ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1490)
Журнал основан имп. Александром I в 1803 году
НА
РОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г.
Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования,
Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом “Народное образование”»
Редакционная коллегия (экспертный совет):
Åëåà Øèøàêîâà, главный редактор журнала «Народное образование»,
кандидат педагогических наук
Àëåêñàð Àñîëîâ, академик РАО
Вера Áååðõàîâà, профессор, доктор педагогических наук
Âëàèèð Беспалько, академик РАО
Ààòîëèé Âèôëååñêèé, доктор экономических наук
Сергей Воровщиков, профессор, доктор педагогических наук
Ààòîëèé Åðîëè, кандидат педагогических наук
Àëåêñàð Êàåâ, доктор биологических наук
Òàòüÿà Êèñàðîâà, главный редактор Издательства «Педагогическое общество России»
Èðèà Êîëåñèêîâà, профессор, доктор педагогических наук
Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области
Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ
Валерия Ìóõèà, академик РАО
Àðåé Îñòàïåêî, профессор, доктор педагогических наук
Марк Ïîòàøèê, академик РАО
Виктор Ñëîáî÷èêîâ, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО
Мурат ×îøàîâ, профессор, доктор педагогических наук
Åâãåèé ßáóðã, академик РАО
Âèòîëü ßñâè, профессор, доктор психологических наук
Редакция:
Елена Шишмакова (главный редактор), Любовь Купфер (выпускающий редактор),
Светлана Лячина (ответственный секретарь), Арсений Замостьянов (консультант),
Тамара Ерегина (редактор)
Производство: Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог)
Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00. E-mail: narob@yandex.ru, no.podpiska@yandex.ru
Журналы и книги издательства можно увидеть на сайте www.narodnoe.org
¹1’2022
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Е.А. Ямбург
Трагический дистант
(неизвестная педагогика)
А.М. Кушнир
О Педагогике Дела
и не только…
А.Б. Вифлеемский
Разрушение системы воспитания
в школах России
7
Проблема дистанционного обучения. Исполнение родительского долга
в условиях тоталитарного режима. Имя А.О. Вангенгейма и его роль
в истории Гидрометслужбы. Письма и учебные пособия учёного,
адресованные дочери, как пример его трагического дистанта.
12
Дискуссия о Педагогике Дела А.С. Макаренко и о возможности её
реализации в современной школе. Международный Макаренковский
форум: проблематика, итоги, перспективы.
28
Бюрократизация системы воспитания. Замена реальной воспитательной работы
бумажной. Создание «вертикали воспитания», введение «советников
по воспитанию», разрушение системы дополнительного образования, навязывание
учащимся волонтёрства и электронных школьных дневников.
Отсутствие решения реальных проблем в сфере воспитания.
А.М. Каменский
Константы и переменные
хорошей школы
43
Вопросы оценки деятельности общеобразовательной школы. Значение
соотношения между сохранением сложившихся традиций и внедряемыми
инновациями. Ретроспективный анализ изменений в системе образования
в постперестроечный период. Критерии оценки качества школьного
образовательного процесса. Возможные пути развития современного
образования.
Д.А. Богданова
«Дети, несомненно,
являются наиболее
фотографируемыми
и наименее слушаемыми
членами общества»
49
Принятие Комитетом Организации Объединённых Наций Замечания
общего порядка № 25 в отношении цифровой среды. Инициативы
Еврокомиссии и регламентирующие документы по привлечению детей
к участию в исследованиях. Варианты возможного участия подростков
(консультативное, совместное, под руководством подростков).
2
Народное образование / Public education 1’2022
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
А.М. Пищик
Участники цифровизации
школы
57
Ступени эволюции носителей слова от устного до цифрового и их
характеристика. Необходимость разработки модели государственнообщественного
управления деятельностью по цифровизации школы.
Методологическая модель организации согласования интересов основных
участников цифровизации школы.
А.В. Джеус
Социальное воспитание в рамках
реализации Программы развития
социальной активности
учащихся начальной школы
«Орлята России»
64
Воспитание ребёнка как одно из стратегических направлений
деятельности государства, общества и системы образования. Основные
проблемы в воспитании детей и молодёжи. Разработка Программы
развития социальной активности учащихся. Структура Программы,
её ценностные основания, задачи и перспективы.
МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
А.В. Хуторской
Палеопедагогика —
наука об образовании
древнего человека
М.А. Чошанов
Дистанционное обучение
и цифровая дидактика:
уроки скептика
Д.Е. Шевелёва
Стандартизация в инклюзивном
образовании: трактовки
понятия и содержательное
наполнение в педагогике
разных стран
Е.Б. Голубев
Новые методы обучения:
как их воспринимают учителя
и как отвергают
На примере архивных публикаций
о методе коллективного
взаимообучения А.Г. Ривина
69
Специфические формы образования древних людей и их педагогические
функции. Актуальность новой научной дисциплины. Основные понятия
палеопедагогики, её объект, предмет, функции и задачи. Педагогические
формы и методы, применяемые древними людьми.
79
Вызовы цифровой эпохи. Особенности цифровой дидактики.
Дистанционное обучение: определение понятия, краткая история, обзор
исследований об эффективности формата. Практический опыт по
инженерии и проведению дистанционных курсов в Техасском
университете (США).
94
Сущность понятия «стандартизация в образовании». Характеристика
стандартизации относительно инклюзивного образования и содержания
образования для учеников с ОВЗ. Сравнение организационнопедагогических
условий инклюзивного образования и содержания
учебных программ в России и в других странах.
102
Анализ стереотипов восприятия новшеств и приёмов их скрытого
отторжения. Основные способы реагирования педагогов на новое
(на примере обсуждения метода коллективного взаимного обучения
А.Г. Ривина). Причины малого распространения метода Ривина.
3
Народное образование / Public education 1’2022
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
А.Б. Вифлеемский,
М.М. Поташник
Дамоклов меч над головой
директора школы
113
Проблема злоупотребления чиновниками правом применения 278-й
статьи п. 2 Трудового кодекса РФ с целью увольнения директоров
школ без объяснения причин. Необходимость внесения изменений
(дополнений) в статью.
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
А.В. Соложнин
Учителя пишут новую
педагогику non-stop
125
Анализ мнений педагогических работников о состоянии дел в системе
образования по итогам курсов повышения квалификации Е.А. Ямбурга.
Характерные признаки текущего времени в отечественной педагогической
практике на примере уральского города. Фрагменты рассуждений
педагогов относительно актуальных проблем школьной жизни.
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ
М.М. Поташник
Нравственный донос или
аморальное молчание?
А.А. Ермолин
Архетипическая модель
компетенций выпускника
российской школы
как система целевых
результатов воспитания
В.В. Абраменкова
Ресурсы обретения
безопасности детства
135
Рассмотрение модельной ситуации с социально-психологической
и нравственной позиций. Комментарии респондентов на представленную
модель. Рекомендации возможного разрешения модельной ситуации.
143
Набор компетенций как совокупный образ всех целевых результатов
образования. Сущность методики прогрессивного самообразования.
Представления россиян о «хорошем человеке». Структурная модель
компетенций клуба прогрессивного самообразования. «Эталонный
портрет» личности.
150
Ресурс самого ребёнка как полноценного субъекта собственной жизнедеятельности.
Примеры детской жизнестойкости, героизма, праведности,
святости в истории культуры и современности. Агиологическая психология
детской святости как потенциальная духовная одарённость личности.
Типология поведения детей различных возрастов в ситуации стресса.
Необходимость социально-психологического анализа случаев проявления
детского героизма с целью выявления мотивации и механизмов поведения,
принятия решений и характера действий ребёнка в опасных жизненных
обстоятельствах.
4
Народное образование / Public education 1’2022
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ
В.Э. Штейнберг,
А.Ф. Мустаев,
Л.В. Вахидова,
З.И. Исламова
Дидактические регулятивы
в работе кафедры
педагогического вуза
В.Б. Лебединцев
Фронтально-парное учебное
занятие — новый вариант
продуктивного сочетания
общеклассной работы
и деятельности учащихся в парах
163
Разработка инфографического проекта для педагогического вуза.
Понятийно-графические средства наглядности: определение, функции,
сфера применения. Логико-смысловое моделирование знаний.
Функционал заведующего кафедрой, профессорско-преподавательского
состава, студента.
180
Проблемы традиционного построения фронтальных занятий.
Фронтально-парные занятия как новый вариант организационной
структуры фронтальных занятий. Место фронтально-парных занятий
в классно-урочной системе обучения и системе коллективного обучения
по индивидуальным образовательным программам учащихся.
НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
С.С. Невская
À.Ñ. Макаренко —
учитель дореволюционной
начальной школы
193
Проблема дошкольного (семейного) и школьного умственного,
нравственного и трудового воспитания. Роль семьи и школы
в становлении личности А.С. Макаренко. Отношения в семье между
родителями и детьми, детская дружба со сверстниками. Педагогическое
мастерство учителей дореволюционной школы. Интеллектуальное
и нравственное взросление юного человека.
Стр.6