УДК 376.3(075.8)
ББК 74.3
К 49
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА
Рецензенты:
к.п.н. С. О. Хрусталева
к.пе.н. Ж. В. Кузнецова
К 49 Климашин, И. К. Специальная педагогика : учебное пособие /
И. А. Климашин ; Моск. гос. акад. физ. культуры.
Малаховка, 2017. - 132 с.
Учебное ноеобие разработано в еоответствии е рабочей учебной
программой по диециплине
«Дефектология» и требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта высшего
образования по направлению подготовки бакалавров 49.03.02 «Физическая
культура для лиц е отклонениями в состоянии здоровья».
В учебном пособии получили освещение вопросы по основным
направлениям воспитания личности детей с особыми образовательными
способностями.
В учебном пособии раскрываются содержание предусмотренных
программой тем основных разделов дисциплины и завершается пособий
вопросами для самопроверки качества усвоения учебного материала.
Представлен
список
рекомендованной
литературы для
самостоятельной работы.
Учебное пособие предназначено для студентов вузов физической
культуры, обучающихся по направлению подготовки бакалавров: 49.03.02
«Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья
(адаптивная физическая культура)», а также может представлять интерес
для магистрантов, аспирантов и слушателей факультета повышения
квалификации.
Утверждено научно-методическим
качестве учебного
советом МГАФК в
пособия
©И . А. Климашин, 2017
© ФГБОУ ВО «Московская государственная академия физической
культуры»
-
I . ВВЕДЕНИЕ
В СПЕЦИАЛЬНУЮ
ПЕДАГОГИКУ: ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ
СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ. ИСТОРИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ И СОВРЕМЕННОСТЬ
1.1. Специальная педагогика как наука о воспитапии и
обучении детей с нарушениями в развитии
Вопросы и задания
Список литературы
1. 2. Исторический очерк развития специальной
педагогики за рубежом
Вопросы и задания
Список литературы
1.3. История развития специальной педагогики в
России
Вопросы и задания
Список литературы
ГЛАВА П. ДЕТИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ
СОСТОЯНИИ
2.1. Понятие первичного и вторичного дефектов
Вопросы и задания
Список литературы
2.2. Система дошкольных и школьных специальных
(коррекционных) образовательных учреждений в РФ
Вопросы и задания
Список литературы
ГЛАВА 11. КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ
В РАЗВИТИИ
3.1. Трудиобучаемые дети (ЗПР), дети с ранним детским
аутизмом (РДА)
Вопросы и задан ия
Список литературы
3.2. Олигофренопедагогика
3
В
ВЫГОТСКОГО о сложной СТРУКТУРЕ 31
АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ЗДОРОВЬЯ. УЧЕНИЕ Л. С.
31
38
39
39
49
49
50
50
61
61
62
5
5
12
12
13
20
21
22
30
30
Стр.3
Вопросы и задания
Список литературы
70
70
3.3. Обучение и воспитание детей с нарушением опорнодвигательного
аппарата (ОДА)
Вопросы и задания
Список литературы
3.4. Основы тифлопедагогики
Вопросы и задания
Список литературы
3.5. Основы сурдопедагогики
Вопросы и задания
Список литературы
3.6. Логопедия. Комбинированные нарушения, их
причины
Вопросы и задания
Список литературы
ГЛАВА
IV.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
РЕАБИЛИТАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ ЛИЦ С
ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
4.1. Понятие реабилитации, социальной адаптации,
интеграции лиц с проблемами в развитии. Направления
социально-педагогической реабилитации: медицинская.
психологическая,
педагогическая,
реабилитация
Вопросы и задания
Список литературы
социальная
127
127
ГЛАВА 1
71
77
77
78
83
83
84
91
91
92
113
114
ВВЕДЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНУЮ ПЕДАГОГИКУ: ПРЕДМЕТ,
ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ.
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И СОВРЕМЕННОСТЬ
1.1. Специальная педагогика как наука о воспитании и
обучении детей с нарушениями в развитии
План
1. Объект, субъект, предмет специальной педагогики.
2. Цели,
задачи специальной
специальной педагогики.
3. Связь специальной педагогики с другими науками.
1. Объект, субъект, предмет специальной педагогики
Специальная
педагогика
-
это
наука,
изучающая
психофизиологические особенности развития аномальных детей,
закономерности их обучения и развития.
Объектом специальной педагогики является
педагогический
феномен.
Субъектом изучения и педагогической помощи, оказываемой
в системе специального образования,
ограниченными
является
возможностями
здоровья
и
имеющий вследствие этого особые образовательные
человек
специальное
образование лиц с особыми образовательными потребностями как
социокультурный,
с
жизнедеятельности,
потребности.
Выражаясь языком математических формул, мы бы сказали,
что субъектом спец. педагогики являются дети, имеющие четыре
«Д», то есть дети, имеющие дефект, перенесшие депривацию (лат. -
лишение), в силу этого испытывающие школьную
дезадаптацию
(фр - от..., нарушение, лат. - приспособление) и проявляющие
девиацию (лат. - отклонение) в поведении.
Предмет специальной педагогики - теория
образования,
и
специального
особенностей развития
4
что включает
практика
в себя изучение
и образования человека, имеющего
5
педагогики. Принципы
Стр.4