ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1495)
Журнал основан имп. Александром I в 1803 году
НА
РОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г.
Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования,
Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом “Народное образование”»
Редакционная коллегия (экспертный совет):
Åëåà Øèøàêîâà, главный редактор журнала «Народное образование»,
кандидат педагогических наук
Àëåêñàð Àñîëîâ, академик РАО
Вера Áååðõàîâà, профессор, доктор педагогических наук
Âëàèèð Беспалько, академик РАО
Ààòîëèé Âèôëååñêèé, доктор экономических наук
Сергей Воровщиков, профессор, доктор педагогических наук
Ààòîëèé Åðîëè, кандидат педагогических наук
Àëåêñàð Êàåâ, доктор биологических наук
Òàòüÿà Êèñàðîâà, главный редактор издательства «Педагогическое общество России»
Èðèà Êîëåñèêîâà, профессор, доктор педагогических наук
Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области
Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ
Валерия Ìóõèà, академик РАО
Àðåé Îñòàïåêî, профессор, доктор педагогических наук
Марк Ïîòàøèê, академик РАО
Виктор Ñëîáî÷èêîâ, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО
Мурат ×îøàîâ, профессор, доктор педагогических наук
Åâãåèé ßáóðã, академик РАО
Âèòîëü ßñâè, профессор, доктор психологических наук
Редакция:
Елена Шишмакова (главный редактор), Любовь Купфер (выпускающий редактор),
Светлана Лячина (ответственный секретарь), Арсений Замостьянов (консультант),
Тамара Ерегина (редактор)
Производство: Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог)
Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00. E-mail: narob@yandex.ru, no.podpiska@yandex.ru
C журналами и книгами издательства можно ознакомиться на сайте www.narodnoe.org
¹6’2022
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ЮБИЛЕЙ СОВЕТСКОГО ÑÎÞÇÀ. 1922–2022. РАКУРСЫ
А. А. Замостьянов
Советская массовая культура.
Суверенитет и народность
Т. Д. Замилов
10
Одновременное развитие высокой, просветительской и массовой
культуры как главная особенность советской цивилизации. Актуальность
изучения образцов советской массовой культуры в школе. Достижение
культурного суверенитета как одна из задач современного общества.
Неразгаданный феномен
Н. Я. Лактионова
18
Традиции и достижения Советского Союза. Образ советского человека:
единый культурный код, система ценностей, историческая память. Роль
педагога в объективной оценке Советского Союза.
Советский опыт для России
и е¸ миссии в Евразии
К 100-летию образования СССР
М. А. Сазоненко
«Девочки-домохозяйки»
и «мальчики-инженеры»
в детских журналах
советского периода
22
Негативные последствия идеологии антисоветизма. Дискредитация
опыта прошлого как действенный инструмент ослабления страны.
Укрепление российской государственности и реализация интеграционной
стратегии России на постсоветском пространстве.
33
Обновление взгляда на гендерную политику. Актуализация художественного
и культурного наследия советского времени 1930–1950-х годов
с его противоречивыми тенденциями в современной культуре.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
А. Б. Вифлеемский
Что такое цифровизация
образования
47
Сущность понятия «цифровизация». Замена педагогов и учебников информационными
технологиями и цифровыми продуктами. Принудительная
цифровая трансформация школьного образования. Использование
дистанционных образовательных технологий. Насаждение электронных
журналов и дневников как первый этап цифровизации образования.
Е. Н. Валиева
Поиск стратегии развития
отечественной школы
56
конца ХХ века (на материалах
Западной Сибири)
2
Основные направления реформирования отечественной школы конца
XX века. Общее образование как ресурс общественного развития
и технологического прорыва. Проблема соответствия состояния
российской школы актуальным задачам государства.
Народное образование / Public education 6’2022
Стр.3
И. В. Ковалёва,
С. М. Горностаева,
Т. А. Дебелова
Нормативные основания
применения методического
терминологического аппарата
СОДЕРЖАНИЕ
67
Сопоставление нормативных смыслов методического терминологического
аппарата в Федеральном законе «Об образовании в Российской
Федерации» с научными взглядами в педагогической науке.
Необходимость законодательного установления единого содержания
базовых методических терминов.
МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
А. В. Хуторской
Что меняет цифровизация
в образовании?
75
Причины, основные направления и понятия цифровизации образования.
Задачи развития педагогики цифровой эпохи. Специфика видов
цифрового обучения, отличия онлайн- от офлайн-занятий. Базовые
цифровые компетенции ученика и учителя. Риски и проблемы
цифровизации образования.
С. Д. Поляков
Об этической педагогике
Дмитрия Васильевича
Григорьева
86
Анализ педагогических идей Д. В. Григорьева. Организация полипозиционной
коммуникации как условия смысложизненного самоопределения
старшеклассников. Понимание воспитательного пространства как сети
ценностно и эмоционально наполненных событий. Выделение духовнопрактической
деятельности как особой сферы педагогической работы.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
М. М. Поташник
Лицемерие чиновников
от образования
95
Примеры лицемерного отношения чиновников от образования. Причины
их лицемерного поведения. Методы борьбы с чиновничьим произволом.
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
А. М. Каменский,
С. И. Кипа
103
Открытый образовательный
потенциал города
как пространство
профессионального
роста учителя
Взаимосвязь особенностей личности учителя с его профессиональной
деятельностью. Мотивация педагога в профессии, её обусловленность
личными интересами, увлечениями, склонностями. Анализ различных
форм открытости современной системы образования. Возможные
варианты дифференциации педагогической нагрузки учителя.
3
Народное образование / Public education 6’2022
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Н. Н. Деменева,
Е. Г. Гуцу
110
Анализ и оценка
учебно-методического
направления деятельности
профессиональных
педагогических ассоциаций
Обучение педагогов и повышение их квалификации, методическая
деятельность, проведение образовательных мероприятий с учащимися
и их родителями. Описание наиболее часто используемых форм работы
педагогических ассоциаций.
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ
Е. А. Ямбург
Обыкновенный ли фашизм?
Б. В. Куприянов,
Е. М. Карпова,
М. А. Шевелев
121
Влияние фашизма на формирование личности детей и подростков.
Причины появления ксенофобии. Противостояние ненависти, агрессии,
теории и практике геноцида: методы, способы и формы воспитания.
130
Школьное инициативное
бюджетирование как
воспитательная технология
И. Ю. Тарханова,
Н. Э. Волкова
Понятие партисипаторного бюджетирования. Переформатирование
технологии школьного инициативного бюджетирования в технологию
воспитания. Алгоритм школьного инициативного бюджетирования.
141
Ценности и смыслы
добровольчества:
поколенческий анализ
Особенности восприятия ценностей и смыслов участия в волонтёрских
практиках представителей разных поколений. Основные мотивы участия
в добровольческой деятельности. Ценности добровольчества и его
главные атрибуты.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ В ДЕЙСТВИИ
В. В. Круглов
Возможности цифровой
153
среды в процессе воспитания
школьников
Е. О. Черкашин
Реализация модуля
«Профориентация»
Программы воспитания
Анализ современного опыта организации воспитания в системе
образования с учётом использования цифровой среды. Применение
информационных технологий в процессе воспитания школьников:
проблемы, тенденции, направления.
158
в условиях цифровизации
образования
4
Проблемы использования информационных технологий в рамках
реализации модуля «Профориентация» Примерной программы
воспитания. Основные действия педагога для помощи учащимся
в поиске, отборе и использовании профориентационно значимой
информации, осуществлении профориентационной работы.
Народное образование / Public education 6’2022
Стр.5
Е. М. Сафронова,
Т. А. Бондаренко
СОДЕРЖАНИЕ
163
Представления школьных
менеджеров о потенциале
Примерной программы
воспитания школьников
Н. В. Шишарина
Гигиеническая оценка
воспитательной деятельности
и критерии е¸ безопасности
Противоречия Примерной программы воспитания. Определение
представлений школьных менеджеров об управленческом потенциале
и качестве Примерной программы. Целевые приоритеты документа.
Выявление учащимися нравственного смысла учебного текста.
171
Модель гигиенической оценки безопасной воспитательной деятельности
в контексте реализации Программы воспитания. Содержание и показатели
гигиенической оценки как способы обеспечения и сохранения благоприятной
динамики развития личности: физиологический, социальный, личностный,
психологический.
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ
П. Ю. Петрусевич
Образовательная среда,
где радуются и творят дети
(образовательная среда
школы Ямбурга)
В. Э. Штейнберг,
Р. М. Асадуллин,
Д. Р. Фатхулова,
И. Р. Тагариева,
Ф. Ф. Ардуванова
181
Особенности образовательной среды школы Е. А. Ямбурга как пример
гуманистической, развивающей среды. Социальный, пространственнопредметный
и технологический компоненты образовательной среды. Роль
школьника как субъекта образовательной среды.
189
Пилотный кластер «вуз — школа»
федеральной инновационной
площадки как современный
дидактический реализм
Совершенствование методов и средств взаимодействия вуза и школы.
Необходимость создания визуальных дидактических инструментов
в электронной форме. Разработка организационно-методической
структуры взаимодействия «вуз — школа».
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ИММУНИТЕТ
В. П. Бедерханова,
Т. А. Хагуров
199
Глобальная цифровизация
и проблемы когнитивной
безопасности общества
и государства
Д. А. Богданова
На пути к самому безопасному
в мире Интернету для детей
Распространение глобальных цифровых коммуникативных структур. Когнитивная
безопасность как способность общества сохранять и передавать последующим
поколениям системную картину мира, способность усваивать
сложные знания и оперировать ими, сохранять идентичность и ценности на
основе логоцентричной когнитивной матрицы. Ранняя гаджетизация детей.
203
Создание общественными и государственными структурами Великобритании
инициативы «Безопасность по дизайну». Новаторский стандарт для
платформы цифровых услуг как возможность для организаций разрабатывать
и поставлять системы с учётом прав и потребностей детей.
Стр.6