Министерство науки и высшего образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования «Северный (Арктический) федеральный
университет имени М.В. Ломоносова»
Профессионально-прикладная физическая культура
в системе физического воспитания студентов
Учебное пособие
Архангельск
CAФУ
2021
1
Стр.2
Рекомендовано к изданию методической комиссией Северного
(Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова
Авторы:
Голубина О.А., кандидат педагогических наук, доцент;
Кочнев А.В., кандидат биологических наук, доцент;
Лебедева М.П., кандидат педагогических наук, доцент;
Журавлев А.В. старший преподаватель;
Чугин М.А. старший преподаватель;
Желудков В.Б., старший преподаватель
Рецензенты:
Балюк В.Г., доцент кафедры теоретических основ физического воспитания и
адаптивной физической культуры САФУ им. М.В. Ломоносова;
Шаренкова Л.А., кандидат биологических наук, доцент кафедры физической
культуры и медицинской реабилитации СГМУ
Профессионально-прикладная физическая культура в системе физического
воспитания студентов [Электронный ресурс]: учебное пособие /
О.А. Голубина, А.В. Кочнев, М.П. Лебедева, А.В. Журавлев, М.А. Чугин,
В.Б. Желудков; Сев. (Арктич.) федер. ун-т. – Электронные текстовые данные.
– Архангельск: САФУ, 2021. – 114 с.
ISBN 978-5-261-01518-5
Приведены теоретические сведения по системе физического воспитания
студентов высшего учебного заведения, а также особенности факторов и условий,
определяющих эффективность профессиональной подготовки специалиста. Выявлены
возможности физического воспитания в управлении профессиональной подготовкой
студенток вуза. Представлены эффективные оздоровительные и спортивные
технологии, практические умения и навыки по физической культуре для обеспечения
полноценной социальной и профессиональной деятельности. Разработана
модель профессионально-прикладной системы физического воспитания (ППФВ)
для студенток технических направлений.
Предназначено для преподавателей физической культуры и студентов
1–3-го курсов обучающихся по техническим направлениям очной формы обучения,
обучающихся по элективному курсу «Прикладная физическая культура и
спорт».
Издательский дом им. В.Н. Булатова САФУ
163060, г. Архангельск, ул. Урицкого, д. 56
ISBN 978-5-261-01518-5
© Северный (Арктический) федеральный
университет имени М.В. Ломоносова, 2021
2
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ....................................................................................................
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ ........
1.1. Сущность, основные понятия и методология исследования
профессионального развития...........................................................
1.2. Факторы и условия, определяющие эффективность профессиональной
подготовки специалиста технического профиля
1.3. Студент как субъект учебного труда. Особенности профессиональной
подготовки ....................................................................
1.4. Роль физической культуры в профессиональной подготовке
студентов вузов ............................................................................
Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ СИСТЕМА
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО
ПРОФИЛЯ .................................................................................................
2.1. Реализация модели профессионально-прикладного физического
воспитания в учебном процессе вуза ............................................
2.2. Содержание, структура, критерии и показатели физического
воспитания студентов ..................................................................
Глава 3. ПРАКТИЧЕСКИЙ МАКРОМОДУЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО
ПРОФИЛЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЕ ................................................................................................
3.1. Клубные танцы ..........................................................................
3.2. Йога. Основные позы (асаны) йоги..........................................
3.3. Фитбол. Упражнения на фитболах .........................................
3.4. Основные правила занятий по физической культуре ............
Заключение ................................................................................................
Список используемых источников ..........................................................
Приложения ...............................................................................................
4
8
8
17
24
36
41
41
53
58
62
65
77
90
93
95
99
3
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время профессиональная деятельность не рассматривается
специалистами профессиональной подготовки как совокупность
многих составляющих, в результате учет ее особенностей носит фрагментарный
характер. Важнейшим направлением исследований является
усиление профессиональной направленности подготовки специалистов
в вузе. Важную роль в освоении профессии, достижении вершин профессионализма
играет умелое использование ценностей физической
культуры в сохранении и укреплении здоровья, физического и духовного
развития, функциональной подготовленности как важнейших составляющих
профессионализма. В противном случае сильное и выраженное
переутомление обучающихся может явиться основой формирования
психосоматических заболеваний и как результат – снижение качества
образования. Многочисленные исследования свидетельствуют о
том, что наиболее эффективным и доступным средством должна стать
разработка психофизических методик коррекции и реабилитации студентов,
обеспечивающих расширение функциональных возможностей
организма, развитие профессионально важных качеств.
В то же время результаты исследования показывают, что только
15,5 % специалистов технического профиля используют физкультурноспортивные
и оздоровительные средства в профессиональной деятельности.
Как отметили 95 % экспертов, причинами являются слабая разработанность
концептуальных подходов по использованию средств физической
культуры в учебно-профессиональной деятельности будущих
специалистов на этапе профессиональной подготовки, слабая междисциплинарная
связь общепрофессиональных и специальных дисциплин с
физической культурой.
В настоящее время занятия по физической культуре в вузах осуществляются
на основе учебной программы дисциплины «Физическая
культура», которая рекомендована Министерством образования России
и соответствует Государственным образовательным стандартам высшего
профессионального образования по соответствующим направлениям.
4
Стр.5
Однако ее содержание ориентировано, прежде всего, на решение задачи
общей и двигательной подготовки. Содержание же раздела профессионально-прикладной
физической подготовки (ППФП) передано для самостоятельной
разработки кафедрам физического воспитания вузов.
Так, в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального
образования по инженерным направлениям предписывают
«осуществлять преподавание дисциплины «Физическая культура» по
программам, разработанным в самом вузе и учитывающим профессиональную
специфику специальности, устанавливать необходимую глубину
преподавания отдельных разделов дисциплин, содержание которых
должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля
подготовки выпускников и содействовать реализации задач их профессиональной
деятельности».
В целях модернизации процесса преподавания модуля «Физическая
культура и спорт», определения порядка его освоения с учетом состояния
здоровья обучающихся, реализации принципов студентоцентрированного
обучения, в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами высшего образования по уровню
образования бакалавриат и специалитет, с учетом мнения профсоюзной
организации работников и обучающихся САФУ и Совета студенческого
самоуправления САФУ, введен в действие Регламент организации
учебного процесса по физической культуре и спорту в Северном (Арктическом)
федеральном университете имени М.В. Ломоносова (приложение
А).
Регламент разработан в соответствии со следующими документами:
Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным законом Российской Федерации от 04.12.2007 г.
№ 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 5 апреля 2017 г. № 301 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам высшего образования − программам бакалавриата,
программам специалитета, программам магистратуры»;
приказом Министерства спорта Российской Федерации от
27.12.2013 № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления
образовательной, тренировочной и методической деятельности
в области физической культуры и спорта»;
5
Стр.6
приказом Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 9 августа 2010 г. № 613н «Об утверждении
порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных
и спортивных мероприятий»;
федеральными государственными образовательными стандартами
высшего образования по направлениям подготовки и специальностям
высшего образования (ФГОС ВО);
самостоятельно устанавливаемыми образовательными стандартами
(СУОС);
Уставом университета;
локальными нормативными актами университета.
Целью реализации модуля «Физическая культура и спорт» является
формирование физической культуры личности и способности,
направленного использования разнообразных средств физической
культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья, психофизической
подготовки, самоподготовки, здоровьесбережения для будущей
профессиональной деятельности, а также организации тренировочного
процесса и соревновательной деятельности обучающихся.
Физическая подготовка к трудовой деятельности современного
специалиста чрезвычайно сложное и трудное для реализации дело. Она
требует учета многих «если», и не только особенностей профессиональной
деятельности, но и, в частности, индивидуальных особенностей
студентов, их места проживания и особенностей реагирования организма
на климатогеографические факторы и сезонные ритмы, использования
современных информационных и технологических подходов.
Вместе с тем программы, рассчитанные на среднестатистические данные
о физическом состоянии и развитии студента без учета их динамики,
создают проблемы в формировании личности и профессиональной
готовности будущего специалиста.
По целому ряду профессий разработаны соответствующие программы
профессионально-прикладной подготовки, основанные на классификации
Ф.Т. Ткачева, которая носит обобщающий характер и включает
в себя 15 групп профессий [21]. Данные программы приносят реальный
положительный эффект при подготовке студентов к будущей
профессиональной деятельности. Но вместе с тем активно изменяющаяся
учебно-профессиональная среда и профессиональная деятельность
требуют внесения корректировки в модели (системы) профессиональной
подготовки студентов технического вуза, в том числе детерминации
связи физической подготовки с сезонной динамикой психофизиче6
Стр.7
ского и биоэнергетического состояния для обеспечения условий профессиональной
успешности.
Обеспечение обратной связи обуславливает необходимость создания
медико-педагогического контроля, который бы способствовал
дифференциации педагогических задач и их решению в процессе физического
воспитания каждого отдельного студента. Необходим целый
комплекс организационно-методических условий, которые следует рассматривать
как чрезвычайно важный элемент всей системы исследований.
Это предполагает разработку модели функционирования физической
культуры с включением ряда компонентов, составляющих портрет
профессиональной подготовки студента.
Отсутствие научно-методической литературы и методических рекомендаций
по данной проблеме, программ профессиональной физической
подготовки, основанных на сезонной динамике, затрудняет управление
системой физического воспитания в годичном цикле подготовки,
существенно снижает результативность профессиональной подготовки
будущих специалистов технических вузов.
Важно, что развитие профессионально-прикладной системы физического
воспитания становится все более актуальным, так как она педагогически
обусловлена, поскольку посредством целенаправленного
применения методов и средств физического воспитания может быть достигнут
существенно более высокий уровень.
7
Стр.8