ББК 74.58
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Калининградский государственный технический университет»
ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогиISSN
2071-5331
Key title: Izvestja Baltiyskoy gosudarstvennoy akademii; Abbreviated key title: Izvestija BGARF
Key title in original characters: Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота
DOI:10.46845/2071-5331-2021-4-58
Научный журнал сформирован и активно развивается в концепте научной школы по внедрению профориентированного
процесса обучения на основе дифференциально-интегрального подхода, основателем которой является
Заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор Галина Александровна Бокарева.
Индексирование журнала и включение в базы данных: зарегистрирован Федеральной службой по
надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (свидетельство о регистрации;
серия ПИ № ФС 77-79694 от 27 ноября 2020 г.); входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов
и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание
ученых степеней доктора и кандидата наук (решение ВАК РФ от 19 февраля 2010 г. № 6/6; от 1 декабря 2015 г.;
от 26.03.2019 г.); представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) – головном исполнителе проекта по созданию
Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) и имеет импакт-фактор Российского индекса научного
цитирования (ИФ РИНЦ, сублицензионный договор № 17-11/08); зарегистрирован в Международной базе
данных периодических и продолжающихся изданий Ulrich’s Periodicals Directory, электронные версии журнала
размещены также на сайте Национального цифрового ресурса Руконт – www.rucont.ru и в Центре электронных
ресурсов «Агентство "Книга – Сервис"» – www.akc.ru
Сайт журнала: http://bgarf.ru/akademia/#izvestija
Распространяется в Российской Федерации по подписке и в розницу. Перепечатка материалов из журнала
допускается по согласованию с редакцией журнала. Ссылка на журнал обязательна.
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР:
Бокарев Михаил Юрьевич, доктор педагогических наук, профессор, БГАРФ ФГБОУ ВО «КГТУ»
ОТВЕТСТВЕННЫЙ И ВЫПУСКАЮЩИЙ РЕДАКТОР:
Бычкова Ольга Серафимовна, кандидат педагогических наук, профессор,
БГАРФ ФГБОУ ВО «КГТУ»
ЧЛЕНЫ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ:
Гребенюк Татьяна Борисовна, доктор педагогических наук, профессор,
ФГАОУ ВО «БФУ им. И. Канта»
Гончаров Сергей Владимирович, доктор психологических наук, профессор, ФГБОУ ВО «КГТУ»
Власова Елена Зотиковна, доктор педагогических наук, профессор (Санкт-Петербург),
ФГБОУ ВПО РГПУ им. А.И. Герцена
Зайцев Анатолий Александрович, доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «КГТУ»
Лушников Евгений Михайлович, доктор технических наук, профессор (Польша)
Самсонова Надежда Владиславовна, доктор педагогических наук, профессор,
ФГАОУ ВО «БФУ им. И. Канта»
Серых Анна Борисовна, доктор педагогических наук, доктор психологических наук,
профессор, ФГАОУ ВО «БФУ им. И. Канта»
Чуксина Ирина Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «КГТУ»
Включены научные статьи, посвященные актуальным проблемам профессионального педагогического образования.
Журнал рассчитан на широкий круг ученых, специалистов в области педагогики, профессиональной
педагогики, инженерной педагогики, теории и методики профессионального образования, психологии, аспирантов,
докторантов и соискателей. Статьи печатаются в авторской редакции.
Адрес редакции: 236029, г. Калининград, ул. Молодежная, 6, тел. и факс: +7 (4012) 92-51-55;
© Авторы статей, 2021
© ФГБОУ ВО «КГТУ», 2021
2
ческие науки = The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy. Psychological and pedagogical sciences: научный
рецензируемый журнал, образовательное СМИ / под ред. Научной школы проф. Г.А. Бокаревой. – Калининград:
Издательство БГАРФ, 2021. – № 4(58). – 258 с. – ISSN 2071–5331. – Текст: непосредственный.
e-mail: ipp_bga_rf@mail.ru
ISBN 978-5-7481-0489-0
Стр.2
ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота
СОДЕРЖАНИЕ
От главного научного редактора ................................................................................................. 6
УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ
Власова Е.З. От цифровой среды к цифровой экосистеме педагогического образования ....... 7
Самсонова Н.В., Пучкова В.А. Конфликтная образовательная среда интернациональной
учебной группы студентов ........................................................................................................... 11
Романовская Е.В., Бакулина Н.А., Гнездин А.В, Уткин В.Е. Влияние цифровой
экономики на инновационное развитие человеческого потенциала российского общества
в условиях профессионального обучения .................................................................................... 14
Семенова Л.В. Диверсификация принципов туристского образования ................................... 18
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н., Тамарская Н.В. Формы допрофессиональной
педагогической подготовки школьников ....................................................................................................... 23
Бугакова Н.Ю. Модель организации самостоятельной работы студентов в вузе ................... 29
Конюшенко С.М., Горюнова М.А. Развитие цифровой грамотности педагога
в системе повышения квалификации ........................................................................................... 32
Мычко Е.И., Чуракова А.В. Возможности студенческого клуба в формировании
спортивного профиля региона ..................................................................................................... 41
Папуткова Г.А., Головина И.В., Медведева Т.Ю. Психолого-педагогические классы
как этап профессионального становления будущего учителя ................................................... 44
Антонова Ю.Т., Семенов Ю.И., Междисциплинарное обучение в начальной школе как
основа формирования исследовательской компетенции ............................................................ 47
Арифулина Р.У., Катушенко О.А. Графические кейсы как инновационный инструмент
оценки эффективности деятельности классного руководителя ................................................. 52
Гегечкори О.Н., Хайменова С.В. Проблемы закрепления молодых специалистов
в образовательных организциях.................................................................................................... 58
Лапшова А.В., Зиновьева С.А., Гусев Е.Н. Развитие цифровых учебно-методических
материалов в системе профессионального образования ............................................................ 64
Усанина Н.С., Рощина Г.О., Русанова Л.С., Рощина Н.В. Наставничество как ресурс
повышения инклюзивной компетентности педагогов дошкольного образования ................. 66
ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Бокарев М.Ю., Бычкова О.С. К проблеме внедрения смешанного обучения в вузе .............. 74
Искендерова К.Я. Преимущества и способы применения метода предметно-языкового
интегрированного обучения .......................................................................................................... 77
Исмаилова М. Г. Духовно-нравственные ценности в произведениях Ашуга Алескера ........ 83
Повшедная Ф.В., Наумова Л.Ю. Характеристика педагогических средств стимулирования
формирования готовности будущих юристов к правотворческой деятельности..................... 87
Серебренников Л.Н. Идеи К.Д. Ушинского и трудовое воспитание
в современных условиях ................................................................................................................ 97
Королева Т.В., Даниленков А.В. Организационно-педагогические условия понимания
ценностно-смысловых аспектов профессиональной деятельности обучающимися ............ 100
Кропотин Д.Г. От «профессиональной пригодности» к «профессиональной квалификации»:
развитие представлений о профессионализме учителя в отечественной педагогике ............ 109
Ляшенко М.С., Ситнова А.Е. Взаимосвязь формального, неформального
и информального образования как концепция обучения ......................................................... 112
3
Стр.3
Павлов Н.М. Информационная компетентность учителя в условиях цифровой
трансформации регионального образования ............................................................................. 117
Рогатюк Г.Ф. Профессиональная позиция педагога-организатора внеурочной
деятельности в аспекте концепции индивидуальности человека ............................................ 120
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Чуксина И.Г. Технология обучения иностранных курсантов морской терминологии
на занятиях по русскому языку ................................................................................................... 125
Жулина Е.В., Медведева Д.Д. К вопросу о теориях голосообразования ............................... 131
Лошкарева Д.А., Абросимова М.А., Михайленко Д.М. Проектирование практических
занятий в современном профессиональном образовании ........................................................ 135
Минеева О.А., Борщевская Ю.М., Казначеев Д.А. Особенности применения игровой
технологии веб-квест на уроке иностранного языка в начальной школе ............................... 140
Мичеева Н.М. Воспитательная и образовательная функции музея ........................................ 144
Парахина О.В., Шкилевич И.А. Развитие творческих способностей младших
школьников в процессе создания мультипликационных фильмов ......................................... 149
Петрова Н.С., Абдуллина М.А., Кузьмишина А.М. Роль цифровой живописи
в обучении детей младшего школьного возраста...................................................................... 152
Сырова Н.В., Депсамес Л.П. Нетрадиционные техники рисования как средство
развития воображения учащихся в цифровой школе ............................................................... 156
Филатова О.Н., Ермолаева Е.Л., Илюшина Е.С. Мехатроника и робототехника
в современном профессиональном образовании ...................................................................... 161
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
Корнева И.П., Быкова Н.Т. К юбилею кафедры физики Балтийской
государственной академии .......................................................................................................... 164
Куценко С.С., Артюшенко А.К., Власова Е.Д. Использование компьютерных
технологий при решении задач по физике в техническом вузе ............................................... 169
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Пельменев В.К., Заболотный Д.В. Модель воспитания морально-нравственных
качеств осужденных средствами физкультуры и спорта в уголовно-исправительной
системе России ............................................................................................................................ 173
Безуглая Т.И. Особенности превенции девиантного поведения ............................................. 177
Гаджиева А.Ш. Вопросы эмоциональной устойчивости в условиях
информационного давления ........................................................................................................ 181
Головина Е.А., Гуренко Ю.В., Соболева Л.Л., Споденко С.В., Бондарева А.Ю.
Физическая активность студентов в период дистанционного обучения ................................ 187
Ширшова Е.О, Глинчикова Л.А., Маркелов Д.В. Возможности реализации системного
и модельно-целевого подходов в планировании учебно-тренировочного процесса
тяжелоатлетов первого разряда .................................................................................................. 192
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Наумов П.Ю. Проблема выявления условий и средств развития интеллигентности
будущих офицеров ....................................................................................................................... 199
Ступоченко Е.В. Исследование результативности первого этапа обучения
подростков кадетских классов .................................................................................................... 202
4
Стр.4
ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота
АСПИРАНТУРА И ДОКТОРАНТУРА
Богданов Д.А. Использование электронно-образовательных ресурсов в
процессе совершенствования профессиональной подготовки ................................................ 206
Джамбальянн Л.Л. Формирование готовности курсантов к педагогической профилактике
межролевых конфликтов в воинских подразделениях ............................................................. 211
Дивеев Д.В. Особенности саморегуляции студентов-первокурсников с различным уровнем
интернальности на этапе адаптации к условиям вуза ............................................................... 214
Дозморов Р.А. Историко-педагогический анализ реализации метода упражнения
в воспитании военнослужащих войск национальной гвардии ................................................ 221
Сиразетдинов М.Р. Управление конфликтами в воинском коллективе войск национальной
гвардии Российской Федерации: приоритетные векторы организации процесса .................. 225
Снурницына Ю.М. Диалектика связи использования метода кейсов и
проблемного обучения ................................................................................................................ 229
Тесленко О.В. Программно-методическое обеспечение научно-педагогической практики
аспирантов..................................................................................................................................... 233
Шабаайти Илихаму. Обучение уйгурских студентов русскому языку на основе
аудиовизуального метода ............................................................................................................ 237
ABSTRACTS ................................................................................................................................. 242
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ ............................................................................................. 252
РЕДАКЦИОННАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛА .................................................................................. 256
5
Стр.5