ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1494)
Журнал основан имп. Александром I в 1803 году
НА
РОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г.
Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования,
Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом “Народное образование”»
Редакционная коллегия (экспертный совет):
Åëåà Øèøàêîâà, главный редактор журнала «Народное образование»,
кандидат педагогических наук
Àëåêñàð Àñîëîâ, академик РАО
Вера Áååðõàîâà, профессор, доктор педагогических наук
Âëàèèð Беспалько, академик РАО
Ààòîëèé Âèôëååñêèé, доктор экономических наук
Сергей Воровщиков, профессор, доктор педагогических наук
Ààòîëèé Åðîëè, кандидат педагогических наук
Àëåêñàð Êàåâ, доктор биологических наук
Òàòüÿà Êèñàðîâà, главный редактор Издательства «Педагогическое общество России»
Èðèà Êîëåñèêîâà, профессор, доктор педагогических наук
Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области
Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ
Валерия Ìóõèà, академик РАО
Àðåé Îñòàïåêî, профессор, доктор педагогических наук
Марк Ïîòàøèê, академик РАО
Виктор Ñëîáî÷èêîâ, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО
Мурат ×îøàîâ, профессор, доктор педагогических наук
Åâãåèé ßáóðã, академик РАО
Âèòîëü ßñâè, профессор, доктор психологических наук
Редакция:
Елена Шишмакова (главный редактор), Любовь Купфер (выпускающий редактор),
Светлана Лячина (ответственный секретарь), Арсений Замостьянов (консультант),
Тамара Ерегина (редактор)
Производство: Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог)
Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00. E-mail: narob@yandex.ru, no.podpiska@yandex.ru
C журналами и книгами издательства можно ознакомиться на сайте www.narodnoe.org
¹5’2022
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
О. Н. Смолин
Наука и образование в условиях
санкций: первоочередные
антикризисные меры
7
Проблемы антисанкционной политики в области отечественной науки
и образования. Основные направления политики: смена идеологии;
научно-технологические проекты; преодоление кадрового кризиса
и решение кадровых проблем в сферах образования, здравоохранения
и науки; наращивание вложений в человеческий потенциал;
переориентация содержания общего и профессионального образования
в интересах модернизации страны и её кадрового потенциала.
А. Б. Вифлеемский
Откатизация школы
22
Цели внедрения цифровой образовательной среды. Отсутствие научнообоснованных
подходов в ходе цифровизации школы и проведение
ненаучного эксперимента. Оценка потенциальной коррупционной ёмкости
расходов на оцифрованную школу. Экономические последствия цифровой
трансформации школы.
Е. А. Ямбург
Стратегия и тактика развития
образовательного учреждения
в основополагающих
документах школы
М. А. Головчин
Сводный показатель
Рособрнадзора:
31
Гармонизация педагогических парадигм — стратегия развития школы.
Характеристика различных видов парадигм: когнитивно-информационной,
личностной, культурологической и компетентностной. Противоречия
между парадигмами образования. Основные принципы и условия для
гармонизации педагогических парадигм. Дифференциация обучения.
59
на что ориентирует российскую
школу новый мониторинг?
Т. В. Васкевич
«Разворот» к самим себе:
сейчас или никогда
Завершение западного эксперимента
над российским образованием
А. С. Данилова
Основные тенденции
российского воспитания:
сравнительный подход
Методика проведения мониторинга показателей развития школьного
образования в регионах России. Показатели мониторинга и алгоритм
исследовательских шагов. Достоинства и недостатки мониторинга.
Предложения по совершенствованию методики.
71
Проблема трансформации ценностно-смысловой сущности высшего образования
на современном этапе. Понятие «академический капитализм»,
его влияние на деформацию классической модели университета. Семантическая
сущность третичного образования. Первые шаги на пути к импортозамещению
в отечественном высшем образовании.
80
Разграничение понятий «обучение» и «воспитание». Повышенное
внимание к определению и созданию воспитательной (воспитывающей)
среды образовательной организации. Несоответствие целей и задач
воспитания целям и задачам современного образования. Целевые
ориентиры воспитательной работы.
2
Народное образование / Public education 5’2022
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
М. М. Поташник
Миф о едином образовательном
пространстве России:
куда ни кинь — всюду клин
А. В. Белова,
М. В. Левит
85
Определение единого образовательного пространства. Характеристика
условий для функционирования единого образовательного пространства:
кадровых, финансовых, материально-технических и пр.
93
Управление образовательным
комплексом в Москве
Интеграция разнородных образовательных организаций в единую и
гибкую систему, проектирование её будущего развития. Проблемы, риски
и пути решения новой задачи. Успешное применение направленной
организации нового прогрессивного педагогико-управленческого опыта.
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
А. С. Ильин,
Н. Ф. Ильина
105
Современный российский
учитель: эскиз
к профессиональному
портрету
Анализ исследований по проблеме профессионализма и профессиональной
компетентности учителя. Ключевые позиции, которые необходимо
учесть при подготовке будущих учителей и повышении квалификации
действующих учителей. Штрихи к портрету современного российского
учителя.
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ
Концепция воспитания
человека в Российской
Федерации
Проект
М. М. Поташник
Молитва под фанфары
с барабанным боем
Б. Ф. Кунц
Взгляд американца
на Антона Макаренко:
ныряя под стол
115
Базовые смыслы и основания воспитания человека. Сущность
и содержание воспитания человека. Опыт освоения содержания
воспитания. Структура воспитательных результатов. Образ
воспитывающего взрослого. Пути реализации Концепции.
130
Проблема патриотического/непатриотического поведения людей.
Невыполнение региональной властью своих управленческих функций.
Патриотизм подлинный и ложный.
140
Опыт работы американского педагога и психолога с трудными
подростками и молодёжью. Методы А. С. Макаренко.
3
Народное образование / Public education 5’2022
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
И. Ю. Шустова
«Метод взрыва»
145
А. С. Макаренко: современное
прочтение и использование
«Метод взрыва» как создание ситуации с особо сильными впечатлениями,
эмоциональными переживаниями. Ситуативный подход к воспитанию:
организация процесса воспитания через со-бытийную общность
педагога и воспитанников.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ В ДЕЙСТВИИ
Е. А. Александрова
Размышления о процессе
проектирования Примерной
программы воспитания РФ
в общеобразовательных
организациях
П. В. Степанов,
И. В. Степанова
Реализация
153
Необходимость возрождения воспитывающей функции урока.
Приоритетность воспитательного процесса. Позитивные изменения
в осмыслении воспитательного процесса администрацией и педагогами
образовательной организации. Рекомендации по организации процесса
воспитания в школах.
161
Программы воспитания:
между формализмом и
личностными результатами
И. В. Метлик
Новая Примерная программа
воспитания в школе: в ч¸м
Сущность воспитания. Эффективные способы реализации Программы
воспитания. Вовлечение школьников в разные виды деятельности.
Преодоление формализма.
167
новизна и как атуализировать
школьную программу
И. Ю. Шустова,
А. Ю. Нуруллова
Проблема разработки и обновления рабочих программ воспитания
в общеобразовательных организациях Российской Федерации.
Особенности структуры и содержания новой Примерной рабочей
программы воспитания. Оптимальный алгоритм актуализации рабочей
программы воспитания в школе с учётом новой Примерной программы.
178
Реализация модуля «Классное
руководство» программы
воспитания в условиях
цифровизации образования
Е. В. Киселёва
Внедрение коммуникативных ресурсов в деятельность классного руководителя.
Взаимосвязь офлайн- и онлайн-форм, направленных на вовлечение
в совместные дела педагогов и школьников. Создание детсковзрослых
общностей в классе. Интернет-ресурсы как современное
и значимое для детей средство коммуникации со сверстниками и взрослыми.
Направления деятельности классного руководителя и их содержание
с использованием интернет-ресурсов.
Новосибирский лицей
187
¹176: рабочая программа
воспитания от Сибири
до Артека
Анализ содержания инвариантного модуля рабочей программы
воспитания «Работа с родителями» и опыт его успешной реализации
в лицее № 176 г. Новосибирска. Новые форматы взаимодействия семьи
и лицея, отвечающие запросам современной практики воспитания.
Задачи и направления, конкретные формы работы лицея с родителями.
4
Народное образование / Public education 5’2022
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ
Е. Б. Голубев
Планета без школ и учителей,
или Учение с увлечением
М. А. Бодоньи,
А. А. Остапенко
193
Способы организации учения с увлечением: внутренний «генератор»
А. М. Зимичева, встреча с Чудом и постановка достойной цели
Г. С. Альтшуллера, феномен «впитывающего разума ребёнка».
200
Оценка как функциональная
подсистема образовательной
системы
Характеристика системы педагогической оценки. Органический подход
к моделированию образовательных систем. Структура и процессуальность
оценочной подсистемы. Многообразие форм оценки и оценочных
средств. Модель функциональной системы оценки.
Стр.6