Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»
Высшая школа психологии, психологии, педагогики и физической культуры
ПСИХОЛОГИЯ
И СОВРЕМЕННЫЙ МИР
Субъект жизнедеятельности
в современном обществе
Материалы заочной Всероссийской научной конференции
студентов, аспирантов и молодых ученых
(Архангельск, 23 апреля 2020)
Выпуск 13
Архангельск
2020
Стр.2
УДК 15(08)
ББК 88я43
П 86
Составитель и ответственный редактор:
кандидат биологических наук, доцент Е.В. Казакова
Рецензенты:
доктор медицинских наук, профессор И.А. Новикова;
кандидат психологических наук, доцент М.Л. Кубышкина
П 86
Психология и современный мир. Вып. 13. Субъект жизнедеятельности
в современном обществе [Электронный ресурс]. Материалы заоч. Всерос.
науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых (Архангельск, 23 апреля
2020 г.) / Сев. (Аркт.) федер. ун-т им. М. В. Ломоносова; [сост. и отв. ред. Е. В.
Казакова]. – Электронные текстовые данные. – Архангельск: САФУ, 2020. –
433 с.
ISBN 978-5-261-01478-2
Сборник содержит материалы научно-исследовательских работ, посвященных
изучению субъекта жизнедеятельности в современном обществе.
Включает статьи по актуальным проблемам психологии: субъектов образовательного
процесса, а также посвящён изучению субъекта профессиональной
деятельности, в частности специалистов экстремальных профессий, психологии
здоровья субъекта жизнедеятельности, девиантного и потенциальноопасного
поведения субъектов в современном российском обществе.
Предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов вузов, практических
психологов, медицинских работников, сотрудников научноисследовательских
учреждений, работающих в системе образования.
Издательский дом им. В.Н. Булатова
163060, г. Архангельск, ул. Урицкого, д. 56
ISBN 978-5-261-01478-2
© Казакова Е.В., составление, 2020
© Северный (Арктический) федеральный
университет имени М.В. Ломоносова, 2020
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Сборник статей составлен по материалам Заочной Всероссийской научной конференции
студентов, аспирантов и молодых ученых «Психология и современный мир.
Субъект жизнедеятельности в современном обществе», посвященной 10-летию Северного
(Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, проходившей
в Высшей школе психологии, педагогики и физической культуры САФУ им.
М.В. Ломоносова 23 апреля 2020 года в г. Архангельске.
Для обсуждения на конференции были вынесены актуальные проблемы современной
психологии, междисциплинарные исследования на стыке психологии и других
наук, дискуссионные вопросы психологии семьи и детско-родительских отношений,
психологические проблемы профессиональной деятельности, психологии проблемного
поведения, психологии здоровья и т.д.
Данные психологические проблемы рассматривались в рамках тематических секций:
«Актуальные проблемы психологии», «Психология семьи: вызовы нового времени»,
«Психология субъектов образовательного процесса», «Психология здоровья
субъекта жизнедеятельности», «Психология девиантного и потенциально-опасного
поведения», «Личность специалистов экстремальных профессий», «Субъект профессиональной
деятельности».
В конференции принимали активное участие студенты, магистранты, аспиранты и
молодые ученые Северного (Арктического) федерального университета имени М.В.
Ломоносова Высшей школы психологии, педагогики и физической культуры, Высшей
школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации, Высшей
школы естественных наук и технологий; Московского государственного университета
имени М.В. Ломоносова; Санкт-Петербургского государственного университета;
Института психологии Российской Академии Наук; Ярославского государственного
педагогического университета имени К.Д. Ушинского; Тульского государственного
педагогического университета им. Л.Н. Толстого; Красноярского государственного
педагогического университета им. В.П. Астафьева; Казанского инновационного
3
Стр.4
университета им. В.Г. Тимирясова; Рязанского государственного медицинского университета
им. академика И.П. Павлова Министерства здравоохранения Российской
Федерации; Уральского государственного экономического университета; Воронежского
государственного университета; Чувашского государственного педагогического
университета им. И.Я. Яковлева; Орского гуманитарно-технологического института
и другие.
Сборник может быть полезен для преподавателей, аспирантов и студентов вузов,
практических психологов, медицинских работников, сотрудников научно-исследовательских
учреждений, работающих в системе образования, а также для ученых, занятых
исследованиями рассмотренных на конференции проблем.
4
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие………………….………………………………………………. 3
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ
Бузина А.А. Интенсивность переживания оскорбления в период средней
взрослости………………………………………………………………………... 5
Герасимовская Е.А., Прохорова И.Ф. Степень близости этнических общностей
в среде молодежи………………………………………………………... 10
Гува Л.А., Иванова Н.Г. Исследование тревожности у детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития…………………….. 15
Крышковец Ю.С., Изотова Е.Г. Особенности взаимосвязи внимания и
успеваемости в младшем школьном возрасте…………………………………. 18
Кубышкина М.Л. Проблема определения понятия «информационная перегрузка»
в психологии………………………………………………………….. 23
Кузнецова О.Е., Чурина В.А. Социальные представления о мультфильмах
у младших школьников……………………………………………………...
Оглы К.А., Иванова Н.Г. Теоретическое обоснование необходимости изу33
чения
перинатальной психологии………………………………………………. 37
Петрожитская Д.В., Иванова Н.Г. Исследование агрессии у старших дошкольников
с ЗПР……………………………………………………………….. 42
Рыженкова Е.А., Иванова Н.Г. Обзор проблемы исследования школьной
тревожности в психологии……………………………………………………… 47
Смирнова К.В., Изотова Е.Г. Отличительные особенности обучающихся
младшего школьного возраста в аспекте эмоциональных проявлений………. 52
Соболева Г.М., Изотова Е.Г. Самооценка как психологический фактор,
влияющий на успешность учебной деятельности младших школьников……. 55
Толстиков В.В., Гайдар К.М. Ценностно-ориентационное единство как
компонент групповой надежности оперативных смен АЭС………………….. 60
427
Стр.428
Федорова Н.А., Кубышкина М.Л. Жизненные планы выпускников вуза с
разным уровнем субъектности личности………………………………………. 65
Федотова Е.Э., Леус Э.В. Изучение феномена тревожности у подростков.. 72
Царева Е.А., Кузнецова О.Е. Психологические особенности виртуального
общения…………………………………………………………………………... 77
Цупа А.В. Перспективы кросс-культурных исследований на примере
культурно -ценностных ориентаций ливанского и русского этноса………….. 82
Шатова А.С., Иванова Н.Г. Изучение агрессивного поведения у младших
школьников с задержкой психического развития……………………………... 86
Шевченко Н.А., Гайдар К.М. Формирование Мы-концепции в контексте
преемственности детства и взрослости………………………………………… 90
ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ:
ВЫЗОВЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Андрухович В.А., Симонова Н.Н. Супружеские отношения при работе одного
из супругов вахтовым методом…………………………………………… 96
Жегалова М.И., Малородова А.С., Мингалеева З.Р. Удовлетворенность семейными
отношениями во время вынужденной изоляции в домашних условиях………………………………………………………………………………..
100
Зубкова С.Н., Андриенко О.А. Особенности взаимоотношений современных
подростков с родителями…………………………………………………... 103
Канева А.Ю., Булыгина Т.Б. Взаимосвязь типа акцентуации характера в
подростковом возрасте и стиля семейного воспитания……………………….. 108
Корельская А.Д., Леус Э.В. Отношение к ребёнку матерей, воспитывавшихся
в полных и неполных семьях……………………………………………. 114
Малыгина А.Ф., Булыгина Т.Б. Коррекция негативных эмоциональных состояний
матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями
здоровья………………………………………………………………………….. 119
Пашкова Я.А., Гайдар К.М. Семейная ментальность и семейная идентичность
как составляющие субъектности семейной группы…………………….. 124
428
Стр.429
Фельдт С.А., Леус Э.В. Представление студентов о гендерных ролях в семье………………………………………………………………………………
129
ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Балогланова Э.Г., Коротаева А.И. Гендерные установки младших школьников
с разным социометрическим статусом………………………………….. 135
Белкович Н.С., Иванова Н.Г. Теоретический обзор изучения проблемы мотивации
к учебной деятельности у младших подростков…………………….. 140
Бельчук К.А., Прохорова И.Ф. Особенности учебного стресса студентов в
период экзаменов……………………………………………………………….. 145
Беляева О.А., Павлова Е.И. Особенности метапредметных компетенций
педагогов школы с профильным обучением…………………………………… 149
Буксман О.В. Эмоциональное выгорание педагогов. Теоретический аспект………………………………………………………………………………..
154
Васильченко А.С., Гордеев А.Д., Заброда Е.Н., Кичигина О.А., Наумова
Т.Д. Психофизиологические аспекты проблемы академической успеваемости…………………………………………………………………………………
157
Домашич В.В., Чежина Я.В. Оптимизм педагога как ресурс в профилактике
эмоционального выгорания специалиста………………………………… 162
Дресвянникова М.О. Психолого-педагогические условия эффективного
наставничества молодых педагогов…………………………………………….. 167
Ипатова В.В., Иванова Н.Г. Теоретический обзор проблемы изучения
коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста………….. 172
Кахорова Х.К., Журавлев К.П., Трушин В.А. Психические особенности
формирования здорового образа жизни у студентов РУДН…………………... 177
Киричатая Е.В., Казакова Е.В. Анализ эмоционального благополучия у
первоклассников разных типов школ…………………………………………... 181
Коробов Е.О., Булыгина Т.Б. Формирование продуктивных копинг-стратегий
у студентов-психологов 1 курса………………………………………….. 186
429
Стр.430
Пазухина С.В., Маринова П.В. Учет в процессе обучения возрастно-психологических
особенностей мышления современных подростков…………... 191
Прасолова В.С., Шахова Л.И., Захаров В.П. Особенности личностных качеств,
способствующих эффективности выполняемой деятельности медиаторов,
а также представления об этих качествах у медиаторов школьных и
территориальных служб примирения…………………………………………... 196
Рывкина М.В., Прохорова И.Ф. Межличностные конфликты студентов….. 201
Унанян Г.М., Карпова Е.В. Проявление антимотивации в учебной деятельности
младших школьников с разными типами акцентуаций………………… 205
Шолохова Е.Н., Казакова Е.В. Учебно-мотивационная адаптация первоклассников
в условиях современных образовательных организаций различного
типа…………………………………………………………………………. 210
ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ
СУБЪЕКТА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Асадова Т.Ф., Казакова Е.В. Сравнительный анализ показателей социально-психологического
уровня психологического здоровья подростков из
полной и неполной семьи………………………………………………………..
Баранова А.В., Яковлева Н.В. Специфика здоровьесберегающей деятель217
ности
пациентов с дегенеративно-дистрофическими заболеваниями позвоночника…………………………………………………………………………...
222
Буланова А.Н., Корнеева Я.А. Психологический анализ копинг-стратегий
лиц с никотиновой зависимостью………………………………………………. 227
Елисеева И.А., Казакова Е.В. Школьная тревожность и агрессивность как
показатели эмоционального здоровья детей подросткового возраста……….. 233
Залялетдинов Р.Д., Сулейманов Р.Ф. Исследование взаимосвязи типа темперамента
и музыкальных предпочтений респондентов……………………… 240
Колесникова В.Н., Корехова М.В. Отношение к здоровью и его место в
системе ценностей студентов…………………………………………………… 245
430
Стр.431
Корнеева Я.А., Корякина К.Е. Особенности коммуникативных и копинг
навыков у среднего медицинского персонала с разной выраженностью профессионального
выгорания……………………………………………………... 250
Кузнецова О.Е. Сравнительный анализ представлений о современных
мультфильмах у младших школьников с разным уровнем духовно-нравственного
развития………………………………………………………………. 256
Ледовская Т.В. Формирование человеческого капитала: совладающее поведение
у студентов период обучения в вузе…………………………………... 261
Майорова Я.В., Баютина А.А., Михайличенко К.Ю. Психосоматические
проблемы формирования здорового образа жизни учащейся молодежи…….. 265
Маликова Л.А., Яковлева Н.В. Переживание боли и здоровьесбрегающее
поведение у профессиональных спортсменов с травмами конечностей……... 269
Мишукова Е.В., Кубышкина М.Л. Взаимосвязь информационной перегрузки,
профессионального выгорания и субъектных качеств личности у педагогов…………………………………………………………………………….
275
Смирнова Э.В., Гайдар К.М. Влияние общественного мнения на когнитивный
компонент внутренней картины здоровья………………………………… 284
Титова Н.Г., Прыгунова Е.С., Зелянина А.Н. Представление об успешном
спортсмене у людей, занимающихся разными видами спорта, в контексте
научного обоснования программы их психологического сопровождения…... 289
Шевцов В.В., Дмитриева Н.Ю., Попова П.Ф. Факторы психического здоровья
студентов московских вузов…………………………………………….. 295
ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО И
ПОТЕНЦИАЛЬНО-ОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Ваулина А.Н., Малыхина Е.В. Влияние агрессивного поведения на личность
младших школьнков……………………………………………………… 300
Козихина М.В., Леус Э.В. Социально-психологические детерминанты
несовершеннолетних, склонных к самовольным уходам……………………... 305
Львова Д.А., Яковлева А.А., Леус Э.В. Гендерная дифференциация причин
суицидальных замыслов у студентов…………………………………………... 309
431
Стр.432
Матросов Д.А. Влияние интернета на формирование девиантного поведения
подростков…………………………………………………………………... 313
Перервус Т.А., Белецкая Е.В., Каркавцева И.А. Самоповреждение как
форма аутоагрессивного поведения подростка………………………………... 316
Петрова И.Н., Федорова Д.А. Психологические особенности агрессивного
поведения детей младшего школьного возраста…………………………. 322
Плешко В.И. Динамика агрессивного поведения у больных алкоголизмом
в процессе социально-психологической реабилитации……………………….. 328
Соснина Н.Г. Модель рискованного поведения подростков………………. 333
Шилина Н.В., Леус Э.В. Отношение студентов колледжа технических специальностей
к проявлениям деструктивного поведения в подростково-молодежной
среде……………………………………………………………………... 337
ЛИЧНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКСРЕМАЛЬНЫХ ПРОФЕССИЙ
Заварин А.Н., Корехова М.В. Психологические особенности сотрудников
ОВД с разным уровнем сформированности профессиональных компетенций 342
Корнеева Я.А., Шадрина Н.О. Профессиональная деформация сотрудников
ФСИН………………………………………………………………………... 347
Светличная Н.В. Личностно-психологические ресурсы адаптации военнослужащих
к военно-профессиональной деятельности……………………... 355
Филинская Н.А., Кузнецова О.Е. Сравнительный анализ индивидуальноличностных
характеристик кандидатов на должность сотрудников ОВД…… 360
Юрьева А.С., Корнеева Я.А. Развитие психологической готовности к вахтовому
труду в условиях Крайнего Севера и Арктики………………………… 365
СУБЪЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Гаврилова К.Н., Кузнецова О.Е. Особенности профессиональной идентичности
у сотрудников ОВД первого года службы………………………………. 371
Корнеева Я.А., Сорванова А.К., Захаров В.П. Профессиональные компетенции
медиатора в контексте успешности примирительной процедуры…… 375
432
Стр.433
Кострикова В.С., Прохорова И.Ф. Структура и показатели конфликтной
компетентности в профессиональной деятельности медицинских работников…………………………………………………………………………………
380
Кузьмина Е.И. Компоненты профессионального здоровья у диспетчеров
Службы спасения………………………………………………………………... 385
Мартиросова Н.В., Ксенофонтов А.М. Практический опыт реализации
профессионального психологического отбора в органах внутренних дел…… 391
Нижник Т.Р., Казакова Е.В. Профилактика профессионального выгорания
сотрудников службы спасения……………………………………………... 396
Пылаев А.А., Гайдар К.М. Восприятие сотрудниками контактного центра
групповой субъектности виртуальных общностей……………………………. 402
Смолкин И.В., Зелянина А.Н. Личностные детерминанты выбора копингстратегий
у сотрудников правоохранительных органов………………………. 407
Сведения об авторах.………………………………………………………... 412
433
Стр.434