Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»
Н.В. Мартиросова, А.М. Ксенофонтов
ПСИХОЛОГИЯ
СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебное пособие
Архангельск
САФУ
2021
1
Стр.2
УДК 159.9(075)
ББК 88.4я73
М291
Рекомендован к изданию учебно-методической комиссией
высшей школы социально-гуманитарных наук и межкультурной коммуникации
Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова
Рецензенты:
В.А. Климовский, полковник внутренней службы, заместитель начальника
Управления по работе с личным составом УМВД России по Архангельской области;
Н.Ю. Флотская, директор высшей школы психологии, педагогики и физической
культуры САФУ имени М.В. Ломоносова, доктор психологических наук, профессор
Мартиросова, Н.В.
М291 Психология служебной деятельности [Электронный ресурс]: учебное
пособие / Н.В. Мартиросова, А.М. Ксенофонтов; Сев. (Арктич.) федер. ун-т
им. М.В. Ломоносова. – Электронные текстовые данные. – Архангельск:
САФУ, 2021. – 130 с.
ISBN 978-5-261-01493-5
В пособии изложены теоретико-методологические основы, общие задачи,
направления и методы психологического сопровождения служебных коллективов,
принципы организации психологического обеспечения служебной деятельности как
технологии управления психологическим ресурсом служебных коллективов. Рассмотрены
вопросы компетентностного подхода при расстановке кадров на примере
психологического отбора, осуществляемого в органах внутренних дел, построения
модели профилактических мероприятий, проводимых в служебных коллективах.
Разобраны вопросы профилактики посттравматических проявлений и деформации
личности, а также организация морально-психологической подготовки к служебной
деятельности.
Предназначено для обучающихся по направлениям подготовки 37.05.02 «Психология
служебной деятельности», 37.03.01 «Психология»; для практикующих психологов,
занимающихся вопросами психологии труда и психологии служебной деятельности.
В авторской редакции.
УДК 159.9(075)
ББК 88.4я73
Использованы материалы исследования, выполненного при финансовой поддержке
Российского фонда фундаментальных исследований, проект РФФИ № 19-013-00517
«Взаимосвязь профессиональных деформаций, профессионального самосознания
и эффективности деятельности сотрудников правоохранительных органов».
Издательский дом им. В.Н. Булатова САФУ
163060, г. Архангельск, ул. Урицкого, д. 56
ISBN 978-5-261-01493-5
© Мартиросова Н.В., Ксенофонтов А.М., 2021
© Северный (Арктический) федеральный
университет им. М.В. Ломоносова, 2021
2
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .....................................................................................................................
1. Теоретико-методические основы психологического обеспечения
профессиональной (служебной) деятельности ..................................................
1.1. Признаки службы как особого вида общественно-полезной
деятельности ..............................................................................................
1.2. Структура служебной деятельности ........................................................
1.3. Психологическое обеспечение служебной деятельности ......................
5
6
6
8
9
1.4. Основные виды компетенций специалистов-психологов,
осуществляющих сопровождение служебной деятельности ............... 11
1.5. Организация психологического обеспечения служебной
деятельности .............................................................................................. 14
1.6. Принципы психологического обеспечения служебной деятельности . 17
1.7. Критерии эффективности психологического обеспечения
служебной деятельности........................................................................... 19
Задания к практическому занятию .................................................................. 20
2. Современные подходы к осуществлению психологического
сопровождения служебной деятельности ........................................................... 25
2.1. Компетентностный подход как методологическая основа
профессиографического описания основных видов деятельности ....... 25
2.2. Компетентностный подход в работе психолога ..................................... 27
2.3. Сущность модельного подхода к анализу психологического
обеспечения профессиональной деятельности ...................................... 31
Задания к практическому занятию .................................................................. 33
3. Профессиональный психологический отбор ...................................................... 36
3.1. Пример организации профессионального психологического отбора,
осуществляемого в органах внутренних дел и внутренних войск
МВД России ............................................................................................... 37
3.2. Пример процедуры профессионального психологического отбора,
осуществляемого в органах внутренних дел и внутренних войск
МВД России ............................................................................................... 37
3.3. Специальные психофизиологические исследования как составная
часть обеспечения безопасности в кадровом менеджменте
служебной деятельности........................................................................... 41
Задания к практическому занятию .................................................................. 44
3
Стр.4
4. Профессиональная адаптация .............................................................................. 49
4.1. Адаптация к служебной деятельности ..................................................... 49
4.2. Составляющие работы по психологическому обеспечению
профессиональной адаптации .................................................................. 50
4.3. Особенности процессов адаптации к экстремальным условиям
служебной деятельности........................................................................... 53
4.4. Основы психологической подготовки к деятельности в экстремальных
условиях несения службы ........................................................................ 59
4.5. Профилактика деформации на основе понимания профессиональных
компетенций и адаптации личности в служебном коллективе ............ 63
Задания к практическому занятию .................................................................. 66
5. Социально-психологическая работа в структуре психологического
обеспечения служебной деятельности ................................................................ 72
5.1. Социально-психологическая работа в служебных коллективах ........... 72
5.2. Социально-психологическая характеристика служебного коллектива
и группового взаимодействия .................................................................. 75
Задания к практическому занятию .................................................................. 79
6. Основы переговорной деятельности в условиях контртеррористической
операции ................................................................................................................. 85
Задания к практическому занятию .................................................................. 91
Заключение ............................................................................................................... 96
Приложения .............................................................................................................. 97
4
Стр.5
ВВЕДЕНИЕ
Психологическое обеспечение служебной деятельности является составной
частью общей системы безопасности государства. Профессиональная
деятельность людей, избравших путь служения государству, как правило,
осуществляется в условиях интенсивных психологических и физических
нагрузок, связана с риском жизни и здоровья сотрудников. Актуальность
данного направления работы психологов во всем мире признается безоговорочно.
В
подготовке высококвалифицированных специалистов в области психологического
обеспечения служебной деятельности заинтересованы правоохранительные
органы, вооруженные силы, органы уголовно-исполнительной
системы, федеральной службы судебных приставов, подразделений
МЧС, а также в сфере безопасности банковского сектора, больших промышленных
корпораций, центрах и лабораториях психологической реабилитации
различного профиля.
5
Стр.6