. Технология «раннего вмешательства» и теория привязанности .................................................................................... 121 3.4.2. Технология формирования словесной речи у слепоглухонемых детей ................................................................. 127 3.4.3. Технология дактильно-контактного общения ................................. 134 3.4.4. Социально-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка со сложным дефектом ......................................................... 141 Вопросы и задания к разделу 3 ....................................................................... 148 Библиографический список ............................................................................ 148 Именной указатель ............................................................................................. 153 ПРИЛОЖЕНИЯ .................................................................................................. 159 Приложение 1. Нормативно-правовая база по обучению и воспитанию детей со сложными нарушениями в развитии .................................................. 159 Приложение 2. Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект .................................................................................................. 160 Приложение 3. Завершающие тестовые задания ............................................. 164 Приложение 4. Слепоглухие о себе ................................................................... 169 4
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ