Департамент образования и молодежной политики
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Рашевская Н.Н., Степаненкова З.В.
История Сибири
до XIX века
Учебно-методическое пособие
для студентов, обучающихся по направлениям подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Направленность: История и обществознание
Уровень бакалавриата
Сургут, 2020
Стр.1
УДК 94(571)(075.8)
ББК 63.3(253)я73-9
Р 28
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета
БУ «Сургутский государственный
педагогический университет»
Учебно-методическое пособие утверждено
на заседании кафедры социально-гуманитарного образования
12 декабря 2019 года, протокол № 4
Рецензенты:
Гололобов Евгений Ильич,
доктор исторических наук, профессор,
профессор кафедры социально-гуманитарного образования
Сургутского государственного педагогического университета
Пашин Сергей Станиславович,
доктор исторических наук, профессор,
профессор кафедры Отечественной истории
Тюменского государственного университета.
Рашевская, Н. Н., Степаненкова, З. В.
Р 28
История Сибири до XIX века: учеб.-метод. пособие: направление
подгот. 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
: уровень бакалавриата / Н.Н. Рашевская, З.В. Степаненкова;
Бюджетн. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа –
Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный
педагогический университет», 2020. – 126 [1] с.
Учебно-методическое пособие, ориентированное на изучение истории
Сибири с древности до начала XIX века, предназначено для обучающихся по
образовательным программам высшего образования направлений подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).
Направленность: История и обществознание в соответствии с ФГОС ВО – бакалавриат
по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование
(с двумя профилями подготовки) от 22.02.2018 № 125.
Материалы пособия включают учебно-тематическое планирование, структуру
и основное содержание модулей курса, методические рекомендации и
дополнительные материалы для подготовки к семинарским занятиям, список
основной и дополнительной литературы. Разработанные и представленные в
приложении критерии оценивания позволяют сориентировать студентов на
систему оценивания в ходе обучения.
УДК 94(571)(075.8)
ББК63.3(253)я73-9
© Рашевская Н. Н., Степаненкова З. В., 2020
© БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2020
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ............................................................................................4
Учебно-тематический план ....................................................................8
Модуль 1. Основные вопросы истории Сибири до XIX века ...............9
У.Э. 1.1. Общие вопросы истории Сибири до XIX века .........................11
У.Э. 1.2. История древних и средневековых обществ Сибири ............36
У.Э. 1.3. Русское освоение Сибири в XVI–XVIII вв..................................47
У.Э. 1.3. Рубежный контроль 1
«Основные вопросы истории Сибири до XIX века» ................80
Модуль 2. Разработка комплекта дидактических материалов
для учащихся старших классов по истории ХМАО-Югры .... 85
У.Э. 2.1. Структура и содержание комплекта
дидактических материалов для учащихся старших классов
по истории ХМАО-Югры ...........................................................86
У.Э. 2.2. ХМАО-Югра в древности и средневековье .............................90
У.Э. 2.3. Рубежный контроль 2
«Разработка комплекта дидактических материалов
для учащихся старших классов по истории ХМАО-Югры» .....96
Список источников и литературы ......................................................100
Приложения .........................................................................................105
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
«Российское могущество будет прирастать Сибирью..»
М.В. Ломоносов
Изучение дисциплины «История Сибири до XIX века» направлено
на рассмотрение основных событий древней и средневековой
истории Сибирского региона. Необходимость изучения данного курса
обуславливается важностью Сибирского региона в истории страны.
Зачастую при изучении истории страны очень мало внимания уделяется
региональной специфике. Будущие учителя истории должны хорошо
знать историю региона, в котором будут работать, чтобы суметь
привить школьникам любовь и уважение к малой Родине.
В ходе изучения курса особое внимание уделено современным
трактовкам исторических событий в Сибирском регионе, новым подходам
в историографии к походу Ермака, взаимоотношениям русского
и аборигенного населения, системе управления Сибирью.
В ходе прохождения курса студенты исследуют основные этапы
включения огромного, богатого Сибирского региона в состав Российского
государства. Освоение дисциплины направлено на формирование
у обучающихся комплексного представления об истории Сибири
как части Российского государства со своей спецификой.
Изучение основных этапов развития Сибирского региона в древности
и средневековье позволяет ориентировать обучающихся на
возможности использования полученных знаний и умений для разработки
внеклассных занятий со школьниками, разработке элективных
курсов по истории ХМАО-Югры.
Цель дисциплины – научиться использовать знания по истории
Сибири в древности и средневековье для организации образовательного
процесса по учебному предмету «История ХМАОЮгры».
Стр.4
Предисловие
5
Задачи:
1. Научиться систематизировать основные события, явления, процессы
и тенденции истории Сибири до XIX века;
2. Научиться отбирать материал для методического обеспечения
отдельных тем по истории ХМАО-Югры.
Процесс освоения дисциплины направлен на формирование следующих
компетенций:
ПК – 1 Способен формировать целостное представление об общественно-историческом
процессе у обучающихся;
ПК – 2 Способен формировать у обучающихся умение работать
с различными источниками информации по истории и обществознанию.
В
результате изучения дисциплины обучающийся должен овладеть
следующими компонентами компетенций:
знать:
основные события, явления, процессы и тенденции истории Сибири
до XIX в.;
историографию ключевых проблем истории Сибири до XIX в.;
основные источники по истории Сибири до XIX в.;
периодизацию истории Сибири до XIX в.;
требования к комплекту дидактических материалов;
содержание программы школьного курса истории ХМАО-Югры;
уметь:
выявлять основные проблемы истории Сибири до XIX в.;
использовать историческую карту Сибири как источник информации;
выявлять
причинно-следственные связи и основные тенденции
развития обществ, экономики и государств в Сибири до XIX в.;
выделять формы взаимодействия между различными этносами
в Сибири до XIX в.;
характеризовать особенности культуры народов Сибири до XIX в.;
выделять критерии отбора материала для комплекта дидактических
материалов;
оценивать комплексы дидактических материалов;
разрабатывать систему заданий для комплекта дидактических
материалов с опорой на различные источники информации;
Стр.5
6
ИСТОРИЯ СИБИРИ ДО ХХ ВЕКА
презентовать разработанный комплект дидактических материалов;
владеть:
навыками
работы с исторической картой;
навыками поиска информации в различных видах источников;
навыками выделения причинно-следственных связей;
навыками систематизации исторических фактов по истории
Сибири до XIX в.
иметь опыт:
выделения тенденций и этапов исторического процесса в Сибири
до XIX в.;
разработки комплекта дидактических материалов по истории
ХМАО-Югры.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы,
108 часов, из них: контактная работа (лекционные, семинарские занятия,
КСР) – 44 часа, самостоятельная работа – 62 часа, экзамен – 2 часа.
Основные формы организации учебного процесса – лекционные и
семинарские занятия. На лекциях рассматривается фактический материал,
а также раскрываются и анализируются основные дискуссионные
вопросы этимологии слова «Сибирь», основных этапов изучения
сибирского региона, проблемных вопросов, связанных с походом Ермака.
На семинарских занятиях обсуждаются ключевые события истории
Сибири, что дает возможность вывести студентов на дискуссию, а
также систематизировать и закрепить полученные ими знания и умения.
Важной частью работы является анализ первоисточников.
Аудиторная работа в рамках курса тесно взаимосвязана с самостоятельной
работой. Самостоятельная работа студентов реализуется в
процессе подготовки к семинарским занятиям, а также подготовки к
мини-зачету. Проверка самостоятельной работы студентов осуществляется
посредством письменных контрольных работ во время аудиторной
работы.
Основные формы и виды текущего контроля успеваемости: семинарские
занятия, контрольные работы (тесты, открытые вопросы),
практические задания (составление таблиц, схем), подготовка докладов
по отдельным проблемным вопросам исторического развития
Стр.6
Предисловие
7
Сибири до XIX века. Формы и процедуры промежуточной аттестации
– экзамен, который выставляется по результатам освоения всех
модулей и итоговому тестированию по рейтингу.
В ходе изучения курса используются современные образовательные
технологии: активные методы обучения, интерактивные формы
учебных занятий в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению
подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями
подготовки). Особое внимание уделено реализации деятельностного
подхода в обучении. В ходе изучения дисциплины используются
компьютеры, мультимедийные средства, материалы методического
кабинета социально-гуманитарного факультета (картографический материал)
и музея истории ремесел Западной Сибири, ресурсы библиотеки
и образовательного портала университета, Интернет-ресурсы.
В рамках первого модуля рассматриваются следующие аспекты:
предмет, источники и историография истории Сибири до XIX в.; природно-географические
условия Сибири; этнический состав населения
Сибири в древности и средневековье; археологические культуры и
памятники Сибири; древние и средневековые государства Сибири;
социально-экономическое развитие коренного населения Сибири;
культура населения Сибири в древности и средневековье; этапы колонизации
Сибири; система управления Сибирью в XVI–XVIII вв.;
социально-экономическое развитие русского населения Сибири в
XVI–XVIII вв.; взаимодействие русского и коренного населения в Сибири
в XVI–XVIII веках.
В рамках второго модуля особое внимание уделено изучению
таких аспектов, как понятие дидактического материала на уроках
истории, структура комплекта дидактических материалов, принципы
отбора информации для комплекта дидактических материалов; разработка
плана составления комплекта дидактических материалов по
истории ХМАО-Югры; принципы отбора иллюстративного материала
для комплекта дидактических материалов, картографический материал
по истории ХМАО-Югры, схематический материал по истории
ХМАО-Югры, иллюстрации-реконструкции; принципы отбора источников
для комплекта дидактических материалов, археологические источники
по истории ХМАО-Югры, этнографические источники по истории
ХМАО-Югры, письменные источники по истории ХМАО-Югры.
Стр.7
8
ИСТОРИЯ СИБИРИ ДО ХХ ВЕКА
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Всего часов
Название темы
Модуль 1. Основные вопросы истории Сибири до XIX века
У.Э. 1.1. Основные вопросы истории Сибири до XIX века
У.Э. 1.1.1. Предмет, источники и историография
истории Сибири до XIX века
У.Э. 1.1.2. Природно-географические условия Сибири
У.Э. 1.1.3. Этническая характеристика Сибири
в древности и средневековье
У.Э. 1.1.4. Общая характеристика Сибирского региона –
мини-зачет
У.Э. 1.2. История древних и средневековых обществ Сибири
У.Э. 1.2.1. Археологические культуры и памятники Сибири
У.Э. 1.2.2. Древние и средневековые государства Сибири
У.Э. 1.2.3. Социально-экономическое развитие
коренного населения Сибири
У.Э. 1.2.4. Культура населения Сибири в древности
и средневековье
44
24
24
22
24
24
24
24
У.Э. 1.3. Русское освоение Сибири в XVI–XVIII веках
У.Э. 1.3.1. Начало русской колонизации Сибири 44
У.Э. 1.3.2. Система управления Сибирью в XVI–XVIII вв.4 4
У.Э. 1.3.3. Социально-экономическое развитие
русского населения Сибири в XVII-XVIII веках
У.Э. 1.3.4. Взаимодействие русского и коренного
населения в Сибири в XVII–XVIII вв.
У.Э. 1.4. Рубежный контроль 1 – контрольная работа
Модуль 2. Разработка комплекта дидактических материалов
для учащихся старших классов по истории ХМАО-Югры
У.Э. 2.1. Структура и содержание комплекта дидактических материалов
для учащихся старших классов по истории ХМАО-Югры
У.Э. 2.1.1. Планирование разработки комплекта
дидактических материалов
У.Э. 2.2. ХМАО-Югра в древности и средневековье
У.Э. 2.2.1. Иллюстративный материал
по истории ХМАО-Югры
У.Э. 2.2.2. Источники по истории ХМАО-Югры
У.Э. 2.3. Рубежный контроль 2 – учебная конференция
24
24
24
Всего: 8 26 62 10
24
24
24
24
Лекционные
занятия
Семинарские
занятия
СРС
КСР
Стр.8
Модуль 1.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ
СИБИРИ ДО ХIХ ВЕКА
Цель модуля: научиться систематизировать основные события,
явления, процессы и тенденции истории Сибири до XIX века.
Задачи модуля:
1. Научиться анализировать основные события древней и средневековой
Сибири.
2. Научиться систематизировать информацию об основных тенденциях,
явлениях и процессах древней и средневековой Сибири.
В результате изучения модуля студент должен:
знать:
историографию ключевых проблем истории Сибири до XIX в.;
источники по древней и средневековой истории Сибири;
археологические культуры и памятники, государства Сибири;
этапы русской колонизации Сибири до XIX века;
структуру общества и экономики государств Сибири;
особенности социально-экономического и культурного развития
народов Сибири;
структуру управления Сибирью до XIX века.
уметь:
выявлять основные проблемы древней и средневековой истории
Сибири;
анализировать историческую информацию из разных видов источников
по истории Сибири до XIX века;
использовать историческую карту Сибири как источник информации
по разным периодам времени;
характеризовать природно-географические условия Сибири;
Стр.9