ЯРОСЛАВСКИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Научный журнал
Издается с 1994 года
№ 5 (128)-2022
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Калина И. И. Междисциплинарность: учителям легче, ученикам полезнее ______________________________ 8
Симановский А. Э. Условия реализации методического продукта в педагогических
и психолого-педагогических исследованиях ____________________________________________________ 18
Волкова Т. Г., Таланова И. О. Геймификация в образовании: проблемы и тенденции _____________________ 26
Проскура Я. В. Организация дистанционного обучения в вузе (на примере иностранного языка) ___________ 34
Голуб Г. Б., Фишман И. С., Фишман Л. И., Прудникова В. А. Отношение директоров школ к независимой
оценке квалификации педагогов ______________________________________________________________ 43
Еремина М. В., Бочкарева О. В. Использование идей С. В. Смоленского и В. Н. Зиновьева в современном
музыкально-педагогическом образовании ______________________________________________________ 56
МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Хамов Г. Г., Тимофеева Л. Н. Организация самостоятельной исследовательской деятельности в ходе изучения
курса «Теория чисел» ______________________________________________________________________ 67
Тамарская Н. В., Асси Р. Модель подготовки будущих педагогов к организации добровольческого труда
младших школьников_______________________________________________________________________ 77
Синицын И. С., Купцов С. Е. Подготовка будущих учителей географии к формированию у школьников
глобальных компетенций ___________________________________________________________________ 86
Гольцова Т. А., Проценко Е. А. Особенности создания учебного пособия по иностранному языку в контексте
смешанного обучения ______________________________________________________________________ 96
Моисеева Ю. А. Проблема взаимосвязи структурных компонентов профессиональной компетентности
и педагогической деятельности в процессе подготовки студентов _________________________________ 105
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
Бабаева Н. А. Взаимосвязь самосознания и эмоциональных переживаний личности ____________________ 113
Харитонова Е. В., Холондович Е. Н. Трансляция семейных ценностей как основы российского менталитета 120
Бабичкова Е. С. Модель психологических ресурсов устойчивости психических состояний личности
в затрудненных условиях жизнедеятельности _________________________________________________ 132
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ,
ПСИХОДИАГНОСТИКА ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД
Ансимова Н. П., Ерофеева А. Г. Роль семейного воспитания в формировании психологической культуры
детей дошкольного возраста ________________________________________________________________ 144
Нижегородцева Н. В., Прудникова А. В. Теоретическая модель психологической структуры конфликтной
компетентности __________________________________________________________________________ 152
Васильева И. В., Чумаков М. В. Представления студентов-психологов о волонтерской деятельности ______ 161
4
Стр.4
Зобков В. А. Психологические особенности эффективности обучающей деятельности ___________________ 170
Тащева А. И., Гриднева С. В., Арпентьева М. Р. Психолого-педагогическое сопровождение будущих учителей
в инновационной образовательной среде _____________________________________________________ 176
Гилемханова Э. Н. Модель дисбаланса стержневых процессов образовательной среды как концептуальная
основа анализа ее социокультурных рисков ___________________________________________________ 185
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА (КУЛЬТУРОЛОГИЯ)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
Липский В. Н. Метаморфозы европейской культурно-эстетической традиции (Новое время) _____________ 193
Хренов Н. А. Человечество в ситуации очередной в истории медиа «мировой революции» _______________ 201
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
Богданова П. Б. Историко-философский феномен барокко __________________________________________ 211
Ходнев А. С. Культура и культурный эссенциализм в контексте международного регулирования, 1920-1930 гг.
________________________________________________________________________________________ 219
Злотникова Т. С., Свистунова В. А. Проблематика художественного синтеза в русской и советской культуре
(восточные мотивы в балете) _______________________________________________________________ 227
КУЛЬТУРОСООБРАЗНЫЕ ПРАКТИКИ
Добрецова С. А. Музеефикация советского периода в культурном пространстве провинциальных музеев ___ 235
Эвалльё В. Д. Эффекты полиэкрана в сценографии Й. Свободы и экспозиции выставки Б. Виолы _________ 244
5
Стр.5
YAROSLAVL
PEDAGOGICAL BULLETIN
Scientific journal
Published since 1994
№ 5 (128)-2022
THE CONTENT
GENERAL PEDAGOGY,
HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION
Kalina I. I. Interdisciplinarity: easier for teachers, useful for students ______________________________________ 8
Simanovsky А. E. Conditions for implementing a methodological product in pedagogical and psychologicalpedagogical
research ________________________________________________________________________ 18
Volkova T. G., Talanova I. O. Gamification: problems and trends _________________________________________ 26
Proskura Ya. V. Organization of distance learning at the university (using a foreign language as an example) ______ 34
Golub G. B., Fishman I. S., Fishman L. I., Prudnikova V. A. Independent assessment
of teaching staff qualifications as seen by the heads of educational organizations _________________________ 44
Eremina M. V., Bochkareva O. V. Using the ideas of S. V. Smolensky and V. N. Zinoviev in modern musical
and pedagogical education ____________________________________________________________________ 57
METHODOLOGY AND TECHNOLOGY
OF PROFESSIONAL EDUCATION
Khamov G. G., Timofeeva L. N. Formation of skills of independent teaching activity
during the course of the course «number theory» __________________________________________________ 68
Tamarskaya N. V., Assi R. Model for preparing future teachers
to organize voluntary elementary school children’s work ____________________________________________ 77
Sinitsyn I. S., Kuptsov S. E. Training of future geography teachers
to form global competencies among school students ________________________________________________ 87
Goltsova T. A., Protsenko E. A. Experience in creating english language course book
in the context of blended learning ______________________________________________________________ 96
Moiseeva Yu. A. The problem of the relationship between the structural components of professional competence
and pedagogical activity in the process of training students _________________________________________ 105
GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY,
PSYCHOLOGY HISTORY
Babaeva N. A. Relation between self-consciousness and emotional experience _____________________________ 114
Kharitonova E. V., Kholondovich E. N. Translation of family values as the basis of the russian mentality ________ 120
Babichkova E. S. A model of psychological resources for the person’s mental states stability in difficult living
conditions ________________________________________________________________________________ 132
PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY, PSYCHODIAGNOSTICS
OF DIGITAL EDUCATION ENVIRONMENTS
Ansimova N. P., Erofeeva A. G. The role of family education in formation
of preschool children’s psychological culture ____________________________________________________ 145
Nizhegorodtseva N. V., Prudnikova A. V. Theoretical model of the psychological structure of conflict competence _ 152
6
Стр.6
Vasileva I. V., Chumakov M. V. Students' perceptions of volunteering ____________________________________ 162
Zobkov V. A. Psychological features of the training activity effectiveness __________________________________ 170
Tashcheva A. I., Gridneva S. V., Arpentieva M. R. Psychological and pedagogical support of future teachers
in innovative educational environment _________________________________________________________ 177
Gilemkhanova E. N. The model of the imbalance of the core processes in the educational environment
as a conceptual basis for the analysis of its socio-cultural risks_______________________________________ 185
THEORY AND HISTORY OF CULTURE, ART (CULTUROLOGY)
THEORETICAL ASPECTS IN STUDYING CULTURAL PROCESSES
Lipsky V. N. Metamorphoses of the european cultural and aesthetic tradition (Modern Times) _________________ 194
Khrenov N. A. Humanity in the situation of another «world revolution» in the history of media ________________ 201
HISTORICAL ASPECTS OF THE STUDY OF CULTURAL PROCESSES
Bogdanova P. B. Historical and philosophical phenomenon of Baroque ___________________________________ 211
Khodnev A. S. Culture and cultural essentialism in the context of international regulation, 1920-1930 ___________ 219
Zlotnikova T. S., Svistunova V. A. Problematics of artistic synthesis in russian and soviet culture
(oriental motifs in ballet) ____________________________________________________________________ 228
CULTURE CONFORMABLE PRACTICES
Dobretsova S. A. Museumification of the soviet period in the cultural space of provincial museums _____________ 235
Evallyo V. D. Split-screen and its effects in Josef Svoboda’s scenography and Bill Viola’s exhibition ____________ 244
7
Стр.7